Как "читать" голландский натюрморт: разбор съедобных символов

5,3K прочитали

В первой половине XVII века Нидерланды переживали небывалый экономический и культурный подъем - они являлись основным торговым центром Северной Европы. Голландские корабли курсировали между нидерландскими портами и колониями в Азии и Африке, а бюргеры стремились увековечить свое благосостояния в искусстве.

Мартен Буллема де Стомме, "Натюрморт с кубком-наутилусом".
Мартен Буллема де Стомме, "Натюрморт с кубком-наутилусом".

Как самостоятельный жанр натюрморт выделился около 1600 года и в Голландии название «stilleven» («тихая жизнь»). Под этим термином голландцы подразумевали изображение натуры, неподвижной в момент изображения. Проще говоря, чтобы оказаться в натюрморте, птицы должны быть убиты, рыбы выловлены, а цветы сорваны.

Николас Гиллис, "Накрытый стол".
Николас Гиллис, "Накрытый стол".

Голландский натюрморт является настоящей интеллектуальной игрой, где образованный зритель разгадывает скрытые знаки. То, что с легкостью было считано современниками, сегодня понятно далеко не всегда. Четко регламентированных правил, как читать натюрморт, конечно, не было, и зритель зачастую "считывал" символику через призму собственного опыта. И не стоит забывать, что каждый предмет можно интерпретировать по-разному — в зависимости от контек­ста и общего послания.

Различные регионы специализировались на определенных видах натюрморта: Харлем - «завтраки», Утрехт - цветочные букеты, Гаага - рыбные натюрморты, университетский Лейден - ученые натюрморты, Антверпен - декоративные работы с цветами и фруктами.

Натюрморт с накрытым столом:

Один из самых распространенных типов голландского натюрморта - натюрморт с накрытым столом. В различных вариациях вы чаще всего встретите хлеб, орехи, лимоны (с кожурой и без), колбасные изделия, омаров, устрицы. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.

Один из самых знаменитых художников, работающих в этом жанре, Виллем Клас Хеда*, выработал свой излюбленный набор: ваза, кувшин, бокал, ветчина, лимон, смятая скатерть...

Виллем Клас Хеда* - мастер натюрморта «Золотого века голландской живописи». Вошёл в историю искусств благодаря созданию жанровой разновидности „натюрмортов-завтраков“ — изображений накрытого стола с натуралистически-точным воспроизведением цвета и фактуры дорогих предметов, как бы случайно оказавшихся на столе: хрустальных и серебряных кубков, „наутилусов“, изделий китайского фарфора»
Геррит Виллемс Хеда, "Ветчина и серебряная посуда".
Геррит Виллемс Хеда, "Ветчина и серебряная посуда".

Расположение пред­метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия. Кислый лимон является олицетворением предательства. Погасшая свеча чаще всего указывает на бренность и мимолетность бытия, беспорядок на столе — разрушение.

Высокий стеклянный бокал - «флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время является символом умеренности и самоконтроля. В этом натюрморте (как и во многих других «завтраках»), обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.

Подобный сосуд встречается очень часто. Если бокал наполнен наполовину — это призыв к умеренности, а пустой означает смерть. Бутылка символизирует пьянство, а нож — предательство.

А. Андриансен, "Натюрморт на завтрак с рыбой, хлебом, маслом и лимоном".
А. Андриансен, "Натюрморт на завтрак с рыбой, хлебом, маслом и лимоном".

Еще больше интересных и неоднозначных предметов мы найдем у Питера Класа, который, как и Хеда, считается основателем хар­лемской школы натюрморта с ее монохромными работами.

Питер Клас, "Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой".
Питер Клас, "Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой".

Большая часть изображенных им предметов имеет эротический посыл. Например, устрицы отсылают зрителя к плотским удовольствиям. Почему? Ответ довольно прост: устрицы - мощный афродизиак, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. Так, устрицы намекают на соблазны, но, с другой стороны, раскрытая раковина символизирует душу, готовую покинуть тело (идея спасения).

Трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, символизирует преждевременную (или внезапную) смерть.

Вот довольно интересный пример на эту же тему. "Смерть, выдувающая мыльные пузыри", XVIII век.
Вот довольно интересный пример на эту же тему. "Смерть, выдувающая мыльные пузыри", XVIII век.

А хлеб и бокал с вином ассоциируются, как правило, с телом и кровью Христа и указывают на таинство причастия. А сельдь — еще один символ Иисуса, который напоминает о посте.

