Найти в Дзене
Автоспорт

Самая секретная гонка в мире. Расскажу только тебе!

Оглавление

Около десяти лет назад мне удалось случайно наткнуться на коротенькую новость о том, что в начале 90-х годов прошлого века в России прошёл этап чемпионата Европы по ралли. И больше – никаких подробностей.

Сказать, что это был шок – это не сказать ничего. Считалось, что участники главной раллийной серии Старого света никогда не сражались на российских трассах. А тут – этап, который был проведён тайком. Это самая настоящая сенсация!

Я не мог не начать раскручивать эту историю, однако это оказалось совсем не так просто – никто из коллег-журналистов никогда не слышал про эту гонку, такая же реакция последовала от гонщиков тех лет. Не владели информацией и функционеры российского автоспорта. Всё? Тупик?

Вот ещё! Если информации о гонке нет в России, значит буду искать её в Финляндии – тем более, что ралли являлось финским этапом чемпионата Европы и носило название Hankiralli. Я копал, копал и наконец собрал максимум информации и написал текст для одного из ныне не существующих сайтов. Сейчас я обнаружил в своём архиве этот текст и решил вновь опубликовать его – но с изменениями и существенными дополнениями.

И конечно же – с найденными недавно новыми фотографиями!

Итак, для начала, дорогие читатели, чтобы вам было интереснее читать мой рассказ об этом загадочном ралли, позволю себе напомнить – каким же было ралли в России в 1992 году…

Российское ралли начала 90-х

В конце января 1992 года в Москве состоялось ралли "Русская зима". Победу одержал Вячеслав Прохоров, выступавший на единственной "серийной" Lancia Delta Integrale, подготовленной по группе N – на его автомобиле даже стояло сиденье для задних пассажиров. Вторым финишировал Виктор Малюшитский на уникальной полноприводной ВАЗ-2108-кваттро.

Вячеслав Прохоров и Вячеслав Акимов на старте "Русской зимы" 1992 года
Вячеслав Прохоров и Вячеслав Акимов на старте "Русской зимы" 1992 года

Но эта гонка не входила в календарь чемпионата страны – он состоял из шести ралли: "Медведь", "Каменный пояс", "Мытищи", "Кром", "Россия" и "Память".

А вот это более привычный для тех лет автомобиль – Алексей Гуськов и Алексей Алексеев на том же ралли "Русская зима" 1992 года
А вот это более привычный для тех лет автомобиль – Алексей Гуськов и Алексей Алексеев на том же ралли "Русская зима" 1992 года

22-23 февраля в Ярославле прошло ралли "Медведь". На старте – сплошные ВАЗ-2108, никаких иномарок, никаких звезд российского и тем более мирового ралли.

А в эти же выходные под Выборгом на спецучастках в Ленинградской области "рубились" на могучих Ford, Toyota и Mitsubishi группы А экипажи, только-только проехавшие шведский этап чемпионата мира и решившие побороться за победу на этапе европейского раллийного чемпионата.

Hankiralli – что это?

Абсолютно неизвестное большинству российских болельщиков ралли ведет свою историю с 1955 года. Его маршрут традиционно начинается и заканчивается в Хельсинки, а изюминкой является маршрут, проложенный через множество городов страны Суоми.

В 1992 году Hankiralli проводилось в 37-й раз
В 1992 году Hankiralli проводилось в 37-й раз

В списке победителей гонки множество известных имен: Рауно Аалтонен, Паули Тойвонен, Тимо Мякинен, Стиг Бломкивст, Маркку Ален, Ульф Гронхольм, Лассе Лампи, Харри Тойвонен, Себастьян Линдхольм – это настоящий "зал славы" финского ралли.

В последний раз Hankiralli проводилось в 1994 году, после чего оно проводится в качестве исторического ралли. Однако нас интересует гонка 1992 года. Именно тогда она входила в календарь чемпионата Европы по ралли и прошла по территории Финляндии и России.

Терра инкогнита

Итак, 21 февраля 1992 года в Хельсинки стартовал четвертый этап чемпионата Европы по ралли – гонка под названием Hankiralli. Температура воздуха составляла около 20 градусов мороза, но как организаторов, так и гонщиков больше волновало другое – в середине второго дня гонки участники должны были въехать на спецучастки, проложенные в России. Никто не знал, чего ожидать от предстоящего визита на территорию бывшего вероятного противника.

«Определенный риск с проведением ралли на территории России, конечно же, есть, – говорил перед стартом в интервью финским журналистам директор гонки Йорма Саапикиви. – Но мы решили расширить программу гонки за счет территории нашего восточного соседа, потому что там много хороших дорог».

-5

На старт Hankiralli вышли 56 экипажей, среди которых были весьма известные – Себастьян Линдхольм, Маркус Гронхольм, Юко Пухакка, Яри Латвала (отец нынешнего руководителя заводской команды «Toyota Gazoo Racing World Rally Team» Яри-Матти Латвалы), Ярмо Кютюлехто, Сеппо Мустонен и эстонец Маргус Муракас, пилотировавший единственную Lada Samara. Участвовали в гонке и пилоты на двух ВАЗ-2105 – это были финны Райно Алтти и Юкка Тойкка – а также Кьелл Линдрос на ВАЗ-21011.

Весь список участников (с указанием марок и моделей машин – и даже госномеров) я закачал вот СЮДА >>>

Гонщики весьма скептически отнеслись к идее проведения спецучастков на территории России.

«С точки зрения зрителей очень жаль, что в дневное время гонка будет проводиться в России, – заявил Линдхольм. – Это означает, что допы на территории Финляндии пройдут в темное время суток».

Дело дошло до того, что участники принялись собирать подписи в пользу отмены российских спецучастков – их напугали возможные трудности при пересечении границы.

-6

Но как показали дальнейшие события, Линдхольму и его соперникам стоило опасаться не российских, а местных болельщиков! На седьмом спецучастке, который проходил в окрестностях общины Мянтсяля, на трассу выехал гражданский автомобиль – причём навстречу гонщикам…

Этот спецучасток проводился в тёмное время суток – его старт был дан в 20:09 по местному времени. И при свете фар лидеры гонки, которые вели сражение за победу, по очереди встретили нарушителя! К счастью и Юко Пухакка, и Себастьян Линдхольм, и Антеро Лайне сумели уйти от столкновения. Но национальная федерация автоспорта (АКК) тут же начала разбирательство данного инцидента – впрочем, его результаты мне неизвестны.

Что же касается российских спецучастков, то организаторы позаботились об упрощении таможенных процедур как для гоночных экипажей, так и для команд – на границе для них была организована отдельная очередь и им не надо было даже заходить в здание таможни, они могли сразу проезжать на территорию России.

Вот так участники проходили границу
Вот так участники проходили границу

Поэтому после прохождения четырёх утренних спецучастков второго дня гонки в 11:00 гоночный канал пересек российско-финскую границу и чемпионат Европы по ралли впервые ступил на российскую землю.

Какими были первые российские спецучастки чемпионата Европы?

И не просто «первые», а первые и последние! Первоначально организаторы планировали провести в России два разных спецучастка – под номерами 12 и 13.

Тринадцатый – лесной спецучасток со стартом в посёлке Великое и финишем в районе деревни Кондратьево:

Вот он – тот самый загадочный первый и единственный российский спецучасток, вошедший в программу чемпионата Европы по ралли. По иронии судьбы он имеет номер 13...
Вот он – тот самый загадочный первый и единственный российский спецучасток, вошедший в программу чемпионата Европы по ралли. По иронии судьбы он имеет номер 13...

Вы хотя бы на секунду представьте себе! На дворе 1992 год. В посёлке Великое проживает 109 человек. И внезапно на жителей этого приграничного населённого пункта сваливаются странные автомобили и иностранные гонщики – и не один-два, а больше ста двадцати! То бишь больше, чем жителей посёлка…

Старт в посёлке Великое!
Старт в посёлке Великое!

Кстати, спецучасток под номером 13 носил название «Сяккиярви» – так называлась деревня Кондратьево до 1948 года.

А вот спецучасток номер 12 должен был пройти в Выборге, но вмешалась погода.

Сравните первоначальный и окончательный вариант маршрута (обратите внимание на 12 и 13 спецучастки):

Такой была программа второго дня гонки изначально...
Такой была программа второго дня гонки изначально...
...а это окончательный вариант. Зелёным выделены спецучастки первого дня, а красным – второго.
...а это окончательный вариант. Зелёным выделены спецучастки первого дня, а красным – второго.

Изначально планировалось, что доп номер 12 под названием «Салаккалахти» пройдёт прямо по льду Выборгского залива (собственно залив и называется Салакка-Лахти, что в переводе с финского означает большой ковш) – возле гостиницы «Дружба», рядом с которой расположился российский сервис-парк гонки. Да-да, механики тоже приехали в Россию!

Закрытый парк в Выборге - на берегу того самого залива Салакка-Лахти
Закрытый парк в Выборге - на берегу того самого залива Салакка-Лахти

Экипажи должны были проехать короткий городской спецучасток «Салаккалахти», а затем отправиться на лесной спецучасток «Сяккиярви» протяжённостью десять с половиной километров. После этого приехать в сервис-парк в Выборг, а оттуда вернуться в Финляндию – где их ждали оставшиеся семь спецучастков.

И всё бы ничего, но лёд оказался слишком тонким и организаторам пришлось оперативно внести изменения в маршрутный лист – гонщики проехали лесной спецучасток «Сяккиярви» дважды, а между прохождениями их ждал сервис-парк в Выборге.

Ну а пока механики занимались автомобилями, финские спортсмены обедали в местных ресторанах. Ну как же колоритно смотрится будущий двукратный чемпион мира по ралли Маркус Гронхольм за столом выборгского ресторана:

Через восемь лет этот финн станет чемпионом мира по ралли...
Через восемь лет этот финн станет чемпионом мира по ралли...

И что же сказали участники про российский отрезок дистанции Hankiralli?Несмотря на не самые лучшие ожидания на финише первого российского спецучастка гонки спортсмены пребывали в хорошем настроении.

«Было здорово, мне не на что пожаловаться», – заявил Маркус Гронхольм. А ведь именно Боссе стал одним из тех, кто покинул гонку на российской территории – подвела техника!

Уникальный кадр – Маркус Гронхольм на российской земле
Уникальный кадр – Маркус Гронхольм на российской земле

После схода Маркуса его двоюродный брат Себастьян Линдхольм спокойно довел гонку до победы. Эса Сааренпяя финишировал вторым, а замкнул тройку призеров Антеро Лайне. Победителем в группе N стал Ярмо Кютюлехто. Всего же финишировало 35 экипажей.

-15

Hankiralli 1992 года так и осталось незамеченным ни только-только появившимся Комитетом ралли РАФ, ни российскими болельщиками – они попросту не знали про эту гонку. А прогремели на весь мир выборгские спецучастки только через 15 лет, когда здесь состоялся первый российский этап Intercontinental Rally Challenge (IRC) – Ралли "Россия".

Но, как вы теперь знаете, это был уже не первый этап мировой раллийной серии в России!

А это – большой видеообзор Hankiralli 1992 года. С 33:40 до 50:30 – российская часть гонки: съёмки со старта и финиша спецучастков, онборд-видео изнутри автомобилей, сервис в Выборге:

----- ----- -----

Друзья!

Эти и другие истории отныне будут выходить прежде всего в моём Телеграм-канале "Стремительный домкрат".

Я приглашаю вас вступать в него. В нём я буду публиковать не только ссылки на свой "Дзен", но и короткие интересные рассказы, которые предназначены только для читателей Телеграма.

----- ----- -----

Если вам понравился данный материал, поставьте пожалуйста "лайк" и порекомендуйте мой канал своим друзьям.

И не забывайте комментировать мои публикации – задавайте вопросы и я с удовольствием на них отвечу!

Спасибо!

-16

Данный материал был написан мной для другого сайта...

Авто
5,66 млн интересуются