Какие отечественные самолеты приходят в голову при слове «штурмовик»? Готов поспорить, что Ил-2 и Су-25. Но в истории советской авиации были и другие машины этого типа, о которых стоит поведать. Менее известные, но тоже интересные. Например, Ил-40, о котором сегодня немного расскажу.
Создание и особенности
В начале 1950-х на вооружении советской штурмовой авиации стояли поршневые Ил-10 и Ил-10М, которые стремительно устаревали на фоне развития реактивной авиации и зенитных систем. Особенно ярко проблема проявилась в Корее, где за два месяца боев у северян из 93 самолетов остались боеспособными только 20. В общем, нужен был новый самолет, соответствующий современным требованиям.
Задачу поручили ОКБ Ильюшина, обладавшего богатым опытом в постройке штурмовиков. К моменту, когда Совмин СССР официально выпустил постановление о создании новой машины, ильюшинцы уже не первый год вели работы в инициативном порядке. Благодаря этому первый самолет собрали меньше чем через год. Ну а первый полет опытный Ил-40 совершил 7 марта 1953 года.
Самолет оснастили двумя турбореактивными двигателями АМ-5Ф, которые уже были хорошо освоены промышленностью и также ставились на МиГ-19. Моторы разместили в корневой части крыла.
Экипаж состоял из двух человек: пилота и заднего стрелка-радиста, который дистанционно управлял пушкой 23-мм пушкой НР-23, установленной в хвосте. Для обоих были предусмотрены катапультируемые кресла.
Главной силовой конструкцией самолета, как и у поршневых предшественников, являлся бронекорпус. Он воспринимал нагрузки от двигателей, носовой и хвостовой частей фюзеляжа, а также крыльев. Внутри бронекорпуса находились негерметизированные кабины пилота и стрелка, фюзеляжные топливные баки и часть бортового оборудования.
Бронекорпус состоял из листов толщиной от 3 до 8 мм, перед летчиком находилась 10-мм бронестенка, а сзади — 8-мм бронелист сдвижной части фонаря и 16-мм заголовок сидения. Лобовое бронестекло имело толщину в 124 мм, боковые — 68 мм. Стрелка защищали бронелисты толщиной 4-10 мм. Кроме того, листы толщиной 4 мм прикрывали двигатели. Общий вес брони, включая стекла, составлял 1918 кг.
Вооружение Ил-40 состояло из пушек, неуправляемых бомб и ракет. Изначально в носу планировали разместить шесть 23-мм пушек НР-23 скорострельностью 800 выстрелов в минуту, позднее их решили заменить на четыре более мощные пушки АМ-23 со скорострельностью в 1300 выстрелов в минуту.
Бомбы размещались под крыльями или в четырех крыльевых бомбоотсеках, правда, помещались туда только «сотки». Также самолет мог нести блоки для неуправляемых ракет ОРО-82 или ОРО-132.
На госиспытаниях Ил-40 с полным боезапасом пушек и бомбовой нагрузкой в 400 кг разогнался у земли до 910 км/ч, а на высоте в 1000 м — до 950 км/ч. Летчики отмечали простоту пилотирования и уверенное поведение самолета на больших скоростях. Во время атак по наземным целям Ил-40 оказался более устойчивым в управлении, чем Ил-10М, при этом он создавал куда большую плотность огня.
На испытаниях также провели условные воздушные бои с истребителями МиГ-15бис и МиГ-17, которые показали, что попасть по реактивному штурмовику не так-то и просто благодаря большим скоростям. Помогали Ил-40 и воздушные тормоза, позволявшие не только уверенно пикировать, но и при необходимости быстро сбрасывать скорость для маневра.
Конечно, не обошлось без проблем. Четыре скорострельные пушки выделяли при стрельбе облако пороховых газов, которые попадали в двигатели и вызывали отказы. Обойтись малой кровью не удавалось, и Ильюшин решил вопрос радикально, переделав носовую часть.
В ней расположили большой сдвоенный воздухозаборник, каналы которого раздваивались и вели к двигателям. Пушки, в свою очередь, расположили под фюзеляжем за отсеком передней стойки шасси, которую перенесли вперед. В результате самолет получил необычную внешность, напоминающую ружье с двумя стволами. Модификация получила обозначение Ил-40П.
Испытания показали, что проблемы с попаданием пороховых газов в двигатели были полностью решены. Кроме того, удалось увеличить максимальную бомбовую нагрузку до 1000 кг (в перегруз — 1400 кг). Самолет всем устраивал военных, вскоре должно было выйти постановление о принятии на вооружение. На Ростовском авиазаводе тем временем начали собирать первые 40 серийных штурмовиков. К весне 1956 года были готовы четыре самолета, на которых проводили аэродромные отработки.
Передумали
13 апреля 1956 года вышло постановление о снятии Ил-40П с серийного производства и прекращении всех дальнейших работ «в связи с оснащением Советской армии новыми видами оружия». Под «новыми видами оружия» подразумевались истребители-бомбардировщики.
Перед этим руководству страны был представлен доклад о состоянии и перспективах штурмовой авиации за авторством Георгия Константиновича Жукова, занимавшего на тот момент должность министра обороны.
Маршал Победы в этом документе отмечал высокие потери и низкую эффективность штурмовиков во время Великой Отечественной по сравнению с бомбардировщиками. «Опыт Великой Отечественной войны показал, что, несмотря на бронирование штурмовиков и сравнительно слабую ПВО противника, наша штурмовая авиация несла большие потери, почти вдвое превышавшие потери бомбардировщиков. Самолеты Ил-2 и Ил-10 с бомбовой нагрузкой 400 кг при действиях на поле боя имели в сравнении с бомбардировщиками значительно меньший эффект», — писал в докладе Жуков.
Новый Ил-40 он также раскритиковал, указывая на низкую бомбовую нагрузку в 400 кг (хотя ее довели уже до 1000) и небольшой радиус полета (270 км при максимальной загрузке и с подвесными топливными баками). Георгий Константинович настаивал, что в условиях роста возможностей войсковой ПВО штурмовая авиация будет демонстрировать низкую эффективность при неоправданно высоких потерях.
Интересно, что за некоторое время перед этим Жуков завизировал проект постановления о принятии Ил-40П на вооружение, но потом почему-то передумал. Возможно, что министр обороны поменял мнение под влиянием Хрущёва, который относился скептически к штурмовой авиации.
В итоге весь задел на заводе уничтожили, построенные самолеты разобрали. До нашего времени ни одного экземпляра не сохранилось. При этом отказались не только от Ил-40П, но и от всей штурмовой авиации: Ил-10 отправляли в утиль, а летчиков переучивали на другие самолеты.
Спустя чуть больше 10 лет стало ясно, что скоростные истребители-бомбардировщики не справляются, и штурмовую авиацию решили возродить. Тогда ОКБ Ильюшина предложило военным модернизированную версию Ил-40, но предпочтение было отдано будущему Су-25. Ильюшинцы же сдаваться не стали и вплоть до 1990-х годов и в инициативном порядке работали над монструозным Ил-102. Однако это уже совсем другая история.
Правильно ли поступили с Ил-40? Не берусь судить. Возможно, что в локальных конфликтах он бы и мог пригодиться. Что же касается перспектив штурмовой авиации в классическом виде, Георгий Константинович явно опередил время лет так на 60. А что думаете вы?
На этом на сегодня всё, надеюсь, что вам было интересно. Если да, то не поскупитесь на лайк и подписку. Другие мои статьи вы можете почитать по ссылкам ниже. До скорых встреч!