«Божественную комедию» называют энциклопедией средневековых нравов, политической истории и богословских знаний. Кстати, «Божественной» поэму Данте Алигьери стали называть уже после смерти автора, и не за тематику, а за поэтическое совершенство. Но чтобы понять всю глубину произведения, стоит погрузиться в детали. В этой статье вас ждет полный разбор структуры нетленного произведения!
Важно отметить, что действие поэмы происходит накануне самой большой трагедии Данте — изгнания из Флоренции. И большинство героев - не случайные люди. В Аду обитает виновный в ссылке папа римский, в Чистилище — близкий друг, а в Раю — возлюбленная Беатриче.
Данте и Беатриче жили в одном районе Флоренции, их семьи принадлежали к одной политической партии, сам поэт даже водил дружбу со старшим братом возлюбленной. Несмотря на это, их общение ограничилось несколькими короткими встречами. Данте и Беатриче стали таким же хрестоматийным воплощением истинных возлюбленных, как Петрарка и Лаура, Тристан и Изольда, Ромео и Джульетта.
Путешествие в загробный мир Данте приурочил к 1300 году. Об этом свидетельствуют подсказки в тексте. Первая строка («Переступив границу зрелых лет...») означает, что автору исполнилось 35 лет. Данте верил, что жизнь длится всего 70 лет, как написано в 89-м псалме («Дней лет наших — семьдесят лет, а при большой крепости — восемьдесят лет»), и поэту было важно обозначить, что половину жизненного пути он прошел. А поскольку родился он в 1265 году, то можно вычислить и год путешествия в Ад. Путешествие начинается в Страстную пятницу (день, соответствующий смерти Христа). Вход в ад, по Данте, находится в Северном полушарии, центром которого является Иерусалим. Сам ад — это воронка из 9 кругов (для разных типов грехов), спускающаяся к центру Земли.
1 круг - Лимб. Это место, где пребывают души тех, кто в неправедных делах уличен не был, но умер некрещеным. В Лимбе обитают античные философы и поэты. Здесь же находятся Ной, Моисей и Авраам, — все праведники, упомянутые в Ветхом Завете, но затем им позволили вознестись в Рай. Здесь же обитает и Вергилий - посланец умершей возлюбленной поэта Беатриче. Данте вверяется ему, и античный поэт становится его проводником по аду и чистилищу.
Вергилий выводит Данте из «сумрачного леса», символизирующего духовный тупик, в оказался поэт. Миссия Вергилия — показать Алигьери загробный мир, о котором тот должен поведать на земле. Странники встречают великих поэтов — Гомера, Горация, Овидия и Лукана. Они приводят Данте к замку, окружённому 7 стенами, где живут античные герои и философы.
Страж: Харон.
Наказание: безбольная скорбь.
2 круг - Сладострастие. Встречает путников царь Минос (справедливый судья и отец Минотавра), который распределяет души по кругам. Здесь все покрыто мглой и бушует буря, ветер швыряют души тех, кого на путь греха толкнула любовь (если гость возжелал чужую жену или мужа, жил в разврате, то душа будет носиться неприкаянной над бездной). Здесь Данте встречает тени Франчески и Паоло, которые осуждены лететь сквозь вихрь в вечном объятии. Франческа рассказывает поэту, что чувства вспыхнули между ней и Паоло во время совместного чтения романа о Ланселоте. Пара наказана за плотскую любовь, но Данте теряет сознание от сострадания к ним.
Пятая песнь отмечена образами птиц, которые символизируют эротическую страсть.
Страж: Минос.
Наказание: кручение и истязание бурей.
3 круг - Чревоугодие. Здесь заключены обжоры. Вечно идет ледяной дождь, души грешников вязнут в грязи, а Цербер обгладывает попавшихся под когтистую лапу заключенных.
Страж: Цербер.
Наказание: гниение под солнцем и дождем.
4 круг - Жадность. Обитель тех, кто «недостойно тратил и копил», гигантская равнина, на которой стоят две толпы. Толкая грудью грузы, они идут навствечу друг другу, сталкиваются и затем расходятся, чтобы начать все сначала.
Страж: Плутос.
Наказание: Вечный спор.
5 круг - Гнев и Лень. Этот круг представляет собой Стигийское болото, куда ссылают за лень и гневливость. Все круги до пятого — пристанище несдержанных, а несдержанность считается меньшим грехом, чем «злоба или буйное скотство», и поэтому страдания душ там облегчены по сравнению с теми, кто обитает на дальних кругах.
Страж: Флегий.
Наказание: Вечная драка по горло в болоте.
6 круг - Еретики и Лжеучители. Пламенеющий город Дит (Дитом римляне называли Аида, бога подземного царства) сторожат сестры-Фурии с клубками змей вместо волос. Здесь царит вечная скорбь, а в раскрытых гробницах покоятся еретики и лжеучителя. Переход к седьмому кругу огражден зловонной пропастью. В 6 круге Данте встречает отца своего друга Гвидо — Кавальканте Кавальканти (он наказан за неверие в бессмертие души). Тот интересуется судьбой сына, но неверно истолковывает слова Данте. Решив, что его сын мертв, Кавальканти падает в свою могилу.
Стражи: Фурии.
Наказание: быть призраком в раскаленной могиле.
7 круг - насильники и убийцы всех мастей. Степи, где вечно идет огненный дождь, и взгляду предстает одно и то же зрелище: страшные муки тех, кто запятнал себя насилием. Сюда попадают тираны, убийцы, самоубийцы, богохульники и игроки, которые истребляли собственное имущество. Грешников раздирают собаки, на них охотятся гарпии, их варят в кипятке, превращают в деревья и заставляют бегать под струями пламени. Круг состоит из 3 поясов: река с кипящей кровью, лес самоубийц и пустыня.
Страж: Минотавр.
Наказание: кипеть в кровавой реке, изнывать в знойной пустыне у горящего потока, быть терзаемыми гарпиями и гончими псами.
8 круг - для обманувших недоверившихся. Этот круг - пристанище сводников и обольстителей, он состоит из 10 рвов (Злопазухи, Злые Щели), в центре которых лежит самый страшный 9 круг Ада. Поблизости мучаются прорицатели, гадатели, колдуньи, взяточники, лицемеры, льстецы, воры, алхимики, лжесвидетели и фальшивомонетчики. Сюда же попадают священники, торговавшие церковными должностями.
Страж: Герион.
Наказание: грешники идут двумя встречными потоками, бичуемые бесами, влипшие в кал зловонный, туловища некоторых закованы в скалы, по ступням струится огонь. Кто-то кипит в смоле, а если высунется — черти вонзают багры. Закованных в свинцовые мантии ставят на раскаленную жаровню, грешников потрошат и мучают гады, проказа и лишай.
9 круг - для отступников и предателей всех сортов. В центре преисподней находится ледяное озеро Коцит. Здесь покоятся вмороженные в лед отступники, главный из них — Люцифер. Иуда Искариот (предавший Христа), Брут (обманувший доверие Юлия Цезаря) и Кассий (также участник заговора против Цезаря) терзаются в трех пастях Люцифера.
Стражи: гиганты Бриарей, Эфиальт, Антей.
Наказание: вечные терзания в ледяном озере.
Как уже становится понятно, в преисподней поэт повстречал множество мифологических существ: в Лимбе посредником и перевозчиком является Харон, страж второго круга — легендарный царь Минос, чревоугодников в третьем круге стережет Цербер, скупых — Плутос, а гневливых и унывающих — Флегий, сын Ареса. На разных кругах Ада мучаются Электра, Гектор, Эней, Елена Прекрасная, Ахилл и Парис. Среди сводников и обольстителей Данте видит Ясона, а в рядах лукавых советчиков — Улисса. Зачем все эти герои нужны поэту? В христианской культуре бывшие боги превратились в бесов, следовательно, их место в Аду. Подобная традиция ассоциировать язычество с нечистью закрепилась не только в Италии. Католической церкви было необходимо убедить людей в несостоятельности прежней религии, и проповедники активно убеждали в том, что античные боги и герои — адепты Люцифера.
Нередко появляются и христианские мотивы. Данте, имеющий проблемы со зрением, молился святой Лючии, это и объясняет появление этой святой вместе с Девой Марией и Беатриче.
Из самой глубокой точки ада Данте и Вергилий поднимаются на поверхность и оказываются на противоположной стороне Земли — в Южном полушарии у подножия чистилища. Вход во «второе царство» охраняет античный политик Катон Утический, кумир Данте. Чистилище — это гора, образованная семью кругами, на которых души покаявшихся очищаются от семи смертных грехов. Сначала ангел вывел на лбу Данте 7 букв P (peccato — «грех»), которые другие ангелы стирают по мере восхождения поэта (гордыня, зависть, гнев, лень, корысть, обжорство, похоть). Здесь обитают души тех, кто медлил с покаянием до самой смерти. Толпа спускается по склону и поёт псалом Miserere («Помилуй [меня]»).
Земной рай — это вершина чистилища. После грехопадения Адама и Евы вход живым сюда был закрыт. Данте встречает здесь прекрасную Мательду. Та крестит поэта в реке Лете. Смыв тяжкие воспоминания, поэт смог взглянуть в глаза возлюбленной Беатриче. Она впервые упоминается в произведении как инициатор путешествия поэта. Беатриче появляется на колеснице, призывает Данте покаяться и возносит его на небеса.
Рай Данте построен по геоцентрической системе Птолемея, в центре 9 небесных сфер находится Земля. Каждую сферу заставляют вращаться соответствующий ангельский чин и Перводвигатель (9-ая сфера), получающий силу от божественного луча. Вокруг отражённого лучом света образована неподвижная райская роза Эмпирея. Свет позволяет Данте вознестись по сферам, но он невыносим для человека, потому поэт смотрит на его отражение в глазах Беатриче.
Рай устроен в виде 9 концентрических кругов, поднимающихся к небесам:
В первом круге рая души обладают бледным светом, что символизирует неустойчивость их обетов и посвящений на земле. Здесь находятся те, кто не сохранил чистоту своих обещаний, но действовали под влиянием обстоятельств. Например, монахини или монахи, которые были вынуждены нарушить свой обет чистоты из-за давления или обмана.
Души во втором круге, ассоциируемом с Меркурием, отличались благородными намерениями, но их деяния были окрашены желанием славы и чести.
Третий круг связан с Венерой, планетой любви, и населен теми, кто на земле грешил чрезмерной страстью, но был ведом благородным мотивам. Эти души любили сильно и часто, иногда забывая о божественной любви и духовном призвании, но их искренность и чистота намерений принесли им место в рае.
Четвертый круг рая — обитель Солнца, которая светит ярче всего, символизируя просветление и мудрость. Здесь пребывают философы, теологи и ученые, души, которые посвятили себя размышлению и поиску истины.
В пятом круге, под знаком Марса, обитают души воинов и мучеников, которые отдали свою жизнь за веру. Эти души отличаются красным светом, символизирующим их кровопролитие.
Шестой круг рая связан с Юпитером - местом справедливых правителей и мудрых законодателей. Эти души управляли народами с справедливостью и мудростью, не ища личной выгоды, а руководствуясь высокими принципами равенства и законности.
Седьмой круг ассоциируется с Сатурном — это место аскетов и монахов, которые ведут себя строго и отрешённо. Здесь находятся души, посвятившие свою земную жизнь самоотречению и духовным практикам, стремясь к божественному единению через отказ от мирских удовольствий.
В восьмом круге рая пребывают души, достигшие высочайших уровней духовного развития и познания. Это души святых и героев веры, которые своей жизнью и делами проявили высокую добродетель и совершенство.
Девятый круг рая (Прудиумом) находится за пределами физического космоса. Это сфера чистого света, вечности и мир, где души полностью погружены в божественное созерцание, достигая полного единства с Божественным.
Однако, сверх этих девяти кругов находится 10 уровень, который не является кругом. Это Эмпирей, место, где обитает Бог.
Если отвлечься от текста и посмотреть на строение всего произведения, то мы увидим, что структура связана с цифрой «три»: 3 главы — «кантики», 33 песни в каждой из них (к «Аду» добавлен еще пролог), вся поэма написана трехстрочными строфами — терцинами. Подобная композиция обусловлена учением о Святой Троице и особым смыслом этого числа в христианской культуре. К этому же мистическому цифровому ряду можно отнести и 3 цвета одежд, в которые облечена Беатриче, 3 символических зверя, 3 пасти Люцифера и столько же грешников, им пожираемых, тройственное распределение Ада с девятью кругами.
«Божественная комедия» неоднократно была иллюстрирована такими великими художниками, как Гюстав Доре (его работы были приведены мною в качестве основного иллюстративного материала к статье) и Сандро Боттичелли.
Английский художник и поэт У. Блейк занялся иллюстрациями к поэме Данте приблизительно за год до своей кончины. Он успел создать 102 иллюстрации: в основном акварели плюс несколько рисунков карандашом. Блейк старался следовать как можно ближе к тексту, но его авторский почерк безошибочно узнается с первого взгляда. 69 иллюстраций посвящены песням «Ада», 20 — «Чистилища», 10 — «Рая» и 3 — без указания песни.
Самые необычные с точки зрения метафорического наполнения и цветового решения иллюстрации принадлежат кисти Сальвадора Дали. В 1950-х годах правительство Италии заказало художнику серию иллюстраций для юбилейного издания «Божественной комедии». Дали с энтузиазмом принялся за работу, но когда итальянцы узнали, что эта почетная миссия возложена на плечи испанца, то разразился скандал и заказ на иллюстрации отменили. Однако художник не хотел бросать начатое, и при поддержке французского издателя Жозефа Форе окончил работу над циклом.
А также предлагаю посмотреть иллюстрации редких книг: книга 1487 года с несколькими раскрашенными страницами; издание 1544 года с почти 90 круговыми и традиционно скомпонованными сценами, вероятно, раскрашенными в XIX веке; издание 1568 года и три гравированные карты Ада из библиотеки Колумбийского университета.
Конечно же, такое мощное литературное высказывание не могло не оставить след в изобразительном искусстве в целом, помимо самих иллюстраций. Широкий интерес к поэме возник у романтиков в XIX века - именно тогда и были написаны многие картины, связанные с персонажами вечной поэмы Данте.
Менее романтичны картины Вильяма Бугро и Эжена Делакруа. На первой из них Данте и Вергилий наблюдают за жестокой борьбой узурпатора Джанни Скикки с алхимиком Капаччо. На второй они пересекают реку Стикс, которая кишит душами грешников на фоне пылающего Города мертвых.
В ХХ веке вышли иллюстрации австрийского художника Франца фон Байроса, известного благодаря эротическим гравюрам. В его рисункам к поэме Данте прослеживается вдохновение творчеством Густава Климта и Альфонса Мухи.
Спасибо, что дочитали до конца! Чьи иллюстрации вам понравились больше всего? Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи, которые могут вас заинтересовать: