Найти в Дзене
Киберпоп ТВ

Тропари четвертой песни канона Андрея Критского

Оглавление

Часть 1.4

Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.3

Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная, из нихже сугубыя нам источи токи оставления и разума во образ Древняго и Новаго, двоих вкупе заветов, Спасе наш.

Тропарь тоже достаточно сложный, но с учетом того, что мы разобрали предыдущий, здесь уже понять немного проще.

  • «Чашу Церковь стяжа, ребра Твоя живоносная». Что значит стяжание? Это имение, то, что собрано, что получено, заработано, найдено. То есть Церковь нашла, обнаружила, собрала, обрела как бы в Твоих живоносных ребрах, Твоем боку, в ране этой, прободенной копьем, некую чашу.
  • «Сугубыя нам источи токи» ― по-русски, истекли источники. Сугубыя ― особые, сильные, двойные источники. Это источники прощения, оставления и разума. Когда мы говорим по-русски, что человек немного потерялся, растерялся, его нужно в чувство привести, чтобы он сориентировался и понял, где находится и что с ним происходит, так по-славянски говорят, что он в разум приходит. А по-русски мы говорим: в чувство, в себя прийти, очнуться. Осознание того, кто ты и где ты — и есть разум. Прощение и осознание глубинного понимания.
  • «Во образ древняго и новаго двоих вкупе заветов». Из ребра Христова, из раны Христовой истекла кровь и вода во образ двух заветов: Нового Завета ― кровь и Ветхого Завета ― вода. «Вкупе» ― вместе.
Время живота моего мало, и исполнено болезней и лукавства, но в покаянии мя приими, и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.

Начало тропаря вроде бы понятно.

  • «Время живота моего мало», то есть жизнь моя коротка.
  • «И исполнена болезней и лукавства», то есть наполнена.
  • «Но в покаянии мя приими, и в разум призови». Меня, находящегося в состоянии покаяния, прими. Ты меня сам выведи из этого сонного состояния в разум, в состояние разумности, понимания, что происходит на самом деле.
  • «Да не буду стяжание, ни брашно чуждему», то есть чтобы мне не быть добычей (стяжание), едой (брашно). Кто такой чуждей? Чуждей ― это чужой, сатана, лукавый бес, про которого Господь сказал, что «будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей» (Быт. 3:14). Понятно, что здесь не в прямом смысле дьявол будет меня пожирать на завтрак, обед и ужин. Здесь имеется в виду духовное мое состояние, чтобы я не был этим прахом земным, которым лукавый будет питаться.
  • «Сам мя ущедри». Почему Сам? Потому что я для этого ничего не сделал, кроме покаяния. Ты Сам меня обогати Твоими щедротами, избавь меня от того, чтобы мне быть добычей дьявола, сатаны.
Согреших, досадив сосуду плоти моея, вем, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание, ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.
  • «Согреших», то есть я согрешил и через это я досадил сосуду плоти моей. Плоть названа сосудом, в котором находится душа, некий храм, дом для души.
  • «Вем, Щедре». Вем, значит, знаю, вижу, понимаю, ведаю. Вем, я вижу это. Окончание тропаря один в один, как у предыдущего.
Самоистукан бых страстьми, душу мою вредя, Щедре, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.
  • «Самоистукан бых страстьми». Это отсылка ко второй заповеди Моисея «Не сотвори себе кумира» (Исх. 20:4). Кумир ― это объект для поклонения, который заменяет нам Божество. Другое его название ― истукан. Это некий божок, которого сотворил человек. Самоистукан означает, что я сам себе божок. Я из своих собственных страстей, из своей гордыни, тщеславия, гнева, из своего сребролюбия и других страстей сделал себе таких кумиров, которым служу. Я им приношу жертвы, свое время, которое мог бы направить на какие-то добрые дела: на семью, на детей, на заботу о ближних, да пусть даже на самого себя, но на хорошее, чтобы что-то почитать, что-то узнать. Но нет, я услаждаю свои страсти, они для меня являются некими кумирами, идолами, которым я служу. Я приношу им жертвы, иногда даже большие: здоровье, семью.
  • «Душу мою вредя» ― повреждая свою собственную душу.
  • «Щедре» ― это обращение к Богу. Тоже окончание повторяется один в один, оно очень звучное, очень глубокое, очень правильное. Поэтому из тропаря в тропарь повторяется эта концовка.
Не послушах гласа Твоего, преслушах писание Твое, Законоположника, но в покаянии мя приими и в разум призови, да не буду стяжание ни брашно чуждему, Спасе, Сам мя ущедри.
  • «Не послушах гласа Твоего». Как Адам послушался голоса жены своей и ел от древа, от которого Господь заповедовал не вкушать. Не Бога послушался, а жену. Я не послушал гласа Твоего,
  • «Преслушах писание Твое, Законоположника». Преслушах – нарушил. То есть Ты дал закон, а я не послушал. И дальше окончание тропаря нам уже знакомо.

Продолжение следует...