Найти тему
arts_tobe - просто об искусстве

Лоренцо Медичи: "восхитительный тиран" и покровитель искусств

Настоящий расцвет культуры Италии приходится на эпоху Возрождения, которая была «рождена» во Флоренции - одном из самых процветающих городов-республик. Её расцвет во многом был обусловлен экономическим подъёмом, наступившим во время правления представителей семейства Медичи.

Семья Медичи подарила миру двух королев, четырех римских пап, девять герцогов и около трехсот лет почти непрекращающегося правления.

Медичи - одна из самых могущественных семей в истории. Династия берет начало от Джованни ди Бичче Медичи (1360 - 1429), который сумел основать удачную банковскую систему.

Джованни ди Биччи де Медичи. Отец Козимо Медичи и прадед Лоренцо Великолепного.
Джованни ди Биччи де Медичи. Отец Козимо Медичи и прадед Лоренцо Великолепного.

Его сын, Козимо Медичи (padre della patria -"отец отечества" ), не только успешно развил семейное дело, но и стал щедрым меценатом. Любовь к искусству проявится в семье Медичи и через поколение - внук Козимо, Лоренцо Медичи, станет самым выдающимся человеком эпохи Возрождения...

Портрет Козимо ди Джованни де Медичи кисти Я. Понтормо.
Портрет Козимо ди Джованни де Медичи кисти Я. Понтормо.

Лоренцо Медичи вошел в историю как Лоренцо Великолепный (Lorenzo il Magnifico). Он родился 1 января 1449 года в семье Пьеро Медичи и Лукреции Торнабуони, дочери знаменитого купца. Родившись в семье ростовщиков, Лоренцо Медичи стал не просто фактическим правителем Флоренции, но и одной из величайших фигур эпохи Возрождения. Он дружил с Леонардо да Винчи, Сандро Боттичелли и Микеланджело… Не имея официального титула, Лоренцо наравне общался с правителями Европы и восточными султанами.

В год рождения Лоренцо Великолепного семья Медичи занимала завидное положение во главе правительства Флоренции. Спустя 15 лет после возвращения из изгнания, его дед, Козимо Медичи, вернул власть, заключив союзы с влиятельными городскими семьями через браки (подобно браку отца Лоренцо с Лукрецией Торнабуони).

Кстати, именно Козимо поручил архитектору Микелоццо построить палаццо, ставшее родовым гнездом Медичи, и наполнил его произведениями искусств. После смерти Козимо в 1464 году бразды правления перешли к его сыну, Пьеро Медичи, известному как Пьеро Подагрик.

За пятилетний период правления Пьеро, отец Лоренцо, заказал у художника Беноццо Гоццоли известнейшую серию фресок для часовни семейного дворца, изображающую шествие волхвов, где художник изобразил членов семьи Медичи.

В 1469 году умирает Пьеро Медичи и начинается негласное правление 20-летнего Лоренцо. Отдельно стоит отметить подготовку будущего фактического правителя Флоренции: Лоренцо был «человеком эпохи Возрождения», а его наставником был известный философ Марсилио Фичино.

Вскоре Лоренцо женился на Клариче Орсини, девушке из влиятельной семьи, близкой к папскому двору. Кстати, Лоренцо был первым представителем рода Медичи, который женился не во Флоренции - таким образом Медичи подчеркнули, что не намерены ограничиться только Флоренцией. Но брак не принес счастья: Клариче была равнодушна к искусству и не разделяла увлечения мужа, а большую часть брака она провела на одной из загородных вилл в Кафаджоло вместе с детьми.

Портрет К. Орсини кисти Гирлайндайо.
Портрет К. Орсини кисти Гирлайндайо.

Музой Лоренцо была одна из первых красавиц Флоренции — Лукреция Донати. В своих сонетах он называл ее богиней, сравнивал с Мадонной, но их брак был бы невозможен, да и сама Лукреция была замужем, и по свидетельству современников оставалась верной мужу. Её изображение увековечил скульптор и художник Андреа дель Верроккьо (учитель Леонардо да Винчи) в работе «Флора». Считается, что именно Лукрецию изобразил в своей «Аллегории силы» Сандро Боттичелли.

И если Лоренцо был не коронованным правителем, то его брат и ближайший товарищ, Джулиано Медичи, получил прозвище "принц юности". Джулиано было очаровано всё женское население города, но его сердце пленила известная флорентийская красавица, ставшая музей Боттичелли - Симонетта Веспуччи.

Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли.
Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли.

В 1478 году был осуществлён заговор Пацци, в ходе которого Джулиано был убит - ему нанесли 19 ножевых ранений. Убийство произошло в главном соборе - Санта-Мария-дель-Фьоре на Пасху прямо во время мессы.

