Приветствую вас на моем канале. В этом материале я собрал интересные прототипы, которые появились на свет в рамках программ создания известных образцов боевой техники. От каких-то полностью отказались и конструкторы пошли по другому пути, другие же после ряда изменений все же стали серийными.
Винтокрыл Ми-28
В конце 1960-х у военных все было хорошо с фантазией. Вслед за Ми-24 ОКБ Миля поручили создать новую ударную машину, которая должна была стать... винтокрылом. Новый летