Найти тему
Киберпоп ТВ

Ирмос третьей песни канона Андрея Критского

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 2

Третья песнь канона Андрея Критского опирается на песнь Анны, матери пророка Самуила.

Дело было в древнем Израиле. Тогда еврейский народ уже в течение нескольких столетий жил в земле обетованной. В это время проживал там некий человек по имени Елкана. У него было две жены. Одна из них – Анна ― была бесплодна. Что такое бесплодие для женщины? Даже для современной женщины это великая трагедия, большое несчастье, хотя мы с вами живем во времена, когда один-два ребенка это хорошо, а три ― уже многодетная семья. Есть масса людей, которые добровольно отказываются иметь детей. А вот на Востоке, да еще в те времена, отсутствие детей воспринималось крайне тяжело, поэтому скорбела Анна очень сильно.

Ежегодно Елкана со своими женами и детьми посещал Божий храм. А жил он не в шаговой доступности. Для того, чтобы дойти до храма, нужно было предпринять целое путешествие. Сами понимаете, автобусов в то время не было, маршрутки не ходили. Дороги были только для пешего хода. Может быть, на скотине, на ослах можно было перемещаться. В общем, целая история, чтобы куда-то сходить. Но ежегодно он посещал храм для того, чтобы совершить там жертвоприношения. Человек он было достаточно благочестивый. Анну, жену свою, любил, несмотря на то, что она была бесплодна.

В один из таких приходов в храм Анна настолько сильно скорбела, что даже не могла кушать. Скорбью было наполнено ее сердце. Она пошла в храм, стала молиться горячо и умолять Бога, чтобы Господь даровал ей дитя. Она обещала, что если Господь даст ей мальчика, она посвятит его на служение Богу. Она так горячо молилась, что первосвященник, увидев ее, подумал, что она пьяна. Очевидно, она была погружена в себя, что-то бормотала. Внешне это проявлялось так, что он подумал: видимо, женщина не в себе. Он ей сделал грубое замечание, хотел выгнать ее, но она сказала, что очень сильно молится и не пьяна. Священник смутился и сказал, мол, хорошо, что ты так горячо молилась. Пусть Господь услышит твои молитвы. И на самом деле Анна и в сердце своем почувствовала, что ее молитвы услышаны. Она совершенно успокоилась, появился аппетит, и стало у нее всё в порядке.

Через некоторое время она забеременела, родила сына, которого назвала Самуилом. В очередной раз она не пошла со своим мужем в храм Господень, а сказала, что останется вскармливать ребенка. «Когда вскормлю, ― сказала она, ― тогда отдам на служение, чтобы он воспитывался при храме и остался служить Богу». И действительно, когда она вскормила ребенка, то привела его в Божий храм к этому самому первосвященнику и сказала: «Вот то, о чем я молилась. Господь услышал мою молитву. Я пришла исполнить свой обет». Отдала ребенка на воспитание.

Самуил воспитывался при храме, а сама она воспела песнь к Богу. Песнь исполнена радости, благодарности Богу за то, что Он исполнил ее молитвы. Она восхваляет Господа, потому что хоть Он сильный и крепкий, но и любвеобильный. Он человеколюбец, Он милостив.

Анна выполнила свое обещание, данное Богу, и оставила своего сына на воспитание. Это не означает то, что она с ним не виделась. Она приходила, приносила ему одежду, как могла, заботилась о нем. А Господь даровал ей еще детей. Она после этого родила трех мальчиков и двух девочек. О Самуиле и первосвященнике Илии мы будем говорить отдельно, это в другой раз.

А сейчас давайте перейдем к тексту ирмосов третьей песни канона Андрея Критского. Их два.

«На недвижимом, Христе, камени заповедий Твоих утверди мое помышление».

Что значит «на недвижимом камени»? На фундаменте. На фундаменте Твоих заповедей. Твои заповеди недвижимы. Как они были даны, такие они и остались. Это не поддается изменению. На этих прочных заповедях, как на фундаменте, утверди мое помышление. Чтобы мысли мои (не только мысли моего мозга, но и мысли моего сердца, движения моей души) основывались на фундаменте Твоих заповедей.

«Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих подвигшееся сердце мое, яко Един Свят еси и Господь».

Начало ирмоса похоже. «Утверди, Господи, на камени заповедей Твоих». Что мы просим утвердить? «Подвигшееся сердце мое», то есть сердце мое двинулось в сторону. Есть фундамент Твоих заповедей, на нем надо бы строить, а сердце мое отошло от этого фундамента в какое-то лукавство, в грех, поэтому Ты верни это сердце.
«Яко Един Свят еси и Господь». Потому что Ты один свят, а у нас у всех сердце немножко подвинулось. Если бы не подвинулось, то мы бы тоже были святы. «Яко Един Свят еси», то есть Ты один только свят и Господь. Ты можешь это сделать.

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.