Найти тему
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 4.1

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Часть 1.2; Часть 1.3; Часть 1.4; Часть 2.1; Часть 2.2; Часть 3.1; Часть 3.2; Часть 3.3

Нам осталось разобрать два тропаря из состава четвертой песни канона Андрея Критского и плюс еще троичный и богородичный тропари. Те два тропаря, которые мы не рассмотрели, отсылают нас к Новому Завету. И один из них к уже знакомой нам притче о мытаре и фарисее.

Два человека вошли в церковь помолиться, один из них фарисей, а другой мытарь. Фарисей был человек внешне благочестивый, но внутренне к нему можно было предъявить много претензий: он превозносился. А мытарь наоборот: внешне грешный человек, но молитвы его слышал Бог. Это я кратко напомнил, а теперь почитаем сам тропарь.

Высокоглаголив ныне есмь, жесток же и сердцем, вотще и всуе, да не с фарисеем осудиши мя. Паче же мытарево смирение подаждь ми, Едине Щедре, Правосуде, и сему мя сочисли.
  • «Ныне есмь» я есть сегодня, ныне, сейчас.
  • «Высокоглаголив» говорю высокими словами.
  • «Жесток же сердцем» сердце ожесточенно. Ожесточенно в чем? «Вотще и всуе» в суете и в том, что тщетно, напрасно.
  • «Да не с фарисеем осудиши мя» не вместе с фарисеем.
  • «Паче же мытарево смирение подаждь ми» я прошу у Господа, чтобы Господь дал мне смирение мытаря.
  • «Едине Щедре, Правосуде». Это тоже обращение к Богу: Щедре, Правосуде. Он не только щедрый, не только милостивый, долготерпеливый, но еще и правый Судья. Он будет нас справедливо судить.
  • «И сему мя сочисли». «Сему» ― это мытарю. Так же, как мытаря, Ты оправдал. Сей пошел в дом свой более оправданный, нежели фарисей. Вот и меня так же, как мытаря, прими и к нему причисли.

В Евангелии есть притча о званых на брак. Некий человек устроил своему сыну свадьбу. Понятно, что это очень важное семейное мероприятие, и пригласили на этот брак огромное количество людей. Когда всё приготовили, оказалось, что приглашенные не спешат прийти, а отказываются один за другим. У одного какие-то хозяйственные нужды, другой куда-то уехал, третий что-то купил. В общем, они стали присылать ему отказы. И в каком состоянии этот человек оказался? Он тогда сказал своим слугам, чтобы собирали всех, кого найдут, первых встречных: нищих, больных, хромых, слепых. Получилось мало. «Еще идите, убедите, чтобы пришли, чтобы наполнился брак». Как это, свадьба, и с пустыми чертогами, с пустыми столами?!

Вот человек посылает своих слуг, чтобы те убеждали людей, приглашали зайти на брак. В конце концов набрался народ, но этот господин, прогуливаясь между людьми, увидел, что некий человек находится не в брачной одежде. А дело в том, что, когда люди приходили на брак, то им выдавали какие-то специальные накидки, то есть нечто такое, что должно было символизировать, что он находится на свадьбе. Но этот человек не имел брачной одежды. И вот мало того, что званые отказались, пренебрегли, и этот тоже, войдя на брак, почему-то не взял брачную одежду. Опять же пренебрег. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду, и говорит ему: «Друг, как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов» (Мф. 22:12-14).

Продолжение следует...

Дорогие друзья! В этой статье использованы вопросы, заданные мне на стримах или по е-mail в то время, когда я еще трудился священником. Темы, затронутые в аналогичных статьях, актуальны и сейчас, что показывает ваш живой отклик, поэтому и публикую.