«Ученый» натюрморт (Vanitas):

Vanitas в переводе с латыни означает «суета сует», а аналог ("memento mori" - помни о смерти) точно знаком многим. Этот вид натюрморта считается наиболее интеллектуальным, так как является аллегорией вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.

Меч и шлем с плюмажем на картине Юриана ван Стрека  символизируют мимолетность земной славы. Охотничий рог - богат­ства, которые нельзя взять с собой в иной мир.

Юриан ван Стрек, "Суета сует".
Юриан ван Стрек, "Суета сует".

Часто встречаются изображения раскрытых книг или бумаг с надписями - их можно использовать по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанное в нотной тетради произведение. Художник изо­бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Подобные образы напоминают зрителю о том, что искусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят - это признаки начавшейся порчи, намекающие, что после смерти искусство не пригодится. А о неизбежности смерти говорит череп, обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение.

К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Натюрморт в рыбной лавке:

Этот вид натюрморта является аллегорией водной стихии. Такого рода картины (как и мясные лавки, о которых я расскажу ниже) были частью цикла перво­стихий (в Западной Европе были распространены живописные циклы, состоящие, например из аллегорических изображений земли, огня, воды, воздуха) и создавались для украшения столовых.

Рассмотрим работу Франса Снейдерса «Рыбная лавка» - здесь вы найдете окуня, осетра, карасей, семгу... Часть из них уже разделана, другая же ожидает своей очереди. Чаще всего изображения рыб не несут скрытого смысла и просто воспевают богатство Фландрии.

Франс Снейдерс, "Рыбная лавка".
Франс Снейдерс, "Рыбная лавка".

Рядом с мальчиком изображена корзина с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая(на это указывают красные башмачки). Но помимо подарков в корзине лежат розги — намек на воспитание «кнутом и пряником». Наполнение корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто­янно сме­няют друг друга.

Справа - оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Дети стоят под окнами и приветствует кукольного шута на балконе, который является неотъемлемым атрибутом народных гуляний.

Натюрморт в мясной лавке:

Изображение мясной лавки перекликается с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, или же с чревоугодием. На картине Питера Артсена  почти все пространство занимает ломящийся от яств стол: птица и разделанные туши, ливер и окорок. Эти продукты символизируют обжорство и плотские удовольствия.

Питер Артсен, "Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет".
Питер Артсен, "Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет".

С левой стороны (на заднем плане) в оконном проеме разворачивается евангельская сцена бегства в Египет, которая контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает кусок хлеба нищей девочке. Присмотритесь, окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Иисуса Христа.

В глубине изображена таверна, за столом сидит компа­ния, которая выпивает и ест устриц, которые, как мы уже знаем, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных благ.

Мясник разбавляет вино водой - эта деталь отсы­лает к Притче о блудном сыне. Сцена в таверне, как и мясная лавка, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои почти что повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, и отказ от них — один из способов спасти душу.

Цветочный натюрморт:

До XVIII века цветочный букет символизировал бренность - земные радости так же мимолетны, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и понять скрытый смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Но один и тот же цветок имел множество зна­чений, например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах сохранялись оба значения, и зритель мог вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

В основе символики лежал "язык цветов", сложившийся еще в эпоху Готики и Возрождения.

Цветочные натюрморты часто дополнялись плодами или изображениями животных - эти образы подчеркивали мотив быстротечности, увядания, греховности земного и нетленности добродетели.

А. Босхарт (Старший), "Букет цветов на карнизе". Стеклянная ваза означает хрупкость или человеческое тело как сосуд души. Если в верхней части картины изображена бабочка, стрекоза или птица, то это символ бессмертной души.
А. Босхарт (Старший), "Букет цветов на карнизе". Стеклянная ваза означает хрупкость или человеческое тело как сосуд души. Если в верхней части картины изображена бабочка, стрекоза или птица, то это символ бессмертной души.

Ян Давидса де Хем изобразил сим­волы бренности бытия около основания вазы - увядающие цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Улитка же ассоциируется с душой грешника . В центре букета - символы скромности (полевые цветы, фиалки и незабудки). Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым), а розы и маки напоминают о недолговечности жизни.

Ян Давидс де Хем, "Цветы в вазе".
Ян Давидс де Хем, "Цветы в вазе".

Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциируется со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа . Другие символы спасе­ния — хлебные колоски, а бабочка на стебле - бес­смертная душа.

Также существовал не менее интересный вид натюрморта - «Обманка» («trompe l’œil», «иллюзионистский»), но о нем у меня есть отдельная статья:

Спасибо, что дочитали до конца! ✅ Какой натюрморт вам понравился больше всего?

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами картин, которые могут вас заинтересовать: