Найти в Дзене

Штурмовик Ил-40. История реактивного наследника Ил-2, от которого неожиданно отказались в самом начале производства

Оглавление
Ил-40П. Кадр из игры World of Warpalnes
Ил-40П. Кадр из игры World of Warpalnes

Какие отечественные самолеты приходят в голову при слове «штурмовик»? Готов поспорить, что Ил-2 и Су-25. Но в истории советской авиации были и другие машины этого типа, о которых стоит поведать. Менее известные, но тоже интересные. Например, Ил-40, о котором сегодня немного расскажу.

Создание и особенности

В начале 1950-х на вооружении советской штурмовой авиации стояли поршневые Ил-10 и Ил-10М, которые стремительно устаревали на фоне развития реактивной авиации и зенитных систем. Особенно ярко проблема проявилась в Корее, где за два месяца боев у северян из 93 самолетов остались боеспособными только 20. В общем, нужен был новый самолет, соответствующий современным требованиям.

Задачу поручили ОКБ Ильюшина, обладавшего богатым опытом в постройке штурмовиков. К моменту, когда Совмин СССР официально выпустил постановление о создании новой машины, ильюшинцы уже не первый год вели работы в инициативном порядке. Благодаря этому первый самолет собрали меньше чем через год. Ну а первый полет опытный Ил-40 совершил 7 марта 1953 года.

Самолет оснастили двумя турбореактивными двигателями АМ-5Ф, которые уже были хорошо освоены промышленностью и также ставились на МиГ-19. Моторы разместили в корневой части крыла.

Ил-40
Ил-40

Экипаж состоял из двух человек: пилота и заднего стрелка-радиста, который дистанционно управлял пушкой 23-мм пушкой НР-23, установленной в хвосте. Для обоих были предусмотрены катапультируемые кресла.

Ил-40
Ил-40

Главной силовой конструкцией самолета, как и у поршневых предшественников, являлся бронекорпус. Он воспринимал нагрузки от двигателей, носовой и хвостовой частей фюзеляжа, а также крыльев. Внутри бронекорпуса находились негерметизированные кабины пилота и стрелка, фюзеляжные топливные баки и часть бортового оборудования.

Бронекорпус состоял из листов толщиной от 3 до 8 мм, перед летчиком находилась 10-мм бронестенка, а сзади — 8-мм бронелист сдвижной части фонаря и 16-мм заголовок сидения. Лобовое бронестекло имело толщину в 124 мм, боковые — 68 мм. Стрелка защищали бронелисты толщиной 4-10 мм. Кроме того, листы толщиной 4 мм прикрывали двигатели. Общий вес брони, включая стекла, составлял 1918 кг.

Ил-40 сбоку
Ил-40 сбоку

Вооружение Ил-40 состояло из пушек, неуправляемых бомб и ракет. Изначально в носу планировали разместить шесть 23-мм пушек НР-23 скорострельностью 800 выстрелов в минуту, позднее их решили заменить на четыре более мощные пушки АМ-23 со скорострельностью в 1300 выстрелов в минуту.

Ил-40, вид спереди. В носу видны стволы четырех пушек
Ил-40, вид спереди. В носу видны стволы четырех пушек

Бомбы размещались под крыльями или в четырех крыльевых бомбоотсеках, правда, помещались туда только «сотки». Также самолет мог нести блоки для неуправляемых ракет ОРО-82 или ОРО-132.

ОРО-82 и ОРО-132
ОРО-82 и ОРО-132

На госиспытаниях Ил-40 с полным боезапасом пушек и бомбовой нагрузкой в 400 кг разогнался у земли до 910 км/ч, а на высоте в 1000 м — до 950 км/ч. Летчики отмечали простоту пилотирования и уверенное поведение самолета на больших скоростях. Во время атак по наземным целям Ил-40 оказался более устойчивым в управлении, чем Ил-10М, при этом он создавал куда большую плотность огня.

На испытаниях также провели условные воздушные бои с истребителями МиГ-15бис и МиГ-17, которые показали, что попасть по реактивному штурмовику не так-то и просто благодаря большим скоростям. Помогали Ил-40 и воздушные тормоза, позволявшие не только уверенно пикировать, но и при необходимости быстро сбрасывать скорость для маневра.

Конечно, не обошлось без проблем. Четыре скорострельные пушки выделяли при стрельбе облако пороховых газов, которые попадали в двигатели и вызывали отказы. Обойтись малой кровью не удавалось, и Ильюшин решил вопрос радикально, переделав носовую часть.

Ил-40П
Ил-40П

В ней расположили большой сдвоенный воздухозаборник, каналы которого раздваивались и вели к двигателям. Пушки, в свою очередь, расположили под фюзеляжем за отсеком передней стойки шасси, которую перенесли вперед. В результате самолет получил необычную внешность, напоминающую ружье с двумя стволами. Модификация получила обозначение Ил-40П.

Модель Ил-40П, можно рассмотреть, куда перенесли пушки
Модель Ил-40П, можно рассмотреть, куда перенесли пушки

Испытания показали, что проблемы с попаданием пороховых газов в двигатели были полностью решены. Кроме того, удалось увеличить максимальную бомбовую нагрузку до 1000 кг (в перегруз — 1400 кг). Самолет всем устраивал военных, вскоре должно было выйти постановление о принятии на вооружение. На Ростовском авиазаводе тем временем начали собирать первые 40 серийных штурмовиков. К весне 1956 года были готовы четыре самолета, на которых проводили аэродромные отработки.

Ил-40П
Ил-40П

Передумали

13 апреля 1956 года вышло постановление о снятии Ил-40П с серийного производства и прекращении всех дальнейших работ «в связи с оснащением Советской армии новыми видами оружия». Под «новыми видами оружия» подразумевались истребители-бомбардировщики.

Су-7БМ, один из типичных истребителей-бомбардировщиков. Первый полет совершил в 1955 году
Су-7БМ, один из типичных истребителей-бомбардировщиков. Первый полет совершил в 1955 году

Перед этим руководству страны был представлен доклад о состоянии и перспективах штурмовой авиации за авторством Георгия Константиновича Жукова, занимавшего на тот момент должность министра обороны.

Маршал Победы в этом документе отмечал высокие потери и низкую эффективность штурмовиков во время Великой Отечественной по сравнению с бомбардировщиками. «Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на бронирование штурмовиков и сравнительно слабую ПВО противника, наша штурмовая авиация несла большие потери, почти вдвое превышавшие потери бомбардировщиков. Самолеты Ил-2 и Ил-10 с бомбовой нагрузкой 400 кг при действиях на поле боя имели в сравнении с бомбардировщиками значительно меньший эффект», — писал в докладе Жуков.

Новый Ил-40 он также раскритиковал, указывая на низкую бомбовую нагрузку в 400 кг (хотя ее довели уже до 1000) и небольшой радиус полета (270 км при максимальной загрузке и с подвесными топливными баками). Георгий Константинович настаивал, что в условиях роста возможностей войсковой ПВО штурмовая авиация будет демонстрировать низкую эффективность при неоправданно высоких потерях.

Американский войсковой ЗРК HAWK. Его испытания стартовали примерно в то же время, когда готовилось производство Ил-40П
Американский войсковой ЗРК HAWK. Его испытания стартовали примерно в то же время, когда готовилось производство Ил-40П

Интересно, что за некоторое время перед этим Жуков завизировал проект постановления о принятии Ил-40П на вооружение, но потом почему-то передумал. Возможно, что министр обороны поменял мнение под влиянием Хрущёва, который относился скептически к штурмовой авиации.

В итоге весь задел на заводе уничтожили, построенные самолеты разобрали. До нашего времени ни одного экземпляра не сохранилось. При этом отказались не только от Ил-40П, но и от всей штурмовой авиации: Ил-10 отправляли в утиль, а летчиков переучивали на другие самолеты.

Спустя чуть больше 10 лет стало ясно, что скоростные истребители-бомбардировщики не справляются, и штурмовую авиацию решили возродить. Тогда ОКБ Ильюшина предложило военным модернизированную версию Ил-40, но предпочтение было отдано будущему Су-25. Ильюшинцы же сдаваться не стали и вплоть до 1990-х годов и в инициативном порядке работали над монструозным Ил-102. Однако это уже совсем другая история.

Ил-102
Ил-102

Правильно ли поступили с Ил-40? Не берусь судить. Возможно, что в локальных конфликтах он бы и мог пригодиться. Что же касается перспектив штурмовой авиации в классическом виде, Георгий Константинович явно опередил время лет так на 60. А что думаете вы?

На этом на сегодня всё, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то не поскупитесь на лайк и подписку. Другие мои статьи вы можете почитать по ссылкам ниже. До скорых встреч!

Подарок «партнерам». Как уникальный ракетный комплекс «Ока» стал жертвой политики

По версии американцев. Самая опасная советская боевая техника на пике «Холодной войны»

Побег из Крыма, судьба «брата-близнеца» и другие интересные факты об «Адмирале Кузнецове» – единственном российском авианосце