Симонетта Веспуччи была воплощением идеалов женской красоты XV века. Ее образ запечатлен на многих картинах эпохи Возрождения, а ее популярность в то время сравнима со славой супермоделей 1990-х годов и известностью Мэрилин Монро.
Наша героиня родилась в 1453 году в Генуе, и место ее рождения символично. Считается, что именно в этом итальянском городке родилась богиня Венера. Поэт Полициано писал, что ее дом находится «в том строгом лигурийском районе над побережьем, где злой Нептун бьется о скалы ... Там, где Венера родилась среди волн».
Симонетте было около 15–16, когда ее выдали замуж за Марко Веспуччи (кстати, его двоюродный брат — путешественник Америго Веспуччи, в честь в которого была названа Америка). Скорее всего, у этого брака была и практическая сторона - семья Веспуччи на тот момент имела хорошие связи во Флоренции, в частности, с родом Медичи.
Из Пьомбино молодожены перебрались во Флоренцию, где у власти в 1469 находился Лоренцо Медичи. Его семью окружали лучшие художники, поэты и мыслители той эпохи, и именно благодаря им и были сформированы каноны красоты того времени, воплощением которых и стала прекрасная Симонетта.
Гуманисты, такие как Полициано, Пульчи и Пико делла Мирандола, философы, такие как Марсилио Фичино, художники, такие как Боттичелли и скульпторы, такие как молодой Микеланджело, близкий к Медичи, стали героями удивительного периода, который переживал город, периода, который, по мнению многих историков, больше никогда не повторится...
Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов в дворце на Виа Ларга и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. За этим последовал период праздников, приемов и пышной жизни, центром которой был двор Медичи. Марко и Симонетта поселились в семейном доме — Барго д’Оньисанти.
К 1470–1480-е годам сложился особый тип женской красоты — «нимфа». Земная красота неземного существа стала одним из главных признаков добродетели. Эта концепция была вдохновлена неоплатонической философией, перенаправлявшей любовное напряжение в сторону высшей, цивилизующей и духовной силы.
В 1475 году Джулиано Медичи (брат Лоренцо Медичи) решил устроить в честь Симонетты Веспуччи рыцарский турнир (официальной причиной было заключение союза между Миланом, Венецией и Флоренцией). Джулиано Медичи выехал на турнир со штандартом, на котором были изображены Минерва и Амур (в образе Минервы была запечатлена Симонетта).
Античный миф использовался для рационализации представлений о добродетели: сила и красноречие Минервы одержали победу над хаосом любви. Штандарт, с которым Джулиано Медичи вышел на турнир, написал Сандро Боттичелли. На картине была надпись «Несравненной». Девизом Джулиано было La sans par, что означает «Непревзойденный». Джулиано выиграл состязание, а Симонетта стала королевой турнира и дамой сердца Джулиано перед всей Флоренцией.
Через год после турнира Симонетта Веспуччи умерла. Она ушла из жизни совсем молодой — по одной версии в 22 года, по другой — в 23. Вероятная причина смерти — туберкулез легких. Согласно симптомам, описанным Пьеро Веспуччи в письмах Лоренцо Медичи, у нее была лихорадка, рвота, одышка и боли в грудной клетке, девушка не могла спать и есть. Доктор Стефано сказал, что болезнь не похожа на туберкулез, но личный врач семейства Веспуччи, доктор Мойсе, с этим не согласился.
Они даже успели поспорить о том, какое лекарство ей лучше поможет, и дали каждый свое, но, по-видимому, уже ничего нельзя было сделать для ее спасения, и на следующий день она умерла.
Но есть предположения, что девушка могла заразиться чумой или быть отравленной. Помощник Лоренцо отправил письмо своему господину, в котором объявил о ее смерти девушки: «Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни». Утрату оплакивала вся Флоренция. Марко Веспуччи после смерти жены вскоре вновь отправился к алтарю.
Главным певцом красоты Симонетты Веспуччи стал художник Сандро Боттичелли. Ее образ уже по памяти он перенес на картины «Рождение Венеры» и «Весну».
Кстати, у меня есть отдельное видео, где я разбираю символы картины Боттичелли "Весна":
Некоторые исследователи считают, что с момента их встречи моделью всех Мадонн кисти Боттичелли была она. К тому же, художник имел давние взаимоотношения с родом Веспуччи: жил с ними в одном квартале, в 1461-62 гг. по совету Джорджио Антонио Веспуччи он был послан в мастерскую Филиппо Липпи, расписывал дворец Веспуччи, а в 1469 году он был представлен им же влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини, который познакомит его со своими племянниками Медичи.
По завещанию художника его похоронили «в ногах» у его музы в церкви Всех Святых во Флоренции. Боттичелли скончался через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи — в 1510 году. Одна из стен этой капеллы также украшена его фреской, изображающей св. Августина, рядом с семейным портретом Веспуччи, написанным Гирландайо.
Образ Симонеты Веспуччи запечатлел и другой мастер эпохи Возрождения, Пьеро ди Козимо. На его картине красавица изображена в образе Клеопатры, чью шею обвила змея. Подпись гласит: SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA. Скорее всего, надпись является отсылкой к смерти от респираторного заболевания. Также исследователи считаю, что змея, жалящая свой хвост, является эмблемой Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого Боттичелли написал „Весну“ и „Рождение Венеры“.
Спасибо, что дочитали до конца! ✅
Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)
Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)
Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: