Удивительно, но даже опытные велосипедисты не всегда понимают разницу между понятиями прокола и пробоя. Многие используют эти два слова как синонимы.
На самом деле несмотря на то, что прокол и пробой приводят к похожим последствиям, природа этих неприятностей совершенно разная.
При проколе присутствует посторонний острый предмет, который проходит сквозь покрышку и приводит к образованию дырки в камере, через которую и выходит воздух. Этим предметом обычно является проволочка, вывалившаяся из корда старой автомобильной покрышки. Но также причиной прокола может стать осколок стекла или колючка.
При этом, при проколе, скорость выхода воздуха из камеры может быть самой разной: колесо спускает от нескольких секунд до нескольких дней. Часто можно не менять камеру в дороге, а просто подкачать колесо – и этого хватает что бы дотянуть до дома. А иногда обнаруживаешь, что колесо спустило лишь утром на следующий день.
Пробой же происходит при наезде на препятствие, имеющее выраженную грань. Если скорость достаточно высокая – покрышка сильно деформируется, в результате чего камера ударяется об обод, что и приводит к появлению в ней дырки. А иногда и двух дырок, ведь обод имеет два ребра (такой вид повреждения камеры называется «змеиный укус»).
Вероятность пробоя сильно увеличивается, если колесо недостаточно накачено. И особенно если покрышки имеют небольшую высоту. А вот наличие амортизаторов на велосипеде, напротив, снижают эту вероятность. Но лучший способ избежать пробоев – снижать скорость при проезде препятствий.
Пробое колесо сдувается практически мгновенно. Тут уж возни с заменой камеры в дорожных условиях не избежать.
Городские тротуарные ездоки чаще всего получают пробой при проезде поребриков на пешеходных переходах – они редко бывают вровень с проезжей частью. Но также причиной пробоя может стать камень. А я, к примеру, однажды пробил камеру, проехав на слишком высокой скорости через железнодорожный переезд.
Но причины повреждения камеры не ограничиваются лишь проколами и пробоями. Существует ещё несколько способов испортить себе настроения, получив спущенное колесо.
Камера может лопнуть, если её накачать сверх установленного предела или использовать камеру неподходящего к покрышке размера. Как-то покупал камеру; у меня тогда стояли покрышки 700х35. Но в магазине не было нужной. Продавец мне впарил размерностью 700х25-32. Сказал, что всё норм и многие так ездят. Щас! При накачке она взорвалась в лохмотья. Звук был как при выстреле из ружья (соседи вызвали полицию, к счастью, наряд удовлетворился демонстрацией рваной камеры).
Но лопнуть камера может уже и в поездке. Ведь при езде колёса нагреваются, что, согласно закону Шарля, приводит к увеличению давления воздуха в ней. Особенно велика вероятность такого исхода летом, в жаркую солнечную погоду.
Ещё камера может прорваться. Это происходит, когда покрышка имеет повреждение и кусочек камеры «выглядывает» сквозь него. Камера не предназначена для того, чтобы держать давления без поддержки покрышки – и, соответственно, прорывается в том месте, где её нет. Аналогичное явление происходит, когда сползает ободная лента – камера может прорваться, высунувшись в ниппельное отверстие обода.
Поэтому, рекомендуется периодически проверять состояние покрышки, а при замене камеры контролировать, что ободная лента стоит ровно, все ниппельные отверстия прикрыты ей.
Так же случается, что камера протирается. Я с этим столкнулся, когда начал использовать антипрокольную ленту, предназначенную для установки между покрышкой и камерой. У этой ленты были острые края, и они тёрлись о камеру, что, спустя какое-то время (несколько сотен километров пробега) приводило к протиранию. Такой же эффект можно получить, если использовать бракованную покрышку, на внутренней стороне которой имеются деформации с выраженными краешками.
Ну и последнее, что я могу вспомнить – зажимание камеры между ободом и покрышкой. При накачивании колеса камера либо вырвется и встанет в правильное положение, либо порвётся.
Друзья, желаю вам никогда не оказываться в ситуации, когда на вашем велосипеде спустило колесо, независимо от причин. Но лучше быть к ней готовым: иметь с собой насос, запасную камеру или заплатки, монтажки и инструмент что бы снять колесо.