Найти в Дзене
ЭраАвто

Замена масла в АКП, вариаторе и «роботе». Зачем это нужно?

Оглавление

Хотя большинство современных автоматических коробок передач считаются необслуживаемыми, для обеспечения их длительной работы необходимо регулярно производить замену масла, принимая во внимание ряд особенностей.

В отличие от современных агрегатов, для более старых автомобилей эта процедура обязательна и прописана в регламенте технического обслуживания. Процесс замены масла в коробке передач сложнее, чем в двигателе, и зависит от типа механизма.

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Старые и новые: в чем разница

В автомобили предыдущих лет выпуска обычно заливали минеральные жидкости, которые требовали замены каждые 30–45 тысяч километров пробега. В современных же автомобилях используются синтетические масла с увеличенным сроком службы, поэтому производители либо значительно увеличивают интервал между заменами масла (до 60 или 120 тысяч километров), либо вовсе не предусматривают плановую замену масла в автоматической коробке передач на протяжении всего срока службы автомобиля.

Обычно считается, что при расчётном сроке эксплуатации около пяти-шести лет пробег автомобиля до капитального ремонта составит не менее 150–200 тысяч километров. Чтобы избежать расходов на больших пробегах, эксперты всё же советуют периодически менять масло даже в «необслуживаемых» коробках, учитывая, что на всех таких агрегатах есть техническая возможность замены. Для современных коробок первые две замены рекомендуется проводить каждые 60 тысяч километров, а после 120 тысяч километров пробега — сократить интервал до 30–40 тысяч километров.

Зачем вообще менять масло

Фото: edu-content.com
Фото: edu-content.com

В любой коробке передач есть трущиеся детали, которые со временем изнашиваются и загрязняют масло. Металлические частицы улавливаются специальными магнитными фильтрами в картере КПП, но со временем продукты износа забивают фильтры, масляные каналы и управляющие механизмы. Это приводит к снижению давления масла, ухудшению работы коробки и повреждению механических частей.

Интенсивная езда, движение в пробках, буксировка прицепа или езда по бездорожью создают дополнительную нагрузку на коробку передач, что ускоряет её износ. Замена масла в таких условиях помогает очистить механизм и продлить срок его службы, поэтому при повышенных нагрузках масло следует менять чаще. Кроме того, при покупке подержанного автомобиля настоятельно рекомендуется заменить масло, поскольку неизвестно, в каких условиях и как он обслуживался ранее.

Полная и частичная замена: как правильно

Есть два способа замены масла в автоматических коробках передач.

При первом, который называется методом частичной замены, масло сливают только из картера коробки через сливную пробку. При этом в агрегате остаётся от трети до половины старого масла. Этот метод служит профилактической мерой и позволяет обновить жидкость. Но даже при использовании этого способа рекомендуется снять поддон и очистить или заменить магнитный фильтр. Если автомобиль имеет большой пробег, то процедуру стоит повторить, чтобы увеличить количество свежей жидкости в коробке и удалить продукты износа, которые смоет новое масло.

Второй способ — это полная замена с промывкой агрегата, которую проводят на подъёмнике с помощью специальной установки. Масло прогоняют через коробку под давлением при работающем двигателе. Этот способ дороже и требует от 10 до 20 литров масла, но практически гарантирует удаление продуктов износа из коробки.

Можно ли «убить» АКП новым маслом

Фото: Олег Лозовой / РБК
Фото: Олег Лозовой / РБК

Существует риск повредить коробку передач, но это касается только сильно изношенных агрегатов с большим пробегом около 200 тыс. км, в которых давно не меняли масло. В таких коробках новое масло с хорошими моющими свойствами быстро удаляет всю грязь и продукты износа, но также может перенести их в более узкие места и забить масляные каналы. Последствия могут быть серьёзными.

Также проблема может быть связана с адаптацией «автоматов» к их состоянию. При износе узлов коробки передач электроника постепенно увеличивает давление масла. После промывки агрегата и замены жидкости давление в АКП может оказаться слишком высоким, что приведёт к быстрому выходу деталей из строя. Поэтому после полной замены масла необходимо обязательно сбросить адаптацию коробки, подключившись к блоку управления.

Надо ли менять масло в вариаторе

Конструкция и принцип действия бесступенчатой коробки отличаются от классической гидромеханической АКПП, но к качеству и чистоте масла вариаторы предъявляют ещё более высокие требования. В вариаторах масло тоже участвует в передаче крутящего момента, а некоторые модели, как и АКПП, оборудованы гидротрансформаторами. Если масло грязное, оно может забить элементы коробки частицами износа, давление упадёт, а ремень без смазки быстро повредит шкивы и придёт в негодность.

По регламенту жидкость в вариаторе следует менять каждые 60–80 тыс. км пробега, но специалисты рекомендуют делать это в 1,5–2 раза чаще. Процедура немного проще и не требует специального оборудования: нужно открутить сливную пробку, слить большую часть масла, затем открутить поддон картера коробки, слить остатки, а также очистить или заменить фильтры.

Что делать с роботизированной коробкой

Фото: из архива
Фото: из архива

Конструкция «робота» проще. Коробки с одним сцеплением обслуживаются по регламенту механических, а вот у преселективных агрегатов с двумя сцеплениями могут быть свои особенности. Например, «роботы» со сцеплениями в масляной ванне более требовательны к качеству масла, поскольку жидкость не только обеспечивает смазку и охлаждение дисков, но и циркулирует в гидравлическом маслонасосе, который в «сухих» коробках заменён электрическим. Кроме того, продукты износа сцепления быстрее загрязняют масло.

Фирменный регламент, например, Volkswagen не предусматривает замены масла в коробке, но специалисты рекомендуют менять масло в «роботах» как минимум не реже, чем в механических коробках. В случае «сухих» сцеплений интервал замены может составлять до 80 тыс. км, «мокрых» — 60 тыс. километров. Процесс замены не отличается от аналогичного для МКП, но при «мокрых» сцеплениях есть особенность: в коробку и блок мехатроники заливаются разные жидкости, поэтому процесс логично разделяется на две одинаковых части. Разбирать саму коробку при этом не нужно.

Авто
5,66 млн интересуются