Меньше месяца прошло с момента, как модель хоппера-зерновоза из спецвыпуска номер два журнала "Наши поезда" стала доступна всем желающим. Обзор на модель уже вышел на нашем канале:
О том, как и с помощью чего можно улучшить свою модель, расскажем в новом обзоре. А в конце статьи вы сможете найти ссылки на производителей и продавцов афтермаркета, упомянутого в данной публикации.
Колесные пары стандарта HO
Первое, с чем придется столкнуться тому, кто желает поставить модель на рельсы - это нестандартные колесные пары. Как известно MODIMIO комплектует свои вагоны и локомотивы "модельными" колесными парами на колею 17,5 мм. Мало того, что они пластиковые, геометрия этих колес не позволяет катать вагоны даже на рельсах колеи 17,5 мм. На подставках прокатиться туда-сюда 10 сантиметров они, может быть, ещё смогут, а вот пройти кривые или стрелки - уже точно нет. Поэтому модели по умолчанию получатся полностью стендовыми.
Исправить это, к счастью, очень легко. Достаточно приобрести наборы колесных пар Evemodel под колею стандарта H0 на AliExpress и заменить пластик на металл. Правда придется дорабатывать сами тележки, срезая с них все лишнее. В целом это не сложно, но повозиться придется.
Тележки стандарта H0
Тележки у модели хоппера не подвижны. Их нужно открутить, избавившись попутно от клея (такое тоже встречается), частично срезать скользуны, прикрутить обратно, не затягивая до конца, так чтобы тележка спокойно поворачивалась. В родные тележки можно вставить металлические колесные пары, о которых шла речь выше. Но возникнет другой вопрос: как сцеплять вагоны между собой, ведь сцепки, которыми комплектуется вагон, также выполнены не в стандарте H0.
Вариантов ответа может быть как минимум два. Первый - установить сцепки на раме (об этом расскажем ниже). Второй - заменить тележки на альтернативные, сделанные по стандарту H0 и имеющие встроенную NEM-шахту.
Кстати NEM расшифровывается как Normen Europäischer Modellbahnen (европейские стандарты в железнодорожном моделизме). Нормы NEM регулируют основные стандарты таким образом, чтобы модели разных стран и разных производителей могли эксплуатироваться на макетах совместно. Нормы имеют номера. Норма с номером 362 описывает, как должны выглядеть и какие размеры должны иметь универсальные отверстия, в которые можно вставлять сменные сцепки. Существует больше количество видов универсальных сцепок. Но все они могут использоваться в подвижном составе благодаря тому, что имеют одинаковое универсальное крепление, которым они вставляются в отверстия, которые и называют NEM-шахтами.
Сейчас такие тележки, крепление которых адаптировано под модели Модимио, и которые имеют встроенные нем-шахты, доступны в ассортименте нескольких производителей. Все они выполнены методом 3D печати из фотополимера и все адаптированы под колесные пары китайского производства. Поэтому сложностей с установкой колпар не возникнет. Данное решение можно рекомендовать и тем, кто не готов самостоятельно дорабатывать тележки от MODIMIO, а хочет просто снять-поставить тележки и получить катабельную модель.
Кулачковые сцепки
Сцепки отечественного образца СА-3 имеют характерный внешний вид. Модельные сцепки типа "накидная петля", "ласточкин хвост" и т.д. многим не нравятся из-за того, что даже отдаленно не напоминают настоящие сцепные устройства. В России уже давно завоевали популярность кулачковые сцепки американского производителя Kadee. Выглядят они намного интереснее, качество превосходное, работают отлично даже на сложных участках макетов. Сейчас, к сожалению, заказать их из США напрямую невозможно - они попали в санкционный список товаров, запрещенных к экспорту в Россию. Не спрашивайте почему, просто примите этот факт. Купить их в российских или европейских магазинах тоже проблематично.
Но есть и хорошая новость. Китайские товарищи осилили выпуск аналогичных сцепок и уже пару лет как беспрепятственно продают их всем желающим. Качество у них похуже, сделаны попроще, стоят дешевле (с учетом доставки - намного дешевле).
Такие сцепки можно устанавливать в коробках, прикручивая их снизу к раме. Стандартами предусмотрены определенные параметры установки сцепок кулачкового типа над уровнем головки рельса. И чтобы модель хоппера попадала в эти стандарты, раму снизу придется немного стачивать. Хлопотно, зато результат будет достаточно интересный.
Декали
Итак, модель поехала, сцепление с другими вагонами отличное. Но что делать с тем, что все вагоны абсолютно одинаковые и имеют один и тот же номер? Перекрашивать и перебивать номера!
В случае с хоппером-зерновозом смыть надписи окажется не так уж сложно, а модель после этого не придется даже полностью перекрашивать. Опытным путем установлено, что надписи легко стираются ватной палочкой, смоченной в изопропиловом спирте. Основной слой краски при этом остается не поврежденным.
После того, как номера оказались удалены, можно наносить новые. Для этого понадобятся наборы декалей, адаптированные именно под модель зерновоза 19-752. Такие наборы, которые были, кстати, обновлены в марте 2024, производит Александр Никитин.
Фототравление
Теперь, когда вы уже точно решили, что модель нужно будет перекрасить, ничего вас не останавливает, чтобы доработать модель, поколдовав над ее деталировкой. В статье с обзором мы подробно описали основные проблемные места модели, в числе которых было написано про рычаги расцепления автосцепки (и из кронштейны), а также штурвалы стояночного тормоза и разгрузочных люков. Первые - традиционно слабое место всех журнальных моделей. Вторые - не то чтобы очень плохи, но травленые смотрятся в разы лучше.
И штурвалы, и кронштейны рычага автосцепки производит в своих наборах компания ARtModel. Детали продаются комплектами, на выбор есть несколько различных вариантов. Безусловно, добавление фототравленых деталей потребует частичной или полной перекраски модели. Но оно того стоит, и доработанная модель будет выглядеть намного выигрышнее в сравнении с базовой версией.
Ссылки на производителей и продавцов
Тележки с NEM-шахтами 3D maker Ekb
Тележки с NEM-шахтами Дмитрия Агапкина
Что думаете про доработку модели? Уже доработали или пока только в процессе? Чего не хватает, чтобы начать? Напишите в комментариях, и не забудьте поставить лайк и подписаться на канал - мы публикуем для вас все самое полезное в мире отечественного ЖД моделизма!