Часть 3.2
Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.3; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.4; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 2.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 2.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 3.1
Сегодня начнем с двух тропарей, которые, так или иначе, возвращают нас к истории Исава и Иакова.
Исава возненавиденнаго подражала еси, душе, отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческия молитвы отпала еси, и дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом: темже ныне покайся.
Тропарь напоминает нам об Исаве возненавиденном. Отец его любил, но в итоге он всего лишился. Можно сказать, что нелюбимого своей матерью и многими другими людьми.
- Подражала ты ему, Исаву, моя душа, тем, что отдала прелестнику (лукавому, бесу, искусителю) первородство красоты, доброты, свою чистоту, непорочность. Как первородство ты ему отдала? За что? За чечевичную похлебку. В данном случае, конечно не в прямом смысле за миску супа, а за какие-то удовольствия лишилась своей красоты, доброты.
- «Отдала еси прелестнику твоему первыя доброты первенство, и отеческие молитвы отпала еси». Здесь, скорее, благословение имеется в виду, то есть Исаак, благословляя, пожелал своему сыну всего-всего. И молитвенного благословения ты отпала, то есть не получила.
- «И дважды поползнулася еси, окаянная». Это отсылка к двум женам Исава. «Дважды поползнулася еси, окаянная, деянием и разумом», то есть не только мыслью своей, но и делом своим поползнулась.
- «Темже ныне покайся». И поэтому покайся ныне в своих грехах.
Едом Исав наречеся, крайняго ради женонеистовнаго смешения: невоздержанием бо присно разжигаемь, и сластьми оскверняемь, Едом именовася, еже глаголется разжжение души любогреховныя.
- Исав был назван Едомом. «Крайняго ради женонеистовнаго смешения», то есть из-за крайней степени плотской любви к женскому полу. Крайняя степень у него была, такой он невоздержанный был человек.
- «Невоздержанием бо присно разжигаемь и сластьми оскверняем». Он разжигался невоздержанием своим, сластями своими
- «Едом именовася, еже глаголется, разжжение души любогреховныя», то есть это расшифровка того, что это за имя, что это за пренебрежительная кличка, прозвище (разжжение души, любящей грех, любогреховныя).
И вот Ревека отправляет своего любимца на родину, в Харран. Иаков, можно сказать, бежит, спасается от гнева своего брата. А Исав, услышав, что брата отправили в Харран (и даже отец его опять благословил и сказал, чтобы не брал себе в жены дочерей местных жителей, а брал там), понял, что две его жены не очень-то любимы отцом и матерью, поэтому взял себе третью на всякий случай, правда, из другого народа. В общем, в своем репертуаре.
Иаков бежал из дома с одним только посохом, можно так сказать. И вот на дороге с ним произошел такой случай: когда он лег ночью спать, положил камень под голову, уснул, приснилась ему лестница. Лестница была на этом месте, основание ее было на земле, а верх уходил в небо. По этой лестнице ниспускались и поднимались ангелы Божьи. Иаков проснулся от видения и понял, что это не просто сон, это от Бога ему некое указание. Он испугался и сказал: «Это место особенное, это дом Божий, сия врата небесные». Поэтому он тот камень, на котором спал, особо отделил, возлил елей, принес какие-то жертвы, помолился Богу и пообещал, что будет отдавать Богу десятую часть из всего, что Господь ему даст в жизни.
Это его видение часто очень обыгрывается в песнопениях церковных, в молитвах, есть и в тропарях канона Андрея Критского. И вообще эта лестница как бы символ Богородицы, потому что по ней не ангел сошел на землю, а сам Господь. Иногда на некоторых иконах Божьей Матери мы видим изображенную лестницу ― это лестница Иакова. А вот как к этой теме возвращает нас канон Андрея Критского:
Лествица, юже виде древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельнаго восхождения, разумнаго возшествия, аще хощеши убо, деянием, и разумом, и зрением пожити, обновися.
- «Лествица», то есть лестница, которую видел в древности великий патриарх.
- «Патриарх»переводится как «отец». Именно Иаков стал отцом того народа, который мы знаем как еврейский народ. Еще есть древние патриархи: Авраам, Исаак, Иаков, потому что от них происходили эти народы.
- «Древле великий в патриарсех, указание есть, душе моя, деятельного восхождения, разумнаго возшествия», то есть некий образ, некое указание. Душе моя ― это обращение, я к своей душе обращаюсь. Указание на что? На деятельное восхождение и разумное восшествие. Что это значит? Деятельное восхождение ― это восхождение по лестнице благочестия. Ты не можешь вот так, сразу, взять и стать добрым, «чистым». Всё это делается потихонечку: сначала на первую ступенечку, потом на вторую, потом на третью, причем с трудом. И деянием (делами своими) мы так двигаемся по пути благочестия и ум свой так же очищаем. Не вдруг, так как «добродетель не груша, вдруг не съешь», как говорил преподобный Серафим Саровский. Это делается понемногу. И эта лестница, которую видел древний патриарх Иаков, есть некое указание на благочестивую жизнь, она вот так и совершается: не сразу, а по ступенькам.
- «Аще хощеши убо, деянием, и разумом, и зрением пожити», то есть если ты хочешь действительно пожить, не к смерти идти, а к жизни, то обновися, то есть покайся.