Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канонаАндрея Критского

Оглавление

Часть 2.1

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.3; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.4

Сегодня мы разберем тему праведного Иова. Четвертая песня ― отсылка к ветхозаветной истории. Я напомню фактуру этого события.

Итак, был праведный человек Иов, который был благочестивым, богобоязненным. Судя по всему, он был правителем или царем какого-то города или небольшой местности. В нашем понятии царь ― что-то очень высокое, а тогда правитель небольшой территории тоже назывался царем. Фактически вся верховная власть принадлежала ему, а государства как такового не было. У него было семеро сыновей и три дочери, которые жили очень дружно. У каждого была своя очередность организации пира, куда они приглашали своих братьев и сестер. Они очень дружно общались между собой. Когда пройдет весь круг очередности пиров, то Иов приглашал их к себе, совершая жертвоприношение за возможные грехи детей. Он говорил так: «А вдруг мои дети чем-то прогневили Бога, пока веселились?» То есть он всем показывал пример трепетного, благочестивого и богобоязненного отношения.

Судя по всему, он был успешным правителем и пользовался любовью людей, имел множество знакомых и был, в целом, человеком успешным. И вот однажды предстали пред Господом ангелы, и был среди них сатана. И Господь, обратившись к сатане, спросил его о том, где он был? Он ответил, что ходил по Земле, обошел ее всю. «Видел ли ты моего раба Иова?» ― спросил Господь ― «Обратил ли ты на него внимание? Есть ли такой благочестивый, подобный ему?» А сатана отвечает: «Да разве даром он такой богобоязненный? Ты же его от всего огородил, все ему дал. У него есть слава и богатство, прекрасная семья, дети. Конечно, он будет благочестивым! А Ты возьми и коснись его! Посмотрим, благословит ли он Тебя?!» И позволил Господь сатане: «Хорошо, всё, что у него есть ― в твои руки! Только его не касайся».

После этого, когда дети праведного Иова в очередной раз отдыхали и пировали в гостях старшего брата, к Иову прискакал гонец: «Когда мы пасли твои стада, внезапно налетели кочевники и всех поразили мечом. Один я остался, а скот твой угнали». Пока он это проговаривал, прибежал другой и сообщил, что когда они были на полях, то на них сошел огонь, все уничтожил, и все погибли. «Только я остался в живых и говорю тебе об этом». Этот заканчивает говорить, как третий прибегает и говорит о том, что они пасли стада верблюдов, на них напало какое-то племя и всех поубивали, стада угнали. Только он спасся. Пока гонец это говорит, прибегает четвертый и сообщает, что дети Иова были в доме старшего сына, но сильный ураган налетел, и дом рухнул. Все дети погибли, только я спасся и возвещаю тебе такую весть.

То есть на праведного Иова свалились все бедствия, какие только можно представить: лишился имущества, своих детей. Вот такой сильнейший удар он получил. И Иов, в скорби разодрав на себе одежды, упал на землю и сказал таким образом, не прегрешив пред Богом: «Наг я вышел из чрева матери моей, нагой и возвращаюсь. Господь дал ― Господь взял. Да будет Имя Господне благословенно!» Не прогневал Бога, не возроптал на Него. То есть он принял свое несчастье, судьбу.

И опять предстали пред Богом ангелы. И сатана был средь них. Господь опять спросил у сатаны, не возроптал ли Иов? А сатана и говорит: «Но ты же его не трогал, его жизнь и здоровье остались неповрежденными. А Ты его коснись, вот тогда посмотрим, как он запоет!» Господь ему и это позволил, сказав: «Только жизнь его сбереги!».

В результате Иов покрылся проказой от подошвы ног до макушки. Проказа ― страшная болезнь. Человек покрывается гнойными язвами, на всем теле белый налет, все воспаляется. Это жар, бессонница, обезвоживание. Ужасная и страшная болезнь, при этом она заразна. Это очень тяжело психологически, потому что когда человек заражен, его изгоняют из общества, чтобы остановить распространение болезни. И праведный Иов оказался на мусорной свалке. Его просто прогнали. И он сел в пепел, в этот мусор, взяв какие-то черепки, чтобы соскабливать с себя гной. Единственный человек, который сохранился рядом с ним, это его жена. Она обратилась к нему со словами: «И сколько ты еще будешь так страдать? Ты прогневи Бога, скажи какую-нибудь хулу на Него, ругательства и умри уже. Сколько можно терпеть такое?» А Иов говорит: «Зачем ты так говоришь неразумно? Неужели мы хорошее будем принимать от Бога, а плохое не будем?»

И вот сидел он на куче пепла, скоблив гной и раны в таком плачевном состоянии. И узнали об этом три его хороших друга, которые тоже были царями в своих владениях. Они решили поехать к нему и морально поддержать. Но когда они его увидели, то не узнали, а узнав, были настолько потрясены, что целую неделю ничего не могли сказать и молчали. То есть не моги подобрать слов для какого-то утешения и поддержки. Но спустя неделю друзья начали с ним говорить и наводить на мысль, что, возможно, Иова покарал Господь за какие-то грехи. Все думали, что он благочестив, но, видимо, какие-то грехи все же есть. То есть они таким образом хотели найти причину и указать ему на нее, чтобы он понял, почему так произошло. Ведь ему станет легче, когда он поймет свою вину, исправит ее и, возможно, все потихоньку наладится. Но Иов отвечал, что всегда жил праведно и благочестиво, ничего плохого не совершал, никакой тайной вины на нем нет, которую бы он скрывал от всех лицемерно. Тогда друзья говорят: «Хорошо! Мы тебе верим. Но, может быть, есть то, что даже ты не видишь? Рассмотри в своем детстве или еще когда-нибудь. Не может быть так, чтобы ты просто страдал без вины». Иов отвечал: «Я смотрел, я внимательно всматривался в себя. Нет во мне такого греха, чтобы так меня наказывать. Кроме того, посмотрите вокруг! Разве вы не видите, что зачастую неблагочестивый человек живет и благоденствует, а праведный страдает и мучается, все у него плохо? Разве вы не видите, сколько в мире несправедливости? Вот так же и у меня, только в большем размере».

И почти вся книга Иова состоит, в основном, из этого диалога друзей, которые пытались убедить Иова, что просто так не происходят такие несчастья. Но заканчивается всё тем, что Иов обращается к Богу со словами: «Суди меня, укажи мне то, за что со мной такое произошло! Если я виновен, то суди меня. Но я невиновен!» Вот таким дерзновенным он был, готов был отвечать за свои поступки, за свои дела. И Господь ответил, но ответил так таинственно, что, пожалуй, нам сложно будет понять. Только человек, находящийся в таком положении, как Иов, смог бы понять его.

И ответ утешил его, он успокоился. Более того, Господь исцелил его от проказы, и в последующие годы его жизни (а он долго еще правил) у Иова родились еще дети, вернулась к нему слава, богатство и власть. Всё ему Господь воздал. А к одному из его друзей явился Бог и сказал, что гнев Его на них за то, что они говорили о Нем не так верно, как раб Его Иов. Поэтому они должны были взять жертвы, пойти к Иову, чтобы он за них помолился, так как его молитвы Бог примет, а их молитвы нет.

Продолжение следует...