Поводом послужил скандал из-за города Имолы, который имел стратегическое расположение между Флоренцией и портами Адриатики. Миланский герцог согласился продать его Лоренцо, но вскоре отказался от сделки и хотел продать его папе ради династического брака. Лоренцо, будучи папским банкиром, отказался финансировать покупку. Тогда Папа Сикст дал отставку банку Медичи и обратился к альтернативным кредиторам - семье Пацци. Но после убийства Джулиано горожане жаждали расправы над Пацци: в течение 3-х дней в городе царил хаос, люди крушили все на своем пути, пытаясь разыскать виновных.

Сохранился набросок Леонардо да Винчи с изображением повешенного Бандино. На листе - краткие сведения о цвете одежды, но ни слова о происшедших событиях. Лишь имя казненного написано между деталями костюма: «Шапочка каштанового цвета. Фуфайка из черной саржи, черная куртка на подкладке. Турецкий кафтан, подбитый лисьим мехом. И воротник куртки обшит черным и красным бархатом с крапинами. Бернардо ди Бандино Барончелло. Чулки черные».
Леонардо да Винчи. Повешенный Бернардо ди Барончелли. Рисунок. 1479.
Леонардо да Винчи. Повешенный Бернардо ди Барончелли. Рисунок. 1479.

Во время осуществления заговора Лоренцо удалось сбежать от убийц, однако это имело политические последствия. На горизонте повисла перспектива войны, которой удалось избежать благодаря личной дипломатии. Лоренцо стал добровольным заложником короля Неаполя Фердинанда на 3 месяца, после чего ему удалось убедить заключить союз и в марте 1480 года вернуться во Флоренцию к власти.

Портрет Лоренцо Великолепного кисти Дж. Вазари, 1534.
Портрет Лоренцо Великолепного кисти Дж. Вазари, 1534.

Популярности Лоренцо, как политика, способствовала его одержимость искусством. Флоренцию эпохи Великолепного нередко сопоставляют с Афинами времён Перикла. Лоренцо Великолепный, как и его дед, Козимо Медичи, был щедрым меценатом и покровителем искусств. Он приглашал художников и скульпторов, обеспечивал их заказами и предоставлял достойные условия работы. Флоренция во времена Лоренцо была колыбелью Возрождения, городом художников, а самого Великолепного позже назовут "крестным отцом Ренессанса". Он фактически превратил всю Флоренцию в мастерскую под открытым небом.

Важную роль в культурной и духовной жизни Флоренции той эпохи играла Платоновская академия. Собираясь на загородной вилле Медичи, участники прогуливалась в садах, изучали античных авторов и греческую философию.

Вилла Кареджи, где была расположена Платоновская академия.
Вилла Кареджи, где была расположена Платоновская академия.

Неоплатонические идеи так или иначе отражались в искусстве: во Флоренции насчитывалось множество мастерских, объединяющих граверов, ювелиров и художников.

Как я уже упомянула, одним из художников цветущего флорентийского двора при Лоренцо был Боттичелли, который попал в поле зрения Великолепного еще до начала его правления. С именем Медичи связано множество знаковых произведений Боттичелли, созданных за время его работы под патронажем семейства. Кисти Боттичелли принадлежит самый известный портрет Джулиано, написанный после смерти (иллюстрация была выше). Членов семьи Медичи художник изобразил и в «Поклонении волхвов» (1475): в образах самих волхвов запечатлены Козимо, Пьеро и Джованни — дед, отец и дядя Лоренцо, а сам правитель Флоренции и его брат изображены среди прохожих.

"Поклонение волхвов" - скрытый групповой портрет рода Медичи. Старец в черном-золотом одеянии—  Козимо Медичи. Человек в красном, спиной к зрителю — Пьеро. В светло-зеленом — его брат Джованни. Все три портрета посмертные: отождествлять здравствующих лиц со священными персонажами было не принято. Фигура в лиловато-сизом плаще слева — Лоренцо Великолепный. Считается, что фигура в плаще у правого края картины — автопортрет Боттичелли.
"Поклонение волхвов" - скрытый групповой портрет рода Медичи. Старец в черном-золотом одеянии— Козимо Медичи. Человек в красном, спиной к зрителю — Пьеро. В светло-зеленом — его брат Джованни. Все три портрета посмертные: отождествлять здравствующих лиц со священными персонажами было не принято. Фигура в лиловато-сизом плаще слева — Лоренцо Великолепный. Считается, что фигура в плаще у правого края картины — автопортрет Боттичелли.

"Рождение Венеры" и "Весна" (здесь отдельно разбираю "Весну") Боттичелли также связаны с семейством Медичи: считается, что вдохновение живописец черпал в личной коллекции античных памятников и реликвий Лоренцо Великолепного.

Лоренцо открыл первую во Флоренции художественную школу, расположенную в садах Медичи: ученики были свободны от гнета «цехов» и обязанностей наставников, а самое главное, могли формировать творческую индивидуальность и имели доступ к обширной коллекции Медичи. В 1489 в эту школу попал юный Микеланджело Буонарроти. В первый год обучения Микеланджело был замечен Великолепным: правитель впечатлился его скульптурой "Голова Фавна" и взял начинающего мастера под покровительство. С 1490 года Микеланджело жил во дворце Медичи и воспитывался вместе с детьми Лоренцо до самой смерти правителя в 1492 году. После кончины покровителя Микеланджело покинул дом Медичи.

«Голова фавна» была создана Микеланджело в Саду скульптур Медичи, как копия античной головы «старого морщинистого смеющегося фавна со вздёрнутым носом». Микеланджело переделал выражение лица фавна — рот изобразил открытым, так что виден был и язык, и все зубы. Лоренцо Великолепный, увидев это произведение, похвалил мастера, но сделал замечание, что у стариков не могут быть целыми все зубы. Микеланджело сломал Фавну один зуб и сделал в деснах ямку.
«Голова фавна» была создана Микеланджело в Саду скульптур Медичи, как копия античной головы «старого морщинистого смеющегося фавна со вздёрнутым носом». Микеланджело переделал выражение лица фавна — рот изобразил открытым, так что виден был и язык, и все зубы. Лоренцо Великолепный, увидев это произведение, похвалил мастера, но сделал замечание, что у стариков не могут быть целыми все зубы. Микеланджело сломал Фавну один зуб и сделал в деснах ямку.
Связь Микеланджело с семьей Медичи сохранилась и после смерти Великолепного: скульптор выполнял заказы папы Льва X, а затем папы Климента VII, которые приходились Лоренцо Великолепному сыном и племянником.

Действительно, Флоренция эпохи Великолепного оправдывала свое название ("цветущая"), но невозможно не упомянуть конфликт с Савонаролой, странствующим монахом, который, однозначно, повлиял и на искусство: Началась война Возрождения и Средневековья.

Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года. Савонарола был практическим правителем Флоренции с 1494 по 1498.
Портрет Савонаролы кисти Фра Бартоломео, около 1498 года. Савонарола был практическим правителем Флоренции с 1494 по 1498.

После смерти Лоренцо, Савонарола организовал публичные сжигания - "костры тщеславия", куда были брошены светские книги, картины и музыкальные инструменты. Только посмотрите, как атмосфера в городе повлияла искусство: перед вами картина Боттичелли до Савонаролы и после.

Личное наследие Лоренцо Великолепного также включает библиотеку. Именно он открыл первую в Европе публичную библиотеку, а его собрание насчитывало около 10.000 книг. Для пополнения коллекции он отправлял посланников на Восток на поиски древних рукописей, свитков и книги. Подобной библиотеки не было со времен Александрии и по сей день она носит имя Великолепного – Biblioteca Laurenziana.

Лестница вестибюля Библиотеки. 1555—1571. Создана Б. Амманати по проекту Микеланджело.
Лестница вестибюля Библиотеки. 1555—1571. Создана Б. Амманати по проекту Микеланджело.

Кстати, Лоренцо Медичи известен не только, как основатель первой публичной библиотеки, но и как первый в Европе владелец жирафа! 😊Экзотичное животное было подарком египетского султана в знак дружественных отношений :)

Лоренцо Великолепный находился у власти около 20 лет. Его правление считают периодом мира, стабильности и благосостояния Флорентийской республики. Лоренцо установил добрососедские отношения с Миланом и Неаполем, а благодаря капиталу, тонкому искусству и широкой сети осведомителей Медичи удалось достичь больших успехов во внешней политике. Не имея мощную армию, Флоренция приобрела авторитет.

Смерть Лоренцо Медичи в 1492 году считают концом эпохи: ему было всего 43 года, но он страдал от подагры, которая передалась по наследству. Когда Лоренцо умирал, у дверей его комнаты плакал молодой Микеланджело. Спустя несколько десятилетий историк Франческо Гвиччардини назовет смерть Лоренцо «тяжелым ударом для страны». Местом упокоения Лоренцо Великолепного, где также похоронены его брат, стала церковь Сан-Лоренцо (Новая сакристия), а надгробия были выполнены Микеланджело в качестве акта благодарности за детство, проведенное в садах Медичи.

«Репутация, рассудительность и одаренность» Лоренцо помогли сохранить «долгий и надежный мир» в Италии. «Если бы Флоренцией правил тиран, – писал Гвиччардини, – никогда не было ​​бы лучшего или более восхитительного тирана».

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи об эпохе Возрождения, которые могут вас заинтересовать:

Разборы картин: