Симонетта Веспуччи: короткая жизнь первой красавицы эпохи Возрождения

3,7K прочитали

Симонетта Веспуччи была воплощением идеалов женской красоты XV века. Ее образ запечатлен на многих картинах эпохи Возрождения, а ее популярность в то время сравнима со славой супермоделей 1990-х годов и известностью Мэрилин Монро.

Симонетта Веспуччи была воплощением идеалов женской красоты XV века.

Наша героиня родилась в 1453 году в Генуе, и место ее рождения символично. Считается, что именно в этом итальянском городке родилась богиня Венера. Поэт Полициано писал, что ее дом находится «в том строгом лигурийском районе над побережьем, где злой Нептун бьется о скалы ... Там, где Венера родилась среди волн».

Портовенере — коммуна в итальянской области Лигурия, в провинции Специя.
Портовенере — коммуна в итальянской области Лигурия, в провинции Специя.

Симонетте было около 15–16, когда ее выдали замуж за Марко Веспуччи (кстати, его двоюродный брат — путешественник Америго Веспуччи, в честь в которого была названа Америка). Скорее всего, у этого брака была и практическая сторона -  семья Веспуччи на тот момент имела хорошие связи во Флоренции, в частности, с родом Медичи.

Статуя Америго Веспуччи в галерее Уффици во Флоренции. Работа Гаэтано Граццини.
Статуя Америго Веспуччи в галерее Уффици во Флоренции. Работа Гаэтано Граццини.

Из Пьомбино молодожены перебрались во Флоренцию, где у власти в 1469 находился Лоренцо Медичи. Его семью окружали лучшие художники, поэты и мыслители той эпохи, и именно благодаря им и были сформированы каноны красоты того времени, воплощением которых и стала прекрасная Симонетта.

 

Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.
Дж. Вазари. Портрет Лоренцо Медичи. Флоренция, Галерея Уффици.

Гуманисты, такие как Полициано, Пульчи и Пико делла Мирандола, философы, такие как Марсилио Фичино, художники, такие как Боттичелли и скульпторы, такие как молодой Микеланджело, близкий к Медичи, стали героями удивительного периода, который переживал город, периода, который, по мнению многих историков, больше никогда не повторится...

Платоновская академия в Кареджи. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.
Платоновская академия в Кареджи. Её основание было сознательной акцией мецената и покровителя гуманистов, Козимо Медичи, предоставившего молодому Марсилио Фичино виллу в Кареджи и кодекс греческих рукописей с сочинениями Платона и его последователей, на латинский перевод которых рассчитывал меценат.

Лоренцо с братом Джулиано приняли супругов в дворце на Виа Ларга и организовали в их честь роскошный пир на вилле Кареджи. За этим последовал период праздников, приемов и пышной жизни, центром которой был двор Медичи. Марко и Симонетта поселились в семейном доме — Барго д’Оньисанти.

К 1470–1480-е годам сложился особый тип женской красоты — «нимфа». Земная красота неземного существа стала одним из главных признаков добродетели. Эта концепция была вдохновлена неоплатонической философией, перенаправлявшей любовное напряжение в сторону высшей, цивилизующей и духовной силы.

С. Боттичелли, «Возвращение Юдифи». Образ героини all’antico.
С. Боттичелли, «Возвращение Юдифи». Образ героини all’antico.

В 1475 году Джулиано Медичи (брат Лоренцо Медичи) решил устроить в честь Симонетты Веспуччи рыцарский турнир (официальной причиной было заключение союза между Миланом, Венецией и Флоренцией). Джулиано Медичи выехал на турнир со штандартом, на котором были изображены Минерва и Амур (в образе Минервы была запечатлена Симонетта).

Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли.
Посмертный портрет Джулиано Медичи кисти Сандро Боттичелли.

Античный миф использовался для рационализации представлений о добродетели: сила и красноречие Минервы одержали победу над хаосом любви. Штандарт, с которым Джулиано Медичи вышел на турнир, написал Сандро Боттичелли. На картине была надпись «Несравненной». Девизом Джулиано было La sans par, что означает «Непревзойденный». Джулиано выиграл состязание, а Симонетта стала королевой турнира и дамой сердца Джулиано перед всей Флоренцией.

«Венера и Марс», Боттичелли. Считается, что в образе любовников художник изобразил Симонетту и Джулиано. Интересно, что работа была заказом семьи Веспуччи. В правом верхнем углу — пчёлы, как и на на гербе семьи.
«Венера и Марс», Боттичелли. Считается, что в образе любовников художник изобразил Симонетту и Джулиано. Интересно, что работа была заказом семьи Веспуччи. В правом верхнем углу — пчёлы, как и на на гербе семьи.

Через год после турнира Симонетта Веспуччи умерла. Она ушла из жизни совсем молодой — по одной версии в 22 года, по другой — в 23. Вероятная причина смерти — туберкулез легких. Согласно симптомам, описанным Пьеро Веспуччи в письмах Лоренцо Медичи, у нее была лихорадка, рвота, одышка и боли в грудной клетке, девушка не могла спать и есть. Доктор Стефано сказал, что болезнь не похожа на туберкулез, но личный врач семейства Веспуччи, доктор Мойсе, с этим не согласился. 

Симонетта Веспуччи была воплощением идеалов женской красоты XV века.-9
Они даже успели поспорить о том, какое лекарство ей лучше поможет, и дали каждый свое, но, по-видимому, уже ничего нельзя было сделать для ее спасения, и на следующий день она умерла.

Но есть предположения, что девушка могла заразиться чумой или быть отравленной. Помощник Лоренцо отправил письмо своему господину, в котором объявил о ее смерти девушки: «Благословенная душа Симонетты отлетела в Рай. Но ее смерть стала триумфом красоты: если бы вы видели ее мертвой! Она была не менее красива и хороша, чем при жизни». Утрату оплакивала вся Флоренция. Марко Веспуччи после смерти жены вскоре вновь отправился к алтарю.

Главным певцом красоты Симонетты Веспуччи стал художник Сандро Боттичелли. Ее образ уже по памяти он перенес на картины «Рождение Венеры» и «Весну». 

Кстати, у меня есть отдельное видео, где я разбираю символы картины Боттичелли "Весна":

Некоторые исследователи считают, что с момента их встречи моделью всех Мадонн кисти Боттичелли была она. К тому же, художник имел давние взаимоотношения с родом Веспуччи: жил с ними в одном квартале, в 1461-62 гг. по совету Джорджио Антонио Веспуччи он был послан в мастерскую Филиппо Липпи, расписывал дворец Веспуччи, а в 1469 году он был представлен им же влиятельному политику и государственному деятелю Томмазо Содерини, который познакомит его со своими племянниками Медичи. 

По завещанию художника его похоронили «в ногах» у его музы в церкви Всех Святых во Флоренции. Боттичелли скончался через 34 года после смерти Симонетты Веспуччи — в 1510 году. Одна из стен этой капеллы также украшена его фреской, изображающей св. Августина, рядом с семейным портретом Веспуччи, написанным Гирландайо. 

Капелла Веспуччи во Флоренции.
Капелла Веспуччи во Флоренции.

Образ Симонеты Веспуччи запечатлел и другой мастер эпохи Возрождения, Пьеро ди Козимо. На его картине красавица изображена в образе Клеопатры, чью шею обвила змея. Подпись гласит: SIMONETTA IANVENSIS VESPUCCIA. Скорее всего, надпись является отсылкой к смерти от респираторного заболевания. Также исследователи считаю, что змея, жалящая свой хвост, является эмблемой Лоренцо ди Пьерфранческо Медичи, для которого Боттичелли написал „Весну“ и „Рождение Венеры“.

Пьеро ди Козимо, "Портрет Симонетты Веспуччи".
Пьеро ди Козимо, "Портрет Симонетты Веспуччи".

Спасибо, что дочитали до конца! ✅

Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-канале. А для аудиалов - подкасты :)

Мои статьи с разборами, которые могут вас заинтересовать: