Моторное масло – сложный рецепт из ингредиентов. Получившийся продукт должен соответствовать требованиям двигателя и условиям эксплуатации: погоде, режиму работы и нагрузкам на двигатель. Современные моторные масла состоят из базовых масел и улучшающих их свойства присадок.
Использование некачественного или поддельного масла может иметь серьезные последствия для двигателя автомобиля. Недостаточная прочистная способность, низкая вязкость или вредные примеси могут привести к недостаточной смазке и охлаждению двигателя, увеличенному трению деталей, повышенному износу и возможности серьезных поломок. В таких случаях требуется дорогостоящий ремонт или замена двигателя. Любое масло – это смесь некой основы, называемой базовым маслом, и пакета присадок, за счет которых формируются заданные свойства масла – вязкостные, противоизносные, противозадирные, антиокислительные, моющие и др. Так вот, видом базового масла и определяется то, что получается в итоге – минералка, синтетика или частично синтетическое масло, в просторечии называемое «полусинтетикой». Если в полусинтетике есть соответствующие допуски и одобрения завода производителя, то ее можно смело заливать в мотор.
Тип химической основы моторного масла
Минеральные производятся из нефти: дистиллятов и остаточных продуктов перегонки с последующей очисткой.
Синтетические создаются по технологии органического синтеза. Сырье для синтетических масел — углеводороды и эфиры. В процессе производства элементы соединяют в разных пропорциях и подвергают глубокой переработке.
Полусинтетические масла представляют собой основу из базового масла с добавлением полимерных присадок для улучшения свойств масла.
Также, есть единичные разработки моторных масел на основе природного газа. Примером такого масла является продукт компании Shell, который имеет коммерческое название GTL (Gas-To-Liquid).
Классификация моторных масел
Существует несколько классификаций моторных масел. Их разрабатывают научные институты, занимающиеся нефтепереработкой и машиностроением.
API (American Petrol Institute) — научный институт, занимающийся нефтепереработкой и машиностроением. API делит масла по типу ТС. Например, масла для легковых автомобилей обозначаются буквой S.
- SP — последняя категория масел, использующихся в автомобилях свежее 2020 года;
- SJ — самая старая действующая категория, таким индексом обозначается масло для автомобилей 2001 от года выпуска;
- SH-SA — выведенные из использования категории масел для старых автомобилей (1930-1996 года выпуска).
Согласно классификации API, масла для грузового дизельного транспорта, обозначаются индексом C.
- Самая современная категория — CK4;
- Самая старая действующая — CH4;
- Старые, недействующие категории обозначаются индексами CG4-CA.
Другая классификация масел разработана SAE (Society of Automotive Engineers — американская Ассоциация Автомобильных Инженеров) и разделяет масла по вязкости на 12 классов:
Шесть зимних (0W, 5W, 10W, 15W, 20W, 25W)
Шесть летних (10, 20, 30, 40, 50, 60).
Например, маркировка SAE 40 означает, что масло относится к категории летних с температурой эксплуатации до +40 градусов.
Для чего нужны моторные масла?
Основная задача масел — уменьшать износ двигателя и обеспечивать его бесперебойную работу. Необходимо выбирать масло с необходимыми допусками для определённой марки, модели и модификации автомобиля.
Масло обеспечивает смазку между трущимися деталями двигателя и очищает части двигателя от отложений и нагара, которые образуются в процессе работы. Кроме того, масло охлаждает силовой агрегат. Чтобы масло работало правильно, необходимо соблюдать следующие условия:
- Выбирать подходящие под двигатель и топливо спецификации масла;
- Следить за достаточным уровнем, не допуская масляного голодания;
- Регулярно менять масло, так как со временем оно теряет свои свойства и становится неэффективным.
Мы советуем проверять уровень моторного масла ежедневно. Частота замены моторного масла содержится в руководстве по эксплуатации автомобиля. Любой производитель указывает межсервисный интервал, который обычно привязан к пробегу. Межсервисный интервал у грузовиков привязан к условиям эксплуатации и времени работы двигателя. Её контролируют по счётчику моточасов.
Прочитайте другие статьи на тему межсервисных интервалов:
Формула расчёта периодичности проведения ТО по расходу топлива на грузовиках
Как определить сроки межсервисных интервалов у грузовиков Shacman?
Один и тот же двигатель на дальнемагистральном тягаче и самосвале работает в разных условиях. В первом случае — относительно равномерная многочасовая работа в условиях асфальтовых дорог. Во втором — неравномерный ритм работы, частые переходы с холостых оборотов на повышенные. Повышенные нагрузки при движении в условиях грязи и пыли тоже уменьшают ресурс двигателя.
Процедура замены масла
Моторное масло в сервисе выбирают в соответствии с заводскими спецификациями, это касается и процедуры долива масла. Полезное действие масел уменьшается, если вы смешиваете в двигателе две разных жидкости. Применять промывочные масла мы не рекомендуем. При правильном обслуживании и подборе оригинального моторного масла, двигатель не нужно промывать. К тому же, небольшая часть промывки остаётся в двигателе и смешивается с новым маслом. Это изменяет его свойства и характеристики.
Какие бывают масла
По классификации SAE, основной фактор — показатели вязкости масла, которые зашифрованы в индексе. Например, 5W-40. Первое число означает вязкость при низких температурах (чем оно больше, тем выше вязкость), литера W указывает на возможность использования масла зимой, а второе число показывает вязкость при высоких температурах воздуха.
В грузовике применяется много других технических жидкостей. Периодического контроля и замены требует трансмиссионное масло в коробке передач и мостах. Ещё есть гидросистемы, в которых тоже нужно менять жидкости. Здесь ещё больше нюансов, о которых знают только профессионалы — это не моторное масло, с которым сталкивается так или иначе любой автомобилист. Например, индекс 75W-90 будет знаком только тем, кто сталкивался с необходимостью замены трансмиссионного масла.
По классификации API, трансмиссионное масло имеет индексы от GL-1 до GL-5. Например, если в коробке передач применяются синхронизаторы из цветных металлов — подойдут масла GL-4, в которых содержание серофосфорных присадок меньше. А вот GL-5 оптимально подходит для эксплуатации в самых тяжёлых условиях.
Есть техническая возможность проверять уровень масла и в коробке передач, и в мостах. В повседневной эксплуатации этим занимаются не все водители. Мы рекомендуем обращать на последствия возможных проблем: следы утечек, посторонние шумы. Их проще заметить и обслужить на сервисе.
Лучше выбирать проверенный сервис и обслуживаться на домашней станции, так как специалисты следят за историей посещений и ведут сервисную книжку клиента.
Контактная информация
Sinoway Group владеет авторизованным сервисным центром в Екатеринбурге и складом оригинальных запасных частей. Компания обеспечивает гарантию от завода-изготовителя. Партнёрская cервисная сеть Sinoway Group объединяет более 50 СТО в крупных городах России.
Офисы продаж открыты в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Краснодаре, Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени, Новосибирске, Красноярске и Иркутске.
Отдел продаж:
+7 (800) 302 66 01
Сервис, гарантия, запасные части:
СТО «SINOWAY Truck Service»
Екатеринбург ЕКАД, 3-ий километр, строение 8
Ежедневно: 09:00 — 21:00
+7 (932) 702 06 02