Тайны Меленского диптиха: любовница короля в образе дерзкой Богородицы

6,2K прочитали

Работа французского художника Жана Фуке даже современному зрителю может показаться провокационной (именно поэтому мне пришлось подвергнуть изображения цензуре, так как за мою другую статью с не менее провокационными картинами прилетело предупреждение от Дзена).

Изображение этой вызывающей Мадонны является частью произведения, которое изначально являлось диптихом.

Диптих был создан в 1450 году и состоит из двух створок, левая находится в Берлине, правая — в Антверпене. Работа получила свое название по городу Мелён, в соборе которого она находился.
Меленский диптих, Ж. Фуке, 1450 г.
Меленский диптих, Ж. Фуке, 1450 г.

Заказчиком является королевский казначей, Этьен Шевалье, он то и изображен коленопреклоненным на левой части диптиха. Рядом с заказчиком находится его покровитель, Св. Стефан (по-французски его имя звучит так же, как и имя заказчика, т. е. Этьен). Этот святой узнается благодаря Евангелию в руке и изображению камня, которым он был забит до смерти за христианскую проповедь в Иерусалиме (присмотритесь, из раны на макушке у него капает кровь). 

Этьен Шевалье и святой Стефан.
Этьен Шевалье и святой Стефан.

Но книга в руках святого отсылает не только к Евангелию, но и к коллекции самого заказчика, который был большим поклонником иллюминированных рукописей. 

Часослов Этьена Шевалье (художник тот же, Жан Фуке).
Часослов Этьена Шевалье (художник тот же, Жан Фуке).

Заказчики (донаторы) являлись спонсорами произведений искусства и зачастую просили изобразить себя среди героев религиозной живописи.

От имени заказчика мученик должен передать прошение Деве Марии, которую мы увидим на правой створке.

Богоматерь с младенцем.
Богоматерь с младенцем.

Она восседает на троне, который поддерживают ангелы, а сидящий на коленях младенец Иисус указывает пальцем на казначея. Этот знак дает зрителю понять, что мольбы заказчика услышаны. Створка выполнена в красных, белых и синих цветах, так как они являются геральдическими цветами короля Карла VII. 

Мадонна предстает зрителю модницей XV века: тонкая талия, модная стрижка (не смущайтесь, высоко выбритый лоб и виски считались идеалом красоты XV века), необычный наряд (обнаженная грудь явно не является аллегорией кормящей матери). Эти дерзкие и непозволительные для того времени детали преднамеренно демонстрируют чувственную красоту. В работе присутствует эротизм, который, конечно, не свойственен изображениям святых. 

Все дело в том, что Богородица имеет черты Агнессы Сорель - любовницы короля Карла VII (это подтверждается надписью на обороте и заверенной нотариусом: "Святая Дева с чертами Аньес Сорель, любовницы короля Франции Карла VII, скончавшейся в 1450 году"). 

Агнесса Сорель.
Агнесса Сорель.

В возрасте 20 лет девушка впервые оказалась при дворе короля, и сразу же влюбила в себя монарха. Более того, Агнесса дружила с законной супругой Карла VII и даже была ее фрейлиной. Жена короля, Мария Анжуйская, была занята воспитанием 14 детей и вела набожный образ жизни. Современники говорили, что «у нее было лицо, способное внушить страх даже англичанам». Судите сами, портрет прилагаю. 

Мастерская Ганса Гольбейна Старшего. Портрет Марии Анжуйской, жены короля Карла VII.
Мастерская Ганса Гольбейна Старшего. Портрет Марии Анжуйской, жены короля Карла VII.

Агнесса же была прекрасна.  Ее красотой был очарован даже Папа Римский: «У неё самое прекрасное лицо, которое только можно увидеть на этом свете». 

Король совершил беспрецедентный поступок и провозгласил Агнессу официальной королевской фавориткой. С этого момента ей прислуживали как принцессе и разрешили носить самый длинный (после королевы) шлейф. 

Действительно, Агнесса была главной модницей королевского двора. Она отказалась от просторных туник, который скрывали ее формы, и носила облегающие наряды. Более того, она придумала декольте, которое шокировало современников (да, то самое, которое мы уже увидели на диптихе Фуке). Просто представьте лицо королевы, когда мимо нее по коридору прогуливалась любовница мужа с обнаженной грудью. Посмотрите на еще один портрет Агнессы, написанный примерно в то же время.

Посмертный портрет XVI, написанный с прижизненного портрета Агнесс Сорель кисти Жана Фуке.
Посмертный портрет XVI, написанный с прижизненного портрета Агнесс Сорель кисти Жана Фуке.

Также Агнесса добилась разрешения короля носить бриллианты всем знатным особам — до этого такие украшения были привилегией семьи монарха.

Но заслуги Сорель не ограничиваются экспериментами в области моды. Прекрасная Агнесса имела огромное влияние на короля Франции и сам он это охотно признавал: «Я взошел на престол милостью Бога, но создал себя королем милостью прекрасной Агнесс».

Жизнь фаворитки короля оборвалась в 28 лет в результате отравления ртутью. Агнесса была беременна четвертым ребенком, когда узнала о заговоре против короля. Она предупредила его об опасности, но заговорщики успели дать ей яд.

Возможно, ртуть была добавлена в пищу убийцей, но есть и другая версия, согласно которой ртуть могла попасть в организм непредумышленно, так как в то время её часто добавляли в косметику.

Тело похоронили в соборе Нотр-Дам-де-Лош (сегодня известен как Сен-Ур), а сердце — в аббатстве Жюмьеж. Но в 1777 году останки изъяли и поместили в урну, так как решили, что покоиться в этой церкви женщине, разрушившей чужой брак, непозволительно.

Общий вид замка Лош.
Общий вид замка Лош.

В 1809 году барон Франсуа Рене Жан де Поммерель восстановил мавзолей Агнессы Сорель и добавил к нему подпись (которую, к слову, все равно стерли): «Единственная любовница, достойная страны, поскольку итогом ее предложений стало изгнание англичан из Франции». 

Верхняя часть скульптурного мраморного надгробия на могиле Агнессы Сорель.
Верхняя часть скульптурного мраморного надгробия на могиле Агнессы Сорель.

Спасибо, что дочитали до конца! Если вам понравилась статья, ставьте лайк и не забудьте подписаться:)

Еще больше интересного про искусство простым языком в запрещенграме и тг-каналеА для аудиалов - подкасты :)