В первой половине XVII века Нидерланды переживали небывалый экономический и культурный подъем - они являлись основным торговым центром Северной Европы. Голландские корабли курсировали между нидерландскими портами и колониями в Азии и Африке, а бюргеры стремились увековечить свое благосостояния в искусстве.
Как самостоятельный жанр натюрморт выделился около 1600 года и в Голландии название «stilleven» («тихая жизнь»). Под этим термином голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Проще говоря, чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, а цветы сорваны.
Голландский натюрморт является настоящей интеллектуальной игрой, где образованный зритель разгадывает скрытые знаки. То, что с легкостью было считано современниками, сегодня понятно далеко не всегда. Четко регламентированных правил, как читать натюрморт, конечно, не было, и зритель зачастую "считывал" символику через призму собственного опыта. И не стоит забывать, что каждый предмет можно интерпретировать по-разному — в зависимости от контекста и общего послания.
Различные регионы специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки», Утрехт - цветочные букеты, Гаага - рыбные натюрморты, университетский Лейден - ученые натюрморты, Антверпен - декоративные работы с цветами и фруктами.
Натюрморт с накрытым столом:
Один из самых распространенных типов голландского натюрморта - натюрморт с накрытым столом. В различных вариациях вы чаще всего встретите хлеб, орехи, лимоны (с кожурой и без), колбасные изделия, омаров, устрицы. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.
Один из самых знаменитых художников, работающих в этом жанре, Виллем Клас Хеда*, выработал свой излюбленный набор: ваза, кувшин, бокал, ветчина, лимон, смятая скатерть...
Виллем Клас Хеда* - мастер натюрморта «Золотого века голландской живописи». Вошёл в историю искусств благодаря созданию жанровой разновидности „натюрмортов-завтраков“ — изображений накрытого стола с натуралистически-точным воспроизведением цвета и фактуры дорогих предметов, как бы случайно оказавшихся на столе: хрустальных и серебряных кубков, „наутилусов“, изделий китайского фарфора»
Расположение предметов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия. Кислый лимон является олицетворением предательства. Погасшая свеча чаще всего указывает на бренность и мимолетность бытия, беспорядок на столе — разрушение.
Высокий стеклянный бокал - «флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время является символом умеренности и самоконтроля. В этом натюрморте (как и во многих других «завтраках»), обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.
Подобный сосуд встречается очень часто. Если бокал наполнен наполовину — это призыв к умеренности, а пустой означает смерть. Бутылка символизирует пьянство, а нож — предательство.
Еще больше интересных и неоднозначных предметов мы найдем у Питера Класа, который, как и Хеда, считается основателем харлемской школы натюрморта с ее монохромными работами.
Большая часть изображенных им предметов имеет эротический посыл. Например, устрицы отсылают зрителя к плотским удовольствиям. Почему? Ответ довольно прост: устрицы - мощный афродизиак, да и Венера, богиня любви, родилась из раковины. Так, устрицы намекают на соблазны, но, с другой стороны, раскрытая раковина символизирует душу, готовую покинуть тело (идея спасения).
Трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, символизирует преждевременную (или внезапную) смерть.
А хлеб и бокал с вином ассоциируются, как правило, с телом и кровью Христа и указывают на таинство причастия. А сельдь — еще один символ Иисуса, который напоминает о посте.
«Ученый» натюрморт (Vanitas):
Vanitas в переводе с латыни означает «суета сует», а аналог ("memento mori" - помни о смерти) точно знаком многим. Этот вид натюрморта считается наиболее интеллектуальным, так как является аллегорией вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.
Меч и шлем с плюмажем на картине Юриана ван Стрека символизируют мимолетность земной славы. Охотничий рог - богатства, которые нельзя взять с собой в иной мир.
Часто встречаются изображения раскрытых книг или бумаг с надписями - их можно использовать по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанное в нотной тетради произведение. Художник изобразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Подобные образы напоминают зрителю о том, что искусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят - это признаки начавшейся порчи, намекающие, что после смерти искусство не пригодится. А о неизбежности смерти говорит череп, обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение.
К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.
Натюрморт в рыбной лавке:
Этот вид натюрморта является аллегорией водной стихии. Такого рода картины (как и мясные лавки, о которых я расскажу ниже) были частью цикла первостихий (в Западной Европе были распространены живописные циклы, состоящие, например из аллегорических изображений земли, огня, воды, воздуха) и создавались для украшения столовых.
Рассмотрим работу Франса Снейдерса «Рыбная лавка» - здесь вы найдете окуня, осетра, карасей, семгу... Часть из них уже разделана, другая же ожидает своей очереди. Чаще всего изображения рыб не несут скрытого смысла и просто воспевают богатство Фландрии.
Рядом с мальчиком изображена корзина с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая (на это указывают красные башмачки). Но помимо подарков в корзине лежат розги — намек на воспитание «кнутом и пряником». Наполнение корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые постоянно сменяют друг друга.
Справа - оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Дети стоят под окнами и приветствует кукольного шута на балконе, который является неотъемлемым атрибутом народных гуляний.
Натюрморт в мясной лавке:
Изображение мясной лавки перекликается с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, или же с чревоугодием. На картине Питера Артсена почти все пространство занимает ломящийся от яств стол: птица и разделанные туши, ливер и окорок. Эти продукты символизируют обжорство и плотские удовольствия.
С левой стороны (на заднем плане) в оконном проеме разворачивается евангельская сцена бегства в Египет, которая контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает кусок хлеба нищей девочке. Присмотритесь, окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Иисуса Христа.
В глубине изображена таверна, за столом сидит компания, которая выпивает и ест устриц, которые, как мы уже знаем, ассоциируются с похотью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотвратимость смерти и мимолетность земных благ.
Мясник разбавляет вино водой - эта деталь отсылает к Притче о блудном сыне. Сцена в таверне, как и мясная лавка, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к земным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене бегства в Египет герои почти что повернуты к зрителю спиной: они удаляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распутной жизни, и отказ от них — один из способов спасти душу.
Цветочный натюрморт:
До XVIII века цветочный букет символизировал бренность - земные радости так же мимолетны, как красота цветка. Символика растений особенно сложна и неоднозначна, и понять скрытый смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Но один и тот же цветок имел множество значений, например, нарцисс указывал на самовлюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмортах сохранялись оба значения, и зритель мог выбрать один из двух смыслов или совместить их.
В основе символики лежал "язык цветов", сложившийся еще в эпоху Готики и Возрождения.
Цветочные натюрморты часто дополнялись плодами или изображениями животных - эти образы подчеркивали мотив быстротечности, увядания, греховности земного и нетленности добродетели.
Ян Давидса де Хем изобразил символы бренности бытия около основания вазы - увядающие цветы, осыпавшиеся лепестки и засохшие стручки гороха. Улитка же ассоциируется с душой грешника . В центре букета - символы скромности (полевые цветы, фиалки и незабудки). Их окружают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым), а розы и маки напоминают о недолговечности жизни.
Синий ирис олицетворяет отпущение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Красный мак, который традиционно ассоциируется со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трактовку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа . Другие символы спасения — хлебные колоски, а бабочка на стебле - бессмертная душа.
Также существовал не менее интересный вид натюрморта - «Обманка» («trompe l’œil», «иллюзионистский»), но о нем у меня есть отдельная статья:
Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Какой натюрморт вам понравился больше всего?
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами картин, которые могут вас заинтересовать: