Часть 3.3
Начало разбора канона здесь: Введение; Схема канона; Особенности чтения канона; История исхода и первая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; История евреев в пустыне и вторая песнь канона Андрея Критского. Ирмос; Ирмос третьей песни канона Андрея Критского; История Авраама. Тропари третьей песни канона Андрея Критского; Ирмос четвертой песни канона Андрея Критского; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.3; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 1.4; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 2.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 2.2; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 3.1; Тропари четвертой песни канона Андрея Критского. Часть 3.2
И вот когда Иаков пришел на родину своей матери, он встретил ее брата. Там Иаков узнал, что у брата матери есть дочь по имени Рахиль, которую полюбил. И он остался у своего дяди, который его радушно принял, поселил у себя. У дяди он прожил целый месяц, но не просто так, а стал пасти скот, выполнять еще какую-то работу. И дядя сказал, что неужели ты будешь даром у меня трудиться, какая тебе нужна награда, что ты хочешь? Иаков ответил: «Отдай мне свою дочь Рахиль в жены, и я проработаю у тебя за нее семь лет».
Они договорились, и после этого Иаков трудился семь лет в поте лица своего. Он пас стада, сторожил ночью, отгонял диких зверей, чтобы сберечь стадо, днем палился на солнце, заботился, делал всё, что необходимо. Это не такой уж и простой труд быть пастухом, да еще и в те времена. Однако семь лет для него прошли быстро, потому что он очень сильно любил Рахиль, и ему не было это в тягость.
Когда прошло семь лет, дядя его, видя, что пребывание племянника благотворно сказывается на его собственном благосостоянии, потому что Господь благословил Иакова и всё, что вокруг него, не захотел отдавать ему Рахиль в жены. Была у него еще и старшая дочь по имени Лия, и он сыграл свадьбу так, что будто бы Рахиль отдается в жены, но отдал хитрым способом Лию. Иаков об этом узнал только утром, когда дело было сделано. Он очень огорчился, обратился к своему дяде: «Зачем ты меня обманул? Я же за Рахиль у тебя трудился, а ты мне отдал Лию»? А тот ответил: «У нас так не делается, чтобы младшая дочь выходила замуж раньше, чем старшая. Но ты не огорчайся, ничего страшного, пусть у тебя эта побудет, а потом и вторую забирай, но еще семь лет проработай». Иакову ничего не оставалось делать, как согласиться. И он потом женился и на Рахили, еще семь лет потрудившись для своего дяди.
И на этом всё не закончилось, потому что когда прошло еще семь лет, дядя не хотел его отпускать, предлагал ему еще награду. Иаков сказал: «Я пасу у тебя стада, пусть тот скот, который рождается пестрым, с пятнами, с крапинами, будет моей наградой». Так и договорились: он работает, трудится, рождается скот с пятнами и крапинами. Дядя говорит, что давай поменяем награду, пусть тебе будет скот, который чистый, без пятен. И он эти награды туда-сюда всё время менял, не хотел Иакова никак отпускать, потому что Господь благословил Иакова, и его имущество умножалось и умножалось.
Жена Лия стала рожать детей. Она рожала одного, второго, третьего, четвертого, пятого. Рожала сыновей, у нее было в этом отношении всё хорошо. А вот Рахиль рожать не могла, не давал Господь ей ребеночка. Тогда она сделала то же, что в свое время сделала Сара. Мы уже об этом говорили, когда разбирали тропарь про Авраама. Она отдала Иакову свою служанку, пусть она родит, хотя бы так. Рахиль отдала свою служанку, а Лия перестала рожать через какое-то время и тоже свою служанку отдала. В общем, между ними происходило состязание: кто больше родит и принесет своему мужу больше сыновей. Считалось, что чем жена плодовитее, тем больше муж будет ее любить. Они все вместе нарожали ему двенадцать сыновей. И, в конце концов, когда истекли еще шесть лет (всего двадцать лет Иаков прожил у своего дяди), он его покинул и вернулся на родину. Но это уже другая история.
Давайте обратимся к тропарям канона Андрея Критского, которые нас возвращают в эту историю, напоминают нам об этих вещах, и какой-то нравственный урок из этого попытаемся извлечь.
Зной дневный претерпе лишения ради патриарх, и мраз нощный понесе, на всяк день снабдения творя, пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает.
Здесь перечисляются труды Иакова, что он дневной зной терпел, лишения переносил, ночной мороз, холод.
- «На всяк день снабдения творя», то есть бдел над стадами.
- «Пасый, труждаяйся, работаяй, да две жене сочетает». Чтобы двух жен взять, он очень-очень много трудился. Причем две жены получилось у него хитростью, дядя его обманул, он работал за одну, а ему дали в жены другую.
Жены ми две разумей, деяние же и разум в зрении: Лию убо деяние, яко многочадную; Рахиль же разум, яко многотрудную; ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится.
Какие можно символы, нравственные параллели провести? Деяние и разум, то есть умом и делом трудись.
- «Лию убо деяние, яко многочадную». Лия много рожала, Рахиль всего двоих родила.
- «Рахиль же разум, яко многотрудную» ― Иаков познакомился с Рахиль тогда, когда она пасла стада. Будучи младшей сестрой, много трудилась.
- «Ибо кроме трудов, ни деяние, ни зрение, душе, исправится». Без труда невозможно никакую добродетель совершить, ни благое дело сделать, ни даже подумать, всё благое в жизни дается с трудом. Это грех дается легко, он манит нас и предлагает сладкое, легкое, то, что само собой получается. А для того, чтобы сделать что-то доброе, для этого нужно потрудиться. Я уже приводил пример с сельскохозяйственными работами в огороде. Чтобы вырастить культуру, для этого нужно огород вскопать, посадить, поливать, пропалывать, выполнять какой-то труд. А сорняк растет сам. Так же добродетели наши требуют трудов, а грехи сами по себе появляются.
Бди, о душе моя, изрядствуй якоже древле великий в патриарсех, да стяжеши деяние с разумом, да будеши ум, зряй Бога, и достигнеши незаходящий мрак в видении, и будеши великий купец.
- «Великий купец». Купец ― это тот, кто что-то приобретает, покупает. Так и ты будешь великим приобретателем. Что же ты приобретешь? Бога, благочестие.
- «Бди», то есть бодрствуй, «о душа моя, изрядствуй» ― старайся.
- «Якоже древле великий в патриарсех» ― как он, Иаков, трудился.
- «Да стяжеши деяние с разумом» ― приобретая себе делания какие-то, дела и понимание.
- «Да будеши ум зряй Бога», то есть ты будешь духовным человеком, созерцающим Бога.
- «И достигнеши незаходящий мрак в видении». Незаходящий мрак ― это некая область пребывания Божия, некие такие вещи, которые скрыты от земных людей, мирских, греховных. А ты сможешь подняться до созерцания Божественных тайн, до Божественного откровения. Это и будет твое самое главное приобретение, ты будешь великим купцом. Не просто будешь какие-то вещи земные приобретать, а приобретешь Божественные.
Дванадесять патриархов, великий в патриарсех детотворив, тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения: дети, яко основания степени, яко восхождения, премудренно предложив.
От великого патриарха Иакова произошло двенадцать других патриархов ― двенадцать сыновей, которые у него были.
- «Детотворив», то есть он родил их, произвел на свет. Каждый из этих детей стал родоначальником одного из колен Израилевых. Кстати говоря, имя Иаков потом Господь заменил на имя Израиль. Он ему сказал: «Имя твое Иаков; отныне ты не будешь называться Иаковом, но будет имя тебе: Израиль» (Быт. 35:10). Так же как в свое время Авраама тоже Господь переименовал. Он был Аврам, с одной буквой «а», а Господь его назвал Авраамом. И вот у него двенадцать детей, которые стали каждый родоначальником своего колена.
- «Тайно утверди тебе лествицу деятельнаго, душе моя, восхождения», то есть таинственным образом указав тебе, моя душа, лестницу (это отсылка к видению патриарха, лестнице Иакова).
- «Дети, яко основания, степени, яко восхождения», по лестнице добродетели, «премудренно предложив». Можно еще так сказать, что дети ― это основание и как ступеньки, потому что каждый сын ― это очередная ступенька, то, на чем можно основываться и подниматься дальше.
Продолжение следует...