Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 1.1

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского

Начнем традиционно уже с тропарей, которые не имеют или почти не имеют отсылок к Священному Писанию. Их у нас тринадцать, поэтому начнем по порядочку.

Дел Твоих да не презриши, создания Твоего да не оставиши, Правосуде, аще и един согреших, яко человек, паче всякаго человека, Человеколюбче, но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи.

На первый взгляд, тропарь кажется несколько запутанным, каким-то нагроможденным, но если расставить всё на свои места, то становится вполне понятным.

  • «Дел Твоих да не презриши». Люди названы здесь делами Божьими, делами рук Его. То есть мы и есть дела рук Твоих.
  • «Дел Твоих да не презриши» то есть не презирай нас, мы являемся делом рук Твоих. «Создания Твоего да не оставиши». Это та же мысль, только высказанная другими словами. Не оставляй то, что ты создал.
  • «Правосуде» ― это обращение. Господь назван правым Судьей, Правосуде.
  • «Аще и един согреших, яко человек». То есть если един я, это исключительно моя вина, мои грехи.
  • «Един согреших, яко человек». Я согрешил как человек, поскольку я человек, я от Адама произошел по-человечески, я и грешу по-человечески.
  • «Паче всякаго человека». То есть больше любого другого человека.
  • «Человеколюбче». А вот это уже обращение к Богу. Он назван здесь Человеколюбцем, который любит нас, людей, произошедших от Адама, вот так грешащих.
  • «Но имаши, яко Господь всех, власть оставляти грехи». Именно Ты, как Господь всех, всей твари, имеешь власть прощать, оставлять грехи.
Приближается, душе, конец, приближается, и нерадиши, ни готовишися, время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть. Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?

Весь этот тропарь ― обращение к собственной душе.

  • «Приближается, душа моя, конец», то есть кончина, конец твоей жизни земной.
  • «Приближается и нерадиши ни готовишися». То есть ты проявляешь нерадение и не готовишься к тому, что предстоит тебе предстать пред Богом.
  • «Время сокращается, востани, близ при дверех Судия есть».Судия ― это Господь, Он уже при дверях, близко.
  • «Яко соние, яко цвет, время жития течет». Соние ― сон, как сон. Как цвет, то есть как цветок. Цветок полевой расцвел утром, день цветет и вянет, его цветение завершилось. Вот так же время нашей жизни.
  • «Яко соние, яко цвет, время жития течет: что всуе мятемся?» То есть что мы напрасно суетимся по пустякам?
Воспряни, о душе моя, деяния твоя яже соделала еси помышляй, и сия пред лице твое принеси, и капли испусти слез твоих; рцы со дерзновением деяния и помышления Христу и оправдайся.
  • «Воспряни» ― воспрянь. Воспрянь, о, душа моя.
  • «Деяния твоя яже соделала еси помышляй» то есть вспомни, подумай о том, что ты сделала в своей жизни, душа моя.
  • «И сия пред лице твое принеси», то есть перед собой положи, перед собственными глазами. Пусть перед твоими глазами твоя жизнь пройдет, твои дела пройдут, ты на всё посмотри внимательно.
  • «Капли испусти слез твоих», то есть слез покаяния, поплачь об этом.
  • «Рцы со дерзновением деяния и помышления Христу и оправдайся» Рцы ― говори, произнести речь. Расскажи Христу с надеждой на Его милосердие о твоих делах и твоих помышлениях. Почему здесь говорится со дерзновением? Дерзай, не отчаивайся, не унывай! Надейся на милость Божию. Не надо говорить, что всё, Господь меня не простит никогда за мои грехи. Нет, не унывай, обращайся к Нему и получишь прощение.
  • «И оправдайся» от слова правда, Господь тебя оправдает, Он тебя простит.
Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз, Спасе, не согреших, умом и словом, и произволением, и предложением, и мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда.
  • «Не бысть в житии греха, ни деяния, ни злобы, еяже аз Спасе, не согреших». Не было в жизни такого греха, ни такого дела или злобы, которые бы я не сотворил. Спасе ― это обращение к Спасителю.
  • «Умом, и словом, и произволением», то есть я согрешил и умом, и словами, вольно согрешил хотением, желанием, движением моего сердца.
  • «И предложением». Предложение ― это представление, то есть воображение. Я мысленно фантазировал себе что-то, в своей голове представлял какие-то греховные образы.
  • «И мыслию, и деянием согрешив, яко ин никтоже когда». Ин, то есть иной, другой кто-то. Так, как другой бы не согрешил. Никто так никогда не грешил, как я.

Мы опять возвращаемся к той мысли, что собственные грехи воспринимаются нами, как большие, субъективно мы их воспринимаем как огромные, что никто так не согрешил, как я. Хотя, конечно, если объективно посмотреть, то можно по-другому оценить, но человек кающийся именно так должен себя оценивать.

Продолжение следует...