Фёдор Абрамович Блинов — русский механик-самоучка, заводчик и изобретатель прототипа современного трактора.
Фёдор родился в 1831 году в селе Никольское Саратовской области. В молодости работал в сельской кузнице, ремонтируя хозяйские кареты и инвентарь, а во время засухи 1840-х с разрешения помещика работал бурлаком в волжской артели. Там же он увлёкся пароходным делом и пошёл работать сначала кочегаром, затем помощником машиниста, а примерно в 1855 году стал машинистом на пароходе «Геркулес». Именно здесь он познакомился с устройством паровых машин и других сложных механизмов. Одним из первых его проектов стал ремонт и усовершенствование «Геркулеса». Вместо того, чтобы пытаться склеить сломанный вал, Фёдор Блинов окончательно разделил приводы правого и левого гребных колес, за счёт чего судно получило возможность разворачиваться на месте.
В 1861 году Фёдор Абрамович получил вольную, но ещё на протяжении 12 лет числился временнообязанным дворян Уваровых (к этой семье относился и ставший в 1855 году владельцем крепостных граф Сергей Семёнович Уваров — автор формулы «православие, самодержавие, народность»).
После освобождения Фёдор Абрамович часто ездил в город, где приобретал книги и журналы. По свидетельству его внучки, в библиотеке деда хранился том «Записок Императорского русского технического общества» с приложением фонда патентов (тогда их называли привилегиями). Любимой же книгой Блинова был труд «О земледельных орудиях» агронома-рационализатора Ивана Комова.
Конец 1860-х и начале 1870-х годов в России часто называют эпохой «железнодорожной лихорадки»: в день прокладывалось в среднем до полутора тысяч километров железнодорожного полотна. Под впечатлением от этого в 1877 году Фёдор Блинов создаёт первые эскизы своего гусеничного вагона. Проекты транспорта с прообразом гусениц (в их качестве использовались изменённые цепи) существовали и до этого, но именно Блинов понял, что для полноценной реализации «бесконечной ленты» нужны не только рельсы, но и встроенные шпалы. Кроме того, он впервые реализовал схему поворота гусеничного транспорта.
По совету графа Орлова-Денисова Блинов встречался с сановником Карлом Бентковским. Благодаря его помощи техническое общество Петербурга приняло доклад Блинова о его изобретении. Дело рассматривал министр путей сообщения адмирал Константин Посьет. Однако Фёдора Абрамовича ожидала неудача: Министерство путей сообщения отказалось принять решение «о возможности практического применения снаряда» из-за существующих недоработок.
Тогда на помощь пришел купец Канунников, быстро оценивший потенциал изобретения. Благодаря своим связям в департаменте торговли и мануфактуры он добился выдачи Блинову привилегии «на особого устройства вагон с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и проселочным дорогам». 20 сентября 1879 года на имя Фёдора Блинова была выдана долгожданная привилегия, зарегистрированная в «Своде» под номером 64.
В газете «Саратовский листок» от 8 января 1881 года значится:
«Вольск, 23 января… Изобретение г. Блинова, обещающее иметь, несомненно, в недалеком будущем громадное экономическое значение. Блинов, изобретатель бесконечных рельсов, делал на днях пробу своей платформы. Платформа с самодвижущимися рельсами, гружённая 550 пудами (2000 кирпичей и более 30 взрослых человек народа), запряжённая парой обыкновенных лошадей, на днях проезжала несколько раз по улицам нашего города, вызвав всеобщее одобрение. Честь и заслуженная слава г. Блинову, механику-самоучке из крестьян Вольского уезда».
По сути, первый «трактор» Блинова был скорее прицепом, поскольку не мог передвигаться самостоятельно. С 1881 года Блинов старался усовершенствовать изобретение, установив на него паровые котлы, приводившие в движение гусеничные ленты. Он использовал опыт ремонта парохода «Геркулес», придумав приводить в движение приводы правого и левого гребных колёс отдельно.
Считается, что «Самоход» был построен через семь лет, в 1888 году. Паровая машина на гусеницах предположительно имела мощность в 12 лошадиных сил и развивала скорость в 3 километра в час, «Самоход» Блинова выставлялся на промышленных выставках — в 1889 году он был показан на сельскохозяйственной выставке в Саратове, а в 1896 году на Нижегородской ярмарке.
В 1896 году на Нижегородской промышленной выставке Блинов заслужил похвальный отзыв «за паровоз … для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам и за трудолюбие по его изготовлении». На это раз трактор имел гусеницы с грунтозацепами на траках.
Журнал «Саратовская земская неделя» в № 32 за 1896 год сообщает:
«На имя генерального комиссара поступило ходатайство крестьянина Саратовской губ. Ф. А. Блинова, экспонирующего в строительно-инженерном отделе Всероссийской выставки паровоз для грунтовых дорог, отапливаемый нефтью. Блинов просит о разрешении демонстрировать свой паровоз перед выставочной публикой. Паровоз Блинова помещается за павильоном «Спасение на водах». Демонстрация состоялась несколько раз и проходила успешно. Это подтверждает очевидец — инженер Водогинский, который присутствовал в 1896 г. на выставке, будучи студентом Московского технического училища. Он хорошо помнит трактор Блинова и самого изобретателя и несколько раз присутствовал на демонстрации трактора в действии».
Добытые собственным трудом знания Фёдор Абрамович употребил на создание чугунолитейного завода. Первую мастерскую он открыл уже через три года после первых испытаний вагона на гусеницах. С этого предприятия фактически и началась машиностроительная промышленность в Балакове. В частности, там выпускались пожарные насосы оригинальной конструкции, выгодно отличавшиеся от других распространённых в то время.
Блинов работал также над опытным образцом нефтяного мотора, который планировал использовать на своем тягаче. По легенде, изобретатель долго бился над тем, как заставить гореть тяжёлую для воспламенения нефть. Решение проблемы пришло случайно, когда Блинов увидел кадило в церкви. Так был изобретён запаяльник — особая калильная головка в нефтяном двигателе внутреннего сгорания, в которой и происходит воспламенение топлива. Таким образом, появился новый тип четырёхтактного мотора, работающего на сырой нефти. Но установить его на свою гусеничную повозку Фёдор Абрамович не успел. Изобретатель скончался в Балаково в 1902 году, всего за месяц до своего 71-летия.
Семейный бизнес продолжили его сын Порфирий, сосредоточившийся на прибыльном производстве нефтяных двигателей и пожарных насосов. Тягу к механизации транспортных средств унаследовал Яков Мамин, ставший пионером в производстве тракторных дизель-моторов. При жизни Фёдора Блинова он проходил стажировку на его заводе, а позже вместе с братом Иваном открыл собственное предприятие под названием «Специальный завод нефтяных двигателей братьев Маминых».
«Волжский дизель имени Маминых» существует и сегодня, поставляя среднеоборотные дизельные и газопоршневые двигатели.
История Фёдора Блинова — яркий пример того, как гениальность и мастерство прокладывают себе дорогу несмотря на обстоятельства. Крепостной кузнец, бурлак, кочегар — судьбы многих людей того времени так и прошли под знаком тяжёлого физического труда. Но непреодолимая тяга к знаниям и верность выбранному ремеслу определили ту дорогу, по которой Фёдор Блинов прошёл от крепостного до заводчика и гениального изобретателя, оставившего значительный след в истории.
Главным заветом мастера можно считать письмо, которое Фёдор Абрамович отправил семье после посещения Саратовской сельскохозяйственной выставки:
Тут, в Саратове, я убедился я: жизнь — главный наставник, но и книги — добрые учителя. Учитесь, дети мои, в науках силища неодолимая.