Найти тему
16,4K подписчиков

Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос. Часть 1; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.Часть 2; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 1; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 2.1; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.1; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.2; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 3.3; Тропари третьей песни канона Андрея Критского. Часть 4

Пришло время поговорить нам о четвертой песне канона Андрея Критского, которая восходит к песне пророка Аввакума. Начну с рассказа о том, кто такие вообще пророки и каково было быть пророком.

Пророк ― это человек, который возвещает людям волю Божью. Кому-то может показаться, что это весьма престижное занятие. Однако, если хорошо вдуматься, можно заметить, что пророк нужен Богу не тогда, когда люди благочестивые, богобоязненные, когда они сами прислушиваются к воле Божьей. Не тогда, когда люди ищут Бога, а тогда, когда они Бога забывают. Отнюдь не почёт ждет пророка, потому что люди живут, грешат, им не хочется, чтобы кто-то приходил и обличал их в этом. Поэтому в Священном Писании сказано, что «не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем и в доме своем» (Мф. 13:57).То есть там, где пророк служит, у тех людей, которым он возвещает волю Божью, пророк не будет в чести. Его будут гнать, унижать, высмеивать. Высмеивание ― это способ защиты общества от обличения: не придать значение словам пророка, а высмеять их.

Поэтому в книге пророка Иеремии есть такие горькие слова: «Ты влек меня, Господи, ― и я увлечен; Ты сильнее меня ― и превозмог, и я каждый день в посмеянии, всякий издевается надо мною. Ибо лишь только начну говорить я, ― кричу о насилии, вопию о разорении, потому что слово Господне обратилось в поношение мне и в повседневное посмеяние. И подумал я: "не буду я напоминать о Нем и не буду более говорить во имя Его"; но было в сердце моем, как бы горящий огонь, заключенный в костях моих, и я истомился, удерживая его, и не мог» (Иер. 20:7-9). Здесь мы видим состояние души пророка Иеремии, который доведен буквально до отчаяния. Он горечь переживает, потому что отвергают его слова. Как только он начинает говорить, кричит о бедствиях, разорениях, предупреждает людей, пытается их вразумить, уберечь, сохранить, они издеваются над ним, постоянно смеются. До такой степени Иеремию довели, что он сказал: «Всё, не буду ничего говорить. Не буду напоминать им ни о чем, молчать буду». Но не мог удержать, потому что слово Божье внутри его сжигало «как огонь, заключенный в костях».

Тяжела ноша пророческая. Особенно тяжело, когда пророка начинают физически гнать. Особенно трудно, когда Господь говорит пророку: «Иди к царю, скажи то-то и то-то». Господь не посылал к царям пророков, чтобы сказать им, какие они молодцы. Он посылал сказать: «За то, что ты делаешь то-то и то-то, с тобой будет такое бедствие, с домом ― другое, а с народом твоим ― еще одно». Какой придворный льстец, карьерист мог царю вежливо намекнуть, указать на то, что царь неправ? Да нет такого! А тут приходит какой-то оборванец с улицы и говорит: «Так говорит Господь! За то, что ты так поступаешь, будет бедствие». Конечно, для того, чтобы пойти к царю и сказать нечто подобное, нужно обладать большой смелостью и преданностью воле Божьей.

Пророков часто избивали, заключали в темницу и убивали. Кровь пророческая лилась обильно во все времена. Можем это видеть на примере пророка Илии. Царица поклялась его убить. Мы видим пророка Илию, который, с одной стороны, бежит, спасает свою жизнь, но, с другой стороны, молится и говорит: «Господи, дай мне смерть, забери мою жизнь. Я не лучше тех, кто был до меня: моих отцов, тех, кого убили, кто сам умер. Но уже всё, не могу я больше». И от этой скорби, печали он заснул, ангел его разбудил, велел ему есть. Он ел, потом опять уснул. А потом послал его ангел к горе Божьей Хорив. Это та гора, на которой Господь являлся Моисею, давал заповеди. Причем, как являлся? Был сильный ветер, раздирающий горы, сокрушающий скалы, очень сильная буря, но не там Господь. А потом землетрясение, но не в землетрясении Господь. Потом огонь, но не в огне Господь. А потом веяние тихого ветра, и вот там Господь. Из этого тихого веяния Господь говорил с пророком Своим. А для чего Господь именно такие знаки ему дал? Какие выводы должен был Илия сделать из всего этого? Господь действует не страхом, не ужасом, не великими чудесами, не бурей, не ветром, раздирающим скалы, сокрушающим всё. Он действует из тихого веяния ветерка, очень тихо. И Он говорит ему о том, что сохранил среди израильтян семь тысяч мужей, которые не преклонили колени свои перед Ваалом. Ваал ― это языческое божество. Уста этих людей не лобызали его, хотя самому пророку казалось, что все оставили, все отвернулись, остался он один, и его хотят убить. Но Господь ему открыл, что есть еще люди, их много. Поэтому иди, вернись и сделай то-то и то-то. Такова доля пророческая.

А что же пророк Аввакум? Ему тоже довелось жить в очень сложные времена, как и всем пророкам, и сыны израильские тоже не отличались благочестием. Так что пророку Аввакуму пришлось предвозвестить великие бедствия, которые придут на народ израильский. В то время Вавилонское царство набирало силу и начинало захватывать окрестные народы. Пророк Аввакум предсказал, что вавилоняне придут и сюда, захватят Израиль, полностью его себе подчинят, захватят Иерусалим. А самое страшное ― разрушат храм Господень, который был в Иерусалиме одним-единственным. На тот момент это было совершенно невероятно, и ничто не предвещало беды. Но пророчество есть пророчество. И сам Аввакум не просто это предвозвестил. Как написано в книге пророка Аввакума в Священном Писании, он был похож на стражника, который наблюдает, всматривается вдаль: не покажется ли враг, или не поспешит ли подмога?

Так себя вел пророк Аввакум. Он как бы все время всматривался в божественную даль, вслушивался в Бога: не откроет ли ему Господь еще что-нибудь? Может быть, то бедствие, которое он предвозвестил, это не кара Господня? Может быть, на милость Господь преложит, отсрочит? Может быть, изменит как-то? И Господь открывает ему, что да, это не кара, не наказание. Да, это бедствие, несчастье, неприятности, но они имеют педагогическое, воспитательное значение. Это для вразумления людей, для того, чтобы они отвратились от своих злых дел. В конечном итоге несчастье, которое произойдет, послужит народу во благо, для его славы, крепости и силы. Более того, Господь ему не только это открывает, но и будущее, Свою милость. Аввакум, всматриваясь в будущие судьбы мира, в то, как будет действовать Господь, ощутил, увидел, что Господь хочет явить вообще всему миру удивительную милость. Речь идет о Господе нашем Иисусе Христе. Это он предвосхитил, предощутил.

А теперь давайте обратимся к тексту ирмоса четвертой песни канона Андрея Критского.

«Услыша пророк пришествие Твое, Господи, и убояся, яко хощеши от Девы родитися и человеком явитися, и глаголаше: услышах слух Твой и убояхся, слава силе Твоей, Господи».

«Услыша пророк». Пророк ― это Аввакум. Он, прислушиваясь к Его воле, услышал. Услышал что? «Пришествие Твое, Господи». То есть ему открылось будущее пришествие Христа. Не только то, что Израиль будет порабощен Вавилоном, а потом освободится. Через семьдесят лет Израиль получил свободу. Израильтяне могли вернуться к себе на родину и восстановить Иерусалим, восстановить храм, что и произошло. Не только это он увидел, данное конкретное бедствие, связанное с пленением вавилонским, которое послужит во благо народу.

Он увидел и нечто большее, то, что за этим будет дальше. Он увидел пришествие Христа «и убояхся». То есть он убоялся, ему страшно стало. А почему? Это не был страх, ужас, не страх того, что Господь явится и всех нас уничтожит. Это был страх величия Божия и милости. Как такое может быть? Неужели такое возможно, что Господь придет сюда на землю не просто в виде огненного столпа или облака, а воплотится и станет одним из нас? Страшно стало от величия Божия. Господь может так сделать.

«Яко хощеши от Девы родитися». Ты хочешь от Девы родиться и человеком явиться. Это он провидел, предчувствовал, услышал.

«И глаголаше» ― и сказал.

«Услышах слух Твой и убояхся». Это из книги пророка Аввакума. То есть услышал слух Твой, слухи, сведения какие-то. Вот это я услышал, и мне стало страшно. Неужели это возможно? Как можно мысль такую допустить? Страх величия Божия, потому что только великий Господь может такой поступок совершить. Не гневаться, не враждовать с людьми, которые Его оставляют, предают, отворачиваются от Него, но Он не отворачивается. «Слава силе Твоей, Господи».

Продолжение следует...

Начало разбора канона здесь: Введение; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос.