Мы уже рассказали о том, как в годы Первой Мировой при посредничестве фирмы "Торговый дом Беккель" Морское ведомство в пять приемов купило 36 малых катеров фирмы "Гринпорт" (водоизмещением 14 тонн) и 8 больших (25 тонн).
До Черного моря к середине лета 1916 дошли 14 катеров (2 погибли, 2 застряли на Севере), остальные еще даже не заказывались. Откровенно говоря, израсходовав почти 640 тыс. долларов (более 1,2 млн рублей) Российская империя получила... (не совсем понятно, что). Да, катера (теоретически) были быстроходными, и выдавали от 22,3 до 24,3 узлов (на испытаниях, потом, естественно, меньше). Почему "теоретически"? Катера имели очень ограниченную мореходность, и уже при небольшом волнении теряли скорость. Теоретически они имели достаточно большую дальность плавания, но использовать их как морских разведчиков было трудно.
Еще один нюанс: в расчетах ни вооружение ни боезапас не фигурировали, и, как следствие катера сели глубже (ну и в скорости, естественно, немного потеряли). Казалось бы, что там пушечка Гочкиса весит? 250 кг? Плюс вторая пушка 37-мм, добавим сюда боезапас, подкрепления под орудия, пулеметы, увеличение численности экипажа на 6 человек. Набегает 1,3 тонны, почти 10% водоизмещения. Осадка увеличилась на 10 см, скорость упала на 1 - 1,5 узла.
Пишут о том, что катера планировали использовать против подводных лодок. Возникает вопрос: "каких?". Турецких? Австро-Венгерские лодки находились в Адриатике и Средиземном море, немцы еще не передали Австро-Венгрии свои подводные лодки (те самые, которые потом забрали англичане с французами в Севастополе). С кем собирались бороться? Да и... как? Глубинных бомб на них в 1916 году не было. Стрелять из Гочкиса? (Ну, на ходу и волнении еще попасть нужно). В общем, затея с высоты современных знаний выглядит... (не очень). Откровенно говоря, с точки зрения "сторожевиков" даже старые угольные миноносцы выглядят и то предпочтительнее (опять же уголь достать проще, чем импортный бензин).
Но, может, мы не правы? Давайте посмотрим.
Организационно катера свели в дивизион сторожевых катеров, в котором изначально было три отделения. Планировалось, что первая партия катеров "Гринпорт" (12 единиц) станет первым отделением дивизиона, но в связи с тем, что большая часть катеров своевременно до Севастополя не дошла (катера второй партии из 6 единиц пришли раньше). Тактические номера катеров "перетасовали". Если объяснять упрощенно, то 1-е отделение - это Севастополь, 2-е - восточная часть Черного моря, 3-е Дунай и западная часть Черного моря.
Итак...
Третье отделение дивизиона сторожевых катеров
Самым боевым было 3-е отделение, изначально базировавшееся на Дунае. С него и начнем.
Катера с номерами №№233 и 234 ( прибыли на норвежском пароходе "Falkanger") зимой 1915-16 "застряли" в Петрограде. "Заочно" (еще до прибытия на Черное море) их, в марте 1916 года включили в состав 1-го отделения. ОНи получили тактические №№311 и 312. Но после прибытия в Севастополь они встали в завод для устранения недоделок и установки вооружения. В первом отделении они находились все лето, но в сентябре 1916 года оба катера снова встали в ремонт. Ремонт затянулся, и катера были переданы в 3-е отделение, на Дунай. 05.11.1916 г. приказом №308 командующего Черноморским флотом был они получили новые тактические номера (№335 и 336). Оба катера в декабре 1916 года прошли вниз по Дунаю, один из катеров даже отогнал разъезд болгар пулеметным огнем.
Катер №236 был зачислен в 1-е отделение под номером 313, но, видимо номер оказался невезучим: сначала при испытаниях 11.11.1915 года на нем возникло возгорание среднего двигателя, потом при повторных испытаниях разрушился блок двигателя, потом выяснилось, что нужно усиливать подкрепления под 47-мм пушку. Тем же приказом командующего №308 катер был передан в 3-е отделение 7-м катером, получив тактический номер 337. К концу 11.1916 г.в 3 отделении на Дунае. 23.01.1917 г. в море залило волной МО -выход из строя проводки и динамо-машин. После ремонта в строю. 02.02. в разведке у д. Журиловка, на оз.Разин пленили 5 немцев.
№ 238 В строю ЧФ с 03.1916 г. как № 315 (1-е отделение 5-й катер). 27.07. 1916 года на учебных стрельбах у м.Айя вблизи Фиолента вынудил к срочному погружению п.л. «НЕРПА» во избежание ошибочной атаки с катера. К началу сентября 1916 г. встал в ремонт. После ремонта, 05.11.16 тем же приказом командующего ЧФ № 308 стал № 338 (8-м катером 3-го отделения). К концу ноября 1916 г. находился в 3 отделении на Дунае.
В 06.00. 12.12.16 вместе с катером № 333, катер вышел к д.Махмудие высадив у нее 4 разведчиков. На рассвете катера разбили огнем шлюпки, находившиеся у деревни. При отходе произошла поломка одного двигателя, но из-под обстрела катер вышел без потерь. Катера увели местный паром в Георгиевское гирло, захватив и паром Драновского канала. 14.12.1916 г. эта же пара катеров провела разведку до д.Услин.
№ 247, В строю ЧФ с 03.1916 г.как № 331 в 3 отделении. До того, как они были переброшены на Дунай, четыре катера 2-й поставки в составе 3-го отделения (тактические №331-334) участвовали в высадке в турецком Трабзоне, осуществляя разведывательное охранение высадки 127-й пехотной дивизии.
№ 248 В строю ЧФ с 03.1916 г. как № 332 в 3 отделении.
№ 249 .В строю с 03.1916 г.как № 333 в 3 отделении.
№ 250 .В строю ЧФ с 06.1916 г. как № 334 в 3 отделении. На Дунае катера вели разведку, осуществляли охранение.
05.03.1917 г. все третье отделение с Дуная в охранении эсминцев «ЛЕЙТЕНАНТ ЗАЦАРЕННЫЙ» и «ЛЕЙТЕНАНТ ШЕСТАКОВ» ушло из Сулина к берегам Крыма на ремонт. При этом, для улучшения мореходности с катеров сняли орудия, и переход проводился поэтапно: сначала в бухту Караджа, затем в Ак-Мечеть, потом в Севастополь.
В дальнейшем, судьба катеров с тактическими номерами 331- 338 сложилась по-разному.
Катера с заводскими № 233 и 234, которые в 3-м отделении стали №№ 335 и 336 после ремонта 15.09.1917 г. приказом №222 командующего Черноморским флотом были переименованы в №535 и 536. Оба катера были захвачены в Севастополе немцами, потом интервентами, были переданы Морским силам юга России. Их хотели перебросить на Волгу для боев в составе Речных сил Юга России, но... (не получилось). Катер № 535 был брошен без двигателей при отходе белых из Мариуполя.
У его собрата с тактическим номером №536 биография была длиннее. С 26.02.1919 г. вошел в состав в МСЮР как СК-1. К середине апреля 1919 г. находился у французов на посыльно-разъездной службе в Севастополе. 15-16.04.1919 г. при приближении красных, катер ушел в Новороссийск. В конце июля 1919 г. увезен белыми в Царицын по железной дороге, где вошел в состав 6-го дивизиона Речных сил Юга России. К октябрю 1919 г. был в ремонте. В конце декабря 1919 г., накануне сдачи белыми города, по железной дороге увезен в Мариуполь, но... брошен.
04.01.1920 г. г. обнаружен РККА, но поскольку вооружение и магнето моторов катера были сняты и увезены на ледоколе №1 в Крым, ввести его в строй не удалось. После капитального ремонта с мая 1926 г. находился в Ростове-на-Дону как прогулочный катер с названием "Истребитель" у яхт-клуба Северо-Кавказского Совета Профсоюзов.
Катер с заводским номером №236 разделил судьбу большинства катеров этого отделения. Катер, сменивший №337 на тактический №537 находился на Дунае, в середине января 1918 г. перешел на сторону Советской власти. В конце января 1918 г. ушел из устья Дуная в Одессу и оттуда в конце февраля 1918 г. в Севастополь. 01.05.1918 г. захвачен немцами, включен в состав их флота как катер МВ 16. С 24.11.1918 г. перешел под контроль англо-французских интервентов.
К концу января 1919 г. находился в составе МСЮР как СК 2. 15-16.04.1919 г. ушел в Новороссийск. В конце июля 1919 г. по железной дороге увезен в Царицын, находился там в 6 дивизионе Речных сил Юга России. К октябрю 1919 г. находился в ремонте. 03.01.1920 г. взят красными при занятии Царицына. Но в связи стем, что белые увезли двигатели, а сам катер был поврежден, катер был разобран на дрова.
Катер с заводским № 238 и тактическим №338, после ремонта 15.09.приказом ком.ЧФ № 222 стал № 538. В октябре 1917 г. в составе 3 отделения пришел в Сулин из Севастополя. 03.11. в 20 верстах от передовых постов с № 538 поставили бон перегородив Драновский канал. 10.12. у Исакчи с ним же охранял переправу по которой через Дунай отходили войска 47 АК. В январе 1918 года перешел на сторону Советской власти. В конце 01.1918 г. ушел из устья Дуная в Одессу и оттуда в конце 02.1918 г. в Севастополь. Дальше все традиционно: 1 мая 1918 года захвачен немцами. С 24.11.1918 г. перешел под контроль англо-французских интервентов. К концу 01.1919 г. передан МСЮР. При приближении красных войск в 1919 году, брошен.
После возвращения белых 26.06.1919 г. был обнаружен на отстое в Килен-бухте в разграбленном виде. В МСЮР не вошел. Позднее данных нет – вероятно разобран в нач. 20-х гг. на лом.
№331 (заводской №247, 2-я поставка) После ремонта 15.09.1916 г. приказом командующего ЧФ № 222 получил новый тактический номер № 531. В октябре 1917 г. в составе своего 3-го отделения совершил в Сулин из Севастополя. В январе 1918 года перешел на сторону Сов.власти. Перейдя в подчинение РумЧерОда ушел с Дуная в Одессу для ремонта. 13.03.1918 захвачен австро-венгерскими войсками в Одессе. После ремонта вошел в состав австро-венгерского флота. В сентябре разоружен, и как буксирно - разъездной катер HGRT-31 уведен на Дунай. После капитуляции Австро-Венгрии находился в отстое. В 1921 году сдан фирме «MFTR» и перестроен в пассажирский катер «HORTOBAGY». Последнее упоминание в документах датировано 1935 г. Скорее всего, после этого катер был разобран.
№332 (заводской №248, 2-я поставка) После ремонта, 15.09. приказом командующего ЧФ № 222 получил новый тактический номер № 532. Судьба его похожа на судьбу первого катера. В составе 3 отделения соврешил переход в Сулин. Он тоже перешел на сторону красных, но в феврале 1918 года смог уйти в Севастополь. 1 мая 1918 года захвачен в Севастополе немцами, потом, после капитуляции Германии перешел интервентам, те передали его МСЮР (Морским силам Юга России), и те, даже зачислили его в состав своего флота как СК-4, но тут выяснилось, что катер разбит и лежит на берегу у набережной госпиталя. Потому, сняв двигатели, катер бросили, а потом его разобрали на дрова.
№333 (заводской №249, 2-я поставка) Все то же самое. Получил номер 533. Отличие только в том, что катер ушел вместе с красной эскадрой в Новороссийск, и там был захвачен белыми. Возвращен в Севастополь, но, из-за плохого состояния разобран.
№334 (заводской №250, 2-я поставка). Поначалу все было как у всех катеров отделения: красный флаг, немцы, интервенты. К концу января 1919 г. был передан интервентами в состав МСЮР, получив номер СК-3. Потом, после ремонта французы забрали катер назад и в апреле он служил им как разъездной катер. После кратковременного прихода красных, катер был брошен в Севастополе, но, после возвращения белых вновь включен в состав МСЮР под номером СК-3. Его планировали по железной дороге перебросить на Волгу, но из-за того, что французы на нем очень "лихо" катались, двигатели и корпус требовали ремонта. Во время "белого исхода" его буксировала плавмастерская "Кронштадт", но вскоре после выхода катер был брошен в море. Подобран красными, возвращен в Севастополь, поставлен в ремонт
А, вот дальше начинается самое интересное.
В эмигрантских статьях (и не только в них) клеймятся позором "проклятые большевики", которые оказывается отдали туркам русские миноносцы "Живой" и "Жуткий".
Ну, если подходить объективно, то миноносец "Живой" (на котором по данным эмигрантских историков находилось 257 человек), погиб во время "белого исхода". Его просто "потеряли и не нашли".
"Жуткий" остался в Севастополе, но в строй не вводился и был порезан на металл. Но...
Доля правды во всей этой истории есть. Токмо речь то идет не о миноносцах, которых нам самим не хватало, а, о катерах.
С 15 декабря 1920 г. катер типа "Гринпорт" с заводским номером №250 вошел в состав Морских сил Черного моря (МСЧМ) как «ЖИВОЙ». На 18.01.1921 г. находился в строю (1 пушка 47-мм.).
01-06.1921 г. сменил тактический номер на № СК -44 (но с тем же именем "Живой"). После капитального ремонта (вооружение 1 шт. 47-мм. 1 шт. 37 мм.). 24.09. 1921 года вышел в море. 03.10.1921 г. "Живой" передан турецким ВМФ как "№ 1". По турецким данным из-за плохого технического состояния в октябре 1922 г. возвращен Сов.России и затем разобран в Новороссийске.
В принципе, сложно ожидать от 14 тонных катеров с двумя малокалиберными пушками особых подвигов. Но, может, у других катеров судьба была иной?