Создание военной техники — это чрезвычайно сложный и трудоемкий процесс. При разработке новых образцов конструкторы проверяют на практике различные идеи, казавшиеся перспективными. В результате далеко не все задумки оказываются удачными и получают шанс на дальнейшее развитие. А порой и весьма успешные проекты закрываются по причинам, не связанным с их качеством.
В этой статье я кратко расскажу о пяти необычных образцах советской военной техники, которые по разным причинам остались на стадии прототипа.
Да, это вторая публикация по данной теме. Первую можете найти по ссылке.
ВВА-14
Последнее творение советского конструктора итальянского происхождения Роберта Бартини, известного своими нестандартными проектами. ВВА-14 создавался как амфибия с вертикальным взлетом и посадкой. Необычное творение Бартини должно было стать частью противолодочного комплекса, главной задачей которого было обнаружение и уничтожение подводных лодок на рубеже в 1200–1500 км от места взлета.
Благодаря способности плавать аппарат мог дозаправляться прямо на воде, что существенно увеличивало боевой радиус. Был построен единственный летный образец, который не умел взлетать вертикально, поскольку так и не получил подъемные двигатели.
Со временем военные охладели к разработке, сосредоточившись на модернизации классических противолодочных самолетов. После смерти Бартини в 1974 году у ВВА-14 практически не осталось шансов на развитие. Единственный экземпляр модифицировали в экраноплан и некоторое время продолжали испытывать.
В 1975 году программу окончательно закрыли, единственный сохранившийся в настоящее время находится в Центральном музее ВВС в Монино.
К сожалению, до нашего времени машина дожила в удручающем состоянии. Периодически появляются новости о проектах по восстановлению, но пока реализовать их не удалось. Второй экземпляр не был достроен и в 2000 году был пущен на лом.
Прототип СПУ на гусеничном шасси для ПГРК «Темп-2С»
Прототип пусковой установки для баллистической ракеты комплекса «Темп-2С» на базе двух танковых шасси (судя по каткам, используется база от Т-64 или его прототипов) испытывался 1960-х годах.
Необычная компоновка позволяла проезжать в местах, которые, например, были недоступны длинным колесным шасси. Вся установка могла легко поворачиваться на месте в любом направлении и в целом имела выдающуюся маневренность для ракетного тягача.
Однако идея развития не получила. Скорее всего, проблема крылась в том, что межконтинентальная ракета с горой чувствительной аппаратуры могла не пережить таких выкрутасов. Да и колесное шасси все же было дешевле и проще в производстве и эксплуатации.
Ил-20 (1948)
Вопрос обеспечения хорошего обзора для летчика был всегда одним из ключевых для самолетов-штурмовиков. Кардинально эту проблему решил Ильюшин в своем прототипе нового штурмовика, представленном в 1948 году. Чтобы капот двигателя не мешал, кабину пилота разместили над мотором. Благодаря этому удалось обеспечить обзор вперед-вниз на целых 37 градусов. Для сравнения, у Ил-2 было всего 8 градусов.
Такое оригинальное и весьма радикальное решение вызвало немало проблем: из-за значительного увеличения миделя и боковой поверхности фюзеляжа ухудшились летно-технические характеристики, при покидании самолета пилот сильно рисковал попасть в винт, расположенный вплотную к фонарю, компоновка с кабиной над двигателем осложняла доступ к силовому агрегату для техников.
Кроме того, самолет не удовлетворял требованиям заказчика по летно-техническим характеристикам и огневой мощи. В итоге дальше опытного образца дело не пошло. Когда в начале 1950-х срочно потребовались новые поставки штурмовиков, пришлось возобновлять производство Ил-10, а затем Ильюшин предложил новую реактивную машину. Впрочем, это уже совсем другая история.
Объект 775
Не так давно на моем канале был опубликован материал о первом в мире ракетном танке ИТ-1. Образец, принятый на вооружение, был не единственным, существовали альтернативные варианты, которые не понравились заказчику. Одним из них был объект 775, созданный в первой половине 1960-х.
Танк выделялся рядом интересных решений. Экипаж состоял всего из двух человек: механика-водителя и командира-оператора вооружения. Оба танкиста при этом находились в миниатюрной башне, но мехвод все равно всегда смотрел вперед вне зависимости от угла поворота башни. Объект 775 обладал низким приплюснутым силуэтом, гидропневматической подвеской с возможностью изменения клиренса и устройствами для самоокапывания, что позволяло эффективно скрываться на местности, снижая вероятность обнаружения. Противотанковые ракеты комплекса «Рубин» запускались из 125-мм орудия-пусковой установки. Также можно было стрелять неуправляемыми ракетами «Бур».
От танка отказались из-за общей высокой технической сложности (у ИТ-1 ,напротив, была уже отработанная база от Т-62), проблем с наведением у ракетного комплекса и плохим обзором поля боя у экипажа. Сохранившийся экземпляр можно найти в парке «Патриот» в Подмосковье.
Ту-91 «Бычок»
В первой половине 1950-х ОКБ Туполева создало морской самолет с довольно необычным внешним видом. В его носу располагались два больших винта, вращавшихся в противоположных направлениях.
Что-то очень знакомое, не так ли? Всё правильно: незаурядной внешностью самолет был обязан экономичному турбовинтовому двигателю ТВ-2М, на основе которого был создан двигатель НК-12, установленный на Ту-95 и его модификации. Если говорить простыми словами, то НК-12 — это два ТВ-2М, работающие на один вал. Кстати, посмотрите на схему ниже и найдите, где располагался двигатель. Все верно: он был в центре фюзеляжа, а к винтам шел вал через кабину экипажа.
Изначально Ту-91 проектировался для базирования на авианосцах, но от их строительства отказались. Тем не менее работы продолжились — уже по самолету сухопутного базирования. «Бычок» на испытаниях демонстрировал высокие характеристики, обладал широкой номенклатурой вооружения, включая две 23-мм пушки, бомбы, торпеды и неуправляемые ракеты (до 1500 кг).
Однако пойти в серийное производство ему было не суждено. Машина с винтами и прямым крылом якобы не понравилась Хрущеву: он посчитал ее заведомо устаревшей по сравнению с новыми сверхзвуковыми самолетами. Также в это время велось сокращение вооруженных сил, флот избавлялся от больших кораблей и ориентировался на ракеты.
В таких условиях защитить «Бычка» не получилось и работы были прекращены. Является ли правдой история с генсеком или нет, мы наверняка не знаем. Но точно ясно одно: от самолета отказались, единственный экземпляр был утилизирован, а точнее, просто уничтожен. Перед сдачей на металл по нему три раза проехались трактором.
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте лайки и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые публикации.
Также рекомендую ознакомиться с другими моими материалами, ссылки на них найдете ниже. До встречи!