Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 4.2

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Часть 1.2; Часть 1.3; Часть 1.4; Часть 2.1; Часть 2.2; Часть 3.1; Часть 3.2; Часть 3.3; Часть 4.1

Господь, когда рассказал притчу о званых, имел в виду, что и Бог так поступает. Есть люди, которых Он как бы призывает в Свое Царство Небесное, это званые люди. Он обращается к ним, говорит: «Войдите». Но многие отказываются, потому что хозяйственные дела, суета в общем, некогда, и люди не хотят. Тогда что делает Господь? Он действительно собирает всех: и хромых, и убогих, и больных, кого только можно собрать. Посылает своих рабов, чтобы убедили людей войти. И, казалось бы, всё хорошо, но при этом все-таки уважение должно быть. Должна быть брачная одежда, иначе можно быть низверженным вон.

А теперь давайте обратимся к еще одному тропарю из четвертой песни канона Андрея Критского, который не только возвращает нас к этой притче и обращает на нее внимание, но в которой затронут целый ряд смыслов, идет отсылка и к другим притчам.

Наг есмь чертога, наг есмь и брака, купно и вечери; светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися мне спящу, вечеря снедеся, аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь.
  • Я лишен и чертога брачного, и самого брака. Здесь сказано «наг есмь», то есть нет у меня этого.
  • Светильник мой угас, потому что он «безъелейный».
    Эта фраза отсылает нас к притче о десяти девах.
    Десять дев, пять из которых запаслись елеем, а пять не запаслись, у них елея не было, поэтому когда жених пришел, светильники не горели. Пока они бегали за елеем, пытались где-то его раздобыть, начался брак, двери закрыли, и они уже не могли войти. Вот так и здесь:
  • «Светильник угасе, яко безъелейный, чертог заключися».
  • Закрылись палаты брачные для меня: «Чертог заключися мне спящу». Я проспал это. Христос говорил в Евангелии: «Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет» (Мф. 24:42). Чтобы не получилось так, что когда Он придет, вы спите. Чтобы как верный раб, ожидая господина, сразу же открыли дверь.
  • «Вечеря снедеся» пир закончился, все съели без меня, отметили возвращение господина моего, Господа Иисуса Христа. Это здесь имеется в виду не пир телесный, а пир духовный. «Аз же по руку и ногу связан, вон низвержен есмь». По рукам и ногам связан, вон низвержен есть.
Нераздельное Существом, неслитное Лицы богословлю Тя, Троическое Едино Божество, яко Единоцарственное и Сопрестольное, вопию Ти песнь великую, в вышних трегубопеснословимую.
  • Обращение к Божеству «Едино Божество». У Бога одно Существо, хотя оно в Трех Лицах познается: Отец, Сын и Дух Святой, но Существо у них одно, единое.
  • Поэтому «Нераздельное Существом, неслитное Лицы». Божество неслитное лицами, ипостасями: Отец, Сын и Святой Дух.
  • «Богословлю тя» учусь, обучаюсь, научаюсь боговедению.
  • «Единоцарственное» единое у них царство, у Отца и Сына и Святаго Духа, потому что это Едино Божество и Сопрестольное. Вместе Они царствуют и на престоле вместе восседают, образно говоря.
  • «Вопию Ти песнь великую». Я возношу тебе великую песнь троекратно, трегубо, воспеваемую в вышних.
  • «В вышних» это вышние силы, горний мир.
    То есть возношу Тебе троекратно в горнем, высшем мире возносимую Тебе песнь. Как ангелы Тебя хвалят, так и я здесь, на земле, из глубины своей греховности воссылаю. Как ангелы на небе возносят песнь троекратно, а я здесь, на земле, из бездны греховной воссылаю Тебе троекратно
    «песнь великую, в вышних трегубопеснословимую».

Давайте разберем Богородичен.

И раждаеши, и девствуеши, и пребываеши обоюду естеством Дева, Рождейся обновляет законы естества, утроба же раждает нераждающая. Бог идеже хощет, побеждается естества чин: творит бо елика хощет.
  • Некий радостный возглас: «И раждаеши, и девствуеши». Пребываешь дева и одновременно рождаешь. В Тебе соединяется несоединимое.
  • «Обоюду естеством» и телом, и душой. Не только физически Она была дева, но и душой, сердцем.
  • «Рождейся обновляет законы естества». «Раждейся» ― это Тот, Кто родился, младенец Христос. С Адама в наше естество вошли грех, смерть, разделение, но родился Христос Спаситель, Который обновляет законы нашего естества.
  • «Утроба же раждает нераждающая». Это про Богородицу. Она утроба, которая рождает нераждающая. Она не может родить, но рождает.
  • «Бог идеже хощет, побеждается естества чин». Мне кажется, здесь перевод не требуется. Очень красивая фраза: там, где Бог хочет, побеждается естественный ход вещей.
  • «Творит бо елика хощет». Потому что Он делает то, что хочет.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.