Найти тему

Mk.III Valentine. Лучший пехотный танк Великобритании

Английская промышленность, занимавшая ведущую позицию в области производства танков, с началом Второй Мировой Войны столкнулась с немалыми трудностями. История бронетехники этой страны захватывает часто вызывает недоумение. Несмотря на развитую индустрию, Англия сумела потерять свое превосходство в танках за период с конца 1920-х до середины 1930-х годов. При этом, величайшие достижения в этой области были успешно использованы другими странами, включая главных противников. Скорее всего, середина 1930-х годов начался своеобразный рестарт английского танкопрома, когда пришлось многое начинать с нуля, причем далеко не все новые разработки оказались удачными.

 Ранний Valentine I
Ранний Valentine I

85 лет назад, примерно 4 апреля (в других источниках 14 апреля), был принят на вооружение пехотный танк Mk.III, который более известен под названием "Валентайн".

-2

Интересно, что этот танк часто ассоциируется с 14 февраля, из-за своего индекса. Тем не менее, стоит отметить, что данная боевая машина действительно заслуживает внимания. Помимо того, что британские военные его принятии на вооружение лишь со второй попытки, "Валентайн" стал самым массовым английским танком Второй Мировой Войны. Такой себе Т-34 в английском выполнении.

При этом данная машина больше применялась не только британцами. Она очень хорошо проявила себя и на восточном фронте в частях Советских бронетанковых войск. "Валентайн" стал идеальным пехотным танком, обладавшим значительным потенциалом для модернизации своего вооружения, что и было многократно сделано.

 Лесли Литтл, создатель самого массового английского танка Второй мировой войны
Лесли Литтл, создатель самого массового английского танка Второй мировой войны

История этого танка началась с очередного неудачного военного проекта. Изначально военными был заказан 6-тонный танк с пулеметом и 15-тонный танк с пулемётно-пушечным вооружением для пехоты. В случае с последней машиной, компания Vickers под руководством инженера Лесли Литтла, разработала танк, получившего название A10.

Однако в дальнейшем требования военных изменились, и 15-тонный танк превратился в 25-тонный. Таким образом, в 1937 году был заказан третий пехотный танк, также весом 15 тонн, с большими перспективами его дальнейшей модернизации. Но в это время английские военные столкнулись с неожиданным противодействием.

 Первый образец Infantry Tank Mk.III
Первый образец Infantry Tank Mk.III

10 февраля 1938 года был представлен первый вариант пехотного танка с кодовым названием "Valentine". Отличительной особенностью этого танка была двухместная башня и вооружение, состоящее из 40-мм скорострельной пушки Vickers. Базовой моделью для создания этого танка стал A10, который изначально разрабатывался как пехотный танк.

Конструкция машины включала 60-мм броню по всему периметру, что можно считать неким промежуточным решением между A11 и A12. Вполне естественно возникла идея усилить броню до 75 мм и добавить третьего члена экипажа в башню. Однако английские военный отклонили эту идею. Любые попытки внести изменения в проект оказались безуспешными.

 Matilda I и опытный Infantry Tank Mk III
Matilda I и опытный Infantry Tank Mk III

Упорство Лесли Литтла привело к тому, что изначально его конструкцию отвергли. Поэтому у его нет кодового обозначения A..., которое присуще практически всем английским танкам. Однако Литтл не угомонился, он отлично понимал, что радикальное вмешательство в конструкцию закончится перегрузкой танка с последующими неприятностями. В итоге военные были вынуждены смириться.

То, что произошло 85 лет назад, можно назвать тем что Военного министерства удалось передавить. Танк был принят на вооружение в таком виде, как и планировал Лесли Литтл, то есть с двухместной башней и броней толщиной 60 мм по всему периметру. Боевой вес машины составил 16 тонн, а вооружение заменили на 2-фунтовую (40 мм) полуавтоматическую пушку.

 Производство Валентайнов
Производство Валентайнов

Скоро стало очевидно, насколько гениальным конструктором в области танкостроения был главный инженер компании Vickers. В апреле 1940 года был изготовлен первый образец танка Mk.III, именно, так официально он именовался. В июне того же года были отправлены в войска 7 первых танков, а далее объемы выпуска стали стремительно расти. В результате, за немногим более чем пол года, было произведено практически столько же танков Mk.III, сколько за год было сделано Mk.II. В дальнейшем производство стало увеличиваться еще больше. К сентябрю 1941 года, когда танк был официально переименован в "Валентайн", было выпущено уже 1095 единиц этой машины. Таким образом в 1941 году эта машина стала самым массовым английским танком.

 Цифры выпуска
Цифры выпуска

Тайна успеха танка, заключена в оптимальной структуре и использовании проверенных агрегатов. В качестве силовой установки были использованы автобусные двигатели - сначала бензиновые, а потом дизельные. Из-за проблем со сварочными работами, англичане начали собирать танки на болтах и заклепках.

При создании пехотного танка Mk.III учли опыт Mk.I (пехотного танка А11) и Mk.II (Матильды). Результатом стал новый танк, который оказался проще, дешевле, лучше защищенный и более надежный. По своему вооружению он не уступал Матильде, но заметно превосходил его по скорости. Он мог стабильно развивать скорость 20-25 км/ч как на шоссе, так и по бездорожью.

 Танки Valentine на фронте
Танки Valentine на фронте

Самым важным фактом в биографии танка Valentine является, конечно, его участие во Второй мировой войне.

Эта машина была принята на вооружение в ноябре 1941 года, однако уже к весне 1943 года она активно начала заменятся американскими танками "Шерман". Это произошло, отнюдь, не потому, что Valentine был плохим танком, а скорее из-за того, что он оказался плохо приспособлен для военных операций в Африке. Со своей скоростью в 25 км/ч он стал лёгкой мишенью для средств ПТО на открытых пустынных пространствах. Поэтому в войсках была острая необходимость в чем-то более маневренном и быстром. Однако, называть Valentine плохим танком было бы неправильным.

Интересно, что британские танкисты были очень удивлены, увидев эту машину весной 1945 года, в составе своей собственной армии. Ни кто не рассчитывал, но эти танки доберутся до самой Германии.

 Ещё танки Valentine в боевых порядках
Ещё танки Valentine в боевых порядках

В чём же секрет долголетия Валентайна? Дело в том что всю войну он оставался нише танка поддержки пехоты. Это была его основная задача при создании. В то время как в Английской армии эта ниша исчезла, в Красной армии такого не произошло. У нас существовала серьезная проблема с танком сопровождения. Нам так и не удалось найти замену для Т-26. А история с Т-50, который должен был стать пехотным танком, больше напоминала фарс.

В результате, именно МК III, как мы чаще всего называли эти танки, занял место танка сопровождения. Следует отметить, что при сравнении с Т-50, но скорее рассматривали как средний танк. Однако иногда его классифицировали и как легкий, так что в историографии возможны различные варианты.

 Valentine V в Красной Армии
Valentine V в Красной Армии

Таким образом, всё сложилось так, что МК-III, или "Валентин", был успешно внедрен в состав Советских бронетанковых войск. Он стал самым распространенным зарубежным танком, который использовался в период с 1941 по 1944 годы. Кроме того, количество "Валентайнов" продолжало расти даже в 1945 году. Этот танк единственный, который поставлялся к нам без каких-либо препятствий и задержек. Да и наше руководство настаивало на получении МК-III в большом количестве. Примечательно что почти все танки "Валентин" в СССР были канадского производства. А последние экземпляры данной модели поступили к нам осенью 1944 года. Ни какой другой танк Ленд-лиза не поставлялись к нам так долго.

 Канадские Valentine идут на восточный фронт
Канадские Valentine идут на восточный фронт

При этом, естественно, не стоит считать танк Valentine вершиной совершенства. У него отсутствовали осколочно-фугасные снаряды, что существенно снижало его эффективность на поле боя. Однако, всё же эта машина стала неплохой рабочей лошадкой. Танк был достаточно низким и бесшумным. С конца 1941 года на Valentine начали устанавливать американские дизельные моторы от GM, которые также использовались в автобусах. Официально мощность таких двигателей составляла 125-130 лошадиных сил, но фактически в Valentine устанавливали двигатели мощностью 160 лошадиных сил. Благодаря этому, танк развивал скорость выше паспортной.

 Valentine IX вооружённый новой пушкой
Valentine IX вооружённый новой пушкой

Благодаря незначительным модификациям, была создана трехместная башня, которую так настойчиво требовали британские военные. Впоследствии, эта башня послужила базой для разработки танков Valentine IX и X, оснащенных 6-фунтовой (57-мм) пушкой. Это было то, о чем Matilda могла только мечтать. В дальнейшем танк Valentine XI был укомплектован ещё более мощным, 75-мм орудием. Такие танки использовались в английской армии весной 1945 года.

Кроме того, шасси танка Valentine оказалось единственным в английской армии, которое использовалось для реальных боевых САУ. Сначала был создан Bishop, а затем Archer. Обе САУ имели довольно странный внешний вид, однако они широко применялись в британской армии во время войны. В отличие от самоходок Avenger, которые так и не успели побывать в бою.

 Archer, самая массовая английская САУ военного периода, созданная на базе Валентайна
Archer, самая массовая английская САУ военного периода, созданная на базе Валентайна

В конечно итоге можно сделать вывод, что "Валентайн", практически, идеальный пехотный танк, который сочетает в себе массовость, простоту и адекватную надежность и защиту. Он является ближайшим родственником Vickers MK.E, созданного тем же инженером. Единственное, чего ему не хватало, это адекватное вооружение, которое было добавлено значительно позже. Тем не менее, машине удалось правильно подобрать весовую категорию.

Что касается истории наследников Valentine, в особенности танка Valiant, то она показала, что Лесли Литтл был прав. Как только английским военным дали полную свободу действий, они начали заказывать абсолютно несбалансированные танки. Позже они жаловались на плохие характеристики этих танков. Видимо, именно поэтому самым массовым английским легким танком стал американский Стюарт, а самым распространенным английским средним танком - Sherman.

 Шасси E-100 на фоне Valentine XI
Шасси E-100 на фоне Valentine XI

Своим существованием танк Valentine наглядно продемонстрировал, что концепция сопровождающего танка была вполне жизнеспособной. Не стоит пытаться охватить все сразу. То, что Valentine продолжал служить еще полтора десятка лет после окончания Второй мировой войны, также говорит о многом. Этот танк может не выделяться исключительными характеристиками, но он оказался надежной рабочей лошадкой, которая часто спасала ситуацию. И очень символично, что весной 1945 года этот танк вошёл в Германию и стал одним из танков Победы.

Телеграмм канал Альтернативная История

Танки реальные и альтернативные | Блог альтернативная история | Дзен

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