Начало разбора канона здесь: Введение
Поговорим о схеме канона вообще, любого, канона как такового. Прежде всего следует отметить, что канон опирается на библейские песни. Что такое библейские песни? Это содержащиеся в Священном Писании молитвенные песнопения, которые воспевали праведники или пророки по случаю знаковых или важных событий либо в их собственной жизни, либо в жизни израильского народа. Песни эти пропитаны духом радости, торжества, упованием на Бога, покаянием. В целом они являются произведениями религиозного воодушевления.
Всего в Библии 11 таких песней. Это две песни пророка Моисея, песнь Диворы, Анны пророчицы (матери Самуила), Аввакума, Исаии, Езекии, Ионы, трёх отроков, Захарии и песнь Богородицы. Но песнь Диворы не вошла в состав канона, потому что она воинственная и выделяется своим характером из всех остальных песней. Также не вошла молитва Езекии, потому что это его частная молитва. Зато песнь трёх отроков разделена на две. Таким образом, в состав канона входит девять песней. Каждый канон состоит из девяти песней.
Первая песнь опирается на песнь Моисея, которую воспел пророк Моисей после освобождения израильского народа из египетского рабства, когда Господь чудесным образом спас их от войска фараона.
Вторая песнь тоже пророка Моисея. Обличительная песнь по случаю того, что народ этот, спасшийся милостью Божией, оказался не готов к тому, чтобы воспринять эту милость: возроптал, проявил маловерие. Это маловерие пророк обличает в песне.
Песнь Анны по случаю рождения у нее долгожданного сына. Она в старости своей смогла родить, вымолила у Бога дитя, поэтому воспела благодарственную песнь Богу.
Песнь пророка Аввакума повествует об имеющем прийти Господе судить людей. О будущем суде.
Песнь пророка Исаии воспевает жизнь будущего века.
Песнь пророка Ионы покаянная. Он произнес ее, будучи во чреве кита. То есть эта песнь смиренная, покаянная, как бы из глубины, из ужаснейшего положения. Ее-то Господь услышал и принял.
Песнь трех отроков. Трех богочестивых юношей обвинили в том, что они не приносят жертвы чужим богам. Их пытались за такое прегрешение сжечь. Но Господь явил Свою милость, и огонь не навредил этим трем юношам. Они остались живы и невредимы, и воспели благодарственную песнь Богу. Эта песнь разделена на две части.
Песнь Пресвятой Богородицы ― это та песнь, которую воспела Дева Мария при встрече с Елизаветой.
Песнь Захарии. Захария ― муж Елизаветы. Он произнес эту песнь, когда Елизавета родила Крестителя Иоанна, пророка и Предтечу. После этого Захария смог говорить. Он был нем некоторое время из-за своего маловерия, но потом отверз Господь его уста, и он произнес эти хвалебные слова.
Таким образом, канон состоит из девяти песней.
Каждая песнь начинается песнопением, которое называется ирмос. Он, как правило, имеет самое непосредственное отношение к той библейской песне, к которой привязан.
После ирмоса исполняются тропари. Это короткие молитвы, читаемые одна за другой. Причем каждый тропарь исполняется со стихом. То есть библейская песнь состоит из стихов. На каждый стих этой библейской песни есть отдельный тропарь.
Именно по такой схеме составлен покаянный канон Андрея Критского. И в сумме все библейские песни набирают 250 стихов. 250 тропарей Андрей Критский и составил к этим стихам.
Часто к тропарям присоединяют стихи небиблейского происхождения. Покаянный канон имеет такой стих: «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Канон Пресвятой Богородице: «Пресвятая Богородице, спаси нас».
Поскольку все каноны составлены по одной и той же схеме, то они могут соединяться друг с другом как конструктор. Одновременно может быть исполнено два канона или даже три. В этом случае после тропарей первой песни сразу же исполняются тропари первой песни второго канона. А ирмос второго канона исполняется в конце. В этом случае он называется уже не ирмос, а катавасия.
Если исполняется три канона, то второй канон совсем без ирмоса. Исполняются только тропари. Последние два тропаря каждой песни канона исполняются со своим стихом. Предпоследний тропарь на «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу». Последний на «И ныне и присно и во веки веков. Аминь». Причем, предпоследний тропарь в древности всегда был посвящен Святой Троице. То есть это Троичные тропари. В последующем эта традиция постепенно сошла на нет, и в более современных канонах мы этого уже не наблюдаем. Но в некоторых все-таки видим фрагменты этой традиции. И в некоторых песнях, на «Слава» можем видеть Троичный тропарь.
На «И ныне» всегда исполняются Богородичные тропари. Они так и называются ― Богородичные. Это касается не только песни и канона, но и многих других фрагментов и мест богослужения. Почти всегда мы видим, что на «И ныне» исполняются именно Богородичные песнопения.
Раньше все каноны полностью пропевались. Если исполнять все девять песней подряд, получается очень много. Нужно было сделать какие-то паузы для того, чтобы человек просто переключил свое внимание, немножечко отдохнул, сосредоточился перед новой песней, поэтому канон разделен на три части.
С первой по третью песнь ― это одна часть.
Потом читается седален (в каноне Андрея Критского не читается).
С четвертой по шестую ― это вторая часть.
После шестой читается кондак, икос и седьмая, восьмая, девятая песнь.
После девятой читается светилен или эксапостиларий (в каноне Андрея Критского не читается).
Еще вы можете заметить, что в молитвословах всегда отсутствует вторая песнь канона. И после первой сразу же идет третья песнь. Почему? Потому что вторая песнь ― обличительная. Она тоже имеет свой характер и исполняется только Великим постом и то не каждый день.
В завершение необходимо указать на еще одну особенность. Между восьмой и девятой песнью почти всегда, за некоторым исключением (канон Андрея Критского как раз такое исключение), в храме пропевается песнь Богородице практически в неизменном виде так, как она есть в Священном Писании. В богослужебных книгах она называется «Честнейшая», потому что к каждому стиху этой песни хор добавляет припев: «Честнейшую Херувим и славнейшую без сравнения Серафим, без истления Бога Слова рождшую, сущую Богородицу, Тя величаем».
Навигация по статьям канала Киберпоп ТВ
Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.