Часть 1.3
Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.2
Да будет ми купель, кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления, да обоюду очищаюся, помазуяся и пия, яко помазание и питие, Слове, животочная Твоя словеса.
Нужно сказать, что это самый сложный тропарь из всех, которые мы с вами встречали в каноне Андрея Критского. Здесь мы видим много вроде бы знакомых слов и даже некоторые фразы кажутся понятными, но в целом этот пазл никак не складывается в целую картину. Давайте попробуем по полочкам разложить и начнем с окончания тропаря.
- «Животочная Твоя словеса». Твоя словеса ― это Твои слова, а животочная ― источающая жизнь (живот).
- «Помазание и питие, Слове». Помазание ― имеется в виду лекарство, скажем так, для наружного применения. Питие ― лекарство для внутреннего применения. То есть наши болезни, духовные раны можно исцелять как бы снаружи, чем-то их смазывая, и изнутри, из сердца, из глубины, там исцеляя. Опять Христос назван Словом, и Его словеса являются источником жизни.
Теперь повыше поднимаемся.
- «Да обоюду очищаюся, помазуяся и пия». То есть исцеляюсь или очищаюсь от скверны и снаружи, и внутри, со всех сторон. Здесь имеются в виду именно духовные наши скверны, а не какие-то внешние загрязнения тела. Здесь речь идет только про душу, про наше сердце.
А теперь давайте попробуем разобрать первую часть тропаря. Она самая сложная:
- «Да будет ми купель, кровь из ребр Твоих, вкупе и питие, источившее воду оставления».
Поговорим немного об обстоятельствах смерти Господа Иисуса Христа. Когда Он на кресте висел уже при смерти, сказал: «Свершилось», ― и, преклонив главу, испустил дух. Это был уже вечер пятницы, наступала суббота. А в ту субботу у иудеев был праздник Пасхи, великий праздник, один из главных праздников Ветхого Завета. Что такое иудейская Пасха, и по какому поводу она отмечалась, мы говорили с вами, когда разбирали первую песнь канона. Так вот, для того, чтобы вид этой казни, (а распяты они были прямо возле города, на Голгофе) не портил праздника, иудеи просили Пилата, чтобы он как-то ускорил их смерть, чтобы снять людей с крестов.
Пилат повелел, и воины, подойдя к одному из разбойников, перебили ему голени. Подошли к другому разбойнику и тоже перебили ему голени. Для чего они это делали? Дело в том, что висящий на кресте человек всегда задыхался, потому что провисающему телу трудно дышать. Руки подняты вверх, раскинуты в стороны, он весь распятый, ему трудно вдохнуть. Для того, чтобы вдохнуть воздух, ему нужно было, опираясь на ноги, чуть-чуть приподняться, привстать. Тогда у казненного освобождалась грудная клетка, и он мог набрать немного воздуха. Когда перебивали голени, возникали боль, шок, невозможность опереться на ноги, и человек задыхался и быстро умирал. Да, это бесчеловечно, это очень жестоко и негуманно, трудно себе вообразить такую ужасную смерть. Но, тем не менее, это какое-то ускорение смерти, иначе они могли там висеть еще долгие-долгие часы и даже дни. Такое тоже бывало. А вот таким образом смерть приходила уже быстро.
А когда подошли ко Христу, то увидели, что Он уже вроде бы скончался, но для того, чтобы точно увериться, что действительно смерть наступила, один из воинов копьем пронзил Ему ребро. Из раны тут же вытекла кровь и вода. Евангелист Иоанн нарочито указывает на это обстоятельство, подчеркивает это. Я сейчас боюсь ошибиться в каких-то медицинских терминах, понятиях, может быть, что-то неправильно скажу, люди знающие поправят меня в комментариях, дадут какие-то пояснения к этому моменту. Но бывают обстоятельства, которые случаются у людей по болезни, и, в частности, при распятии, когда вокруг сердца скапливается некая жидкость. Она получается в результате фрагментации самой крови, то есть из крови выделяется некая сыворотка, обволакивает сердце, в итоге она его сжимает, и в результате может наступить остановка сердца. И у Христа, очевидно, когда Он умер, эта картина была внутри. То есть сердце было сжато в некий мешочек с этой сывороткой, и когда воин ударил копьем, то он пронзил и мешочек, и само сердце. И тут же из раны вытекли сгустки крови и эта самая жидкость, которая названа водой.
Богословски этот момент был осмыслен, как некое указание на два основных христианских таинства: на Крещение, которое совершается в воде и является рождением к новой жизни, и на Евхаристию. Мы причащаемся Телом и Кровью Христовой. При этом обращаю ваше внимание на то, что эта жидкость, которая названа водой в Евангелии, тоже истекает из крови. То есть она продукт крови, оттуда она появляется.
Итак, слова тропаря:
- «Да будет ми купель». Купель ― это некий сосуд, в котором омывают что-то или омываются сами. Но в данном контексте, скорее всего, имеется в виду само вещество, с помощью которого омывают. Причем речь идет о сквернах духовного порядка. Да будет мне кровь, которая истекла из Твоих ребер, купелью. То есть вот этим веществом, которое омывает мои духовные скверны. И вместе с тем и питием, то есть лекарством, которое я приму в себя, внутрь. И эта кровь является питием, которое источило из себя воду оставления. Это вода, истекшая из раны Христа, символизирует собой воду крещения. Вот это и есть вода оставления. Очень сложный тропарь, очень много глубин богословия здесь затрагивается.
Здесь еще такую параллель можно вспомнить. Когда Господь сотворил Адама, Он из ребра Адама сотворил Еву, то есть жену. Евой ее Адам назвал потом. И вот она-то и стала матерью всех живущих. Почему Адам и дал ей имя Ева, что значит жизнь. Но вместе с тем через эту ветхозаветную Еву и грех вошел в природу человека, сатана ее начал искушать. А здесь новый Адам, Христос. Из Его ребра истекает кровь и вода, которые являются главными Таинствами Церкви Христовой. Таким образом, это как бы образ Церкви Христовой, Церковь Христова ― это как бы та Ева, только новозаветная, через которую мы получаем жизнь, но уже не земную жизнь, а небесную.