Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канона Андрея Критского

Часть 1.2

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1

Отсюду и осужден бых, отсюду препрен бых аз окаянный от своея совести, еяже ничтоже в мире нужнейшее; Судие, Избавителю мой и Ведче, пощади и избави, и спаси мя, раба Твоего.
  • «Отсюду и осужден бых» ― поэтому (о чем говорили в прошлом тропаре) я и осуждаюсь, поэтому и побеждаюсь. Идет связка нескольких тропарей подряд.
  • «Препрен бых аз окаянный от своея совести», то есть я побежден был от своей совести, окаянный. То есть моя совесть меня побеждает, и нет ничего в этом мире строже моей совести.
  • «Еяже ничтоже в мире нужнейше». «Нужнейше» наше русское ухо слышит как что-то, в чем мы нуждаемся, то, что нам необходимо. Но, скорее, это от слова принуждать, нудить. Нас совесть побеждает и строго к нам относится. Люди нас простят, и Господь простит, а собственная совесть так и будет мучить, строгость к нам проявит. «Нужнейше» ― ничего в мире нет страшнее этого.

Дальше мы обращаемся ко Господу:

  • «Судие, Избавителю мой». Тот, который может избавить меня от мук совести.
  • «И ведче», то есть он ведает то, что внутри меня, в моем сердце. «Пощади и избави, и спаси мя, раба Твоего».
Тело Твое и Кровь Распинаемый о всех, положил еси, Слове: Тело убо, да мя обновиши, кровь, да омыеши мя. Дух же предал еси, да мя приведеши, Христе, Твоему Родителю.

Христос здесь назван Словом. Вспоминаем еще раз Евангелие от Иоанна: «В начале было Слово и Слово было у Бога и Слово было Бог» (Ин. 1:1). «И Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин. 1:14). Христос ― это Бог Слова, и к Нему довольно часто так мы и обращаемся:

  • «Слове. Распинаемый Христос свое Тело и Кровь о всех положил еси» (положил есть).
  • «Тело убо, да мя обновиши, Кровь, да омыеши мя». Это такой образ омытия кровью, когда омывается всякая скверна внутренняя, духовная, не внешняя.
  • «Дух же предал еси». Что значит предать дух? Умереть. То есть душа его вышла из него, чтобы меня привести к Твоему Родителю, то есть к Отцу нашему Небесному.
Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся. Волею на древе распялся еси. Едем затворенный отверзеся, горняя и дольняя тварь, языцы вси, спасении, покланяются Тебе.

Господь здесь назван щедрым ― Щедре. И Он, щедрый Господь, сотворил спасение, соделал спасение посреде земли. Что значит «посреде земли»? Что такое вообще земля в данном контексте? В данном случае земля ― это не планета, это материя, материальный мир. Господь не остался вне этого материального мира, спасая нас как бы извне, указывая, куда нам идти, что нам делать. Он сам стал одним из нас, Он воплотился, принял на себя наше естество. Вот это и есть «посреде земли» ― посредине ее, в центре. Ты сам материализовался и изнутри этой материи сделал нам спасение.

  • «Соделал еси спасение посреде земли, Щедре, да спасемся». Чтобы мы спаслись.
  • «Волею на древе распялся еси». На древе ― значит на кресте. Крест деревянный был, это понятно. Волею ― это значит, что было вольное распятие. Не то, что воины его связали, повели, Он не мог сопротивляться, у Него было безвыходное положение, деваться было некуда, и вот над Ним сотворили то, что сотворили. Нет. Он мог за себя постоять, и ангелы могли за него заступиться, но не нужно Ему это было. Неужели Он настолько безвластен, что не мог за себя заступиться? Это ему было неугодно. Он захотел, чтобы так произошло, Он согласился с этим. Поэтому «волею на древе распялся еси».
  • «Едем затворенный отверзеся». Эдем ― рай, эдемский сад затворенный, который был для нас закрыт, он отверзся для нас.
  • «Горняя и дольная тварь». Горняя ― это высшая, та, что в небе, в духовном мире, а дольняя ― это та, что внизу. Гора и долина. Горняя тварь ― это ангельский мир, дольняя тварь ― это мир материальных живых существ, в том числе и мы все.
  • «Языцы вси спасении покланяются Тебе». Языцы ― это народы, то есть все народы Тебе поклоняются.

Продолжение следует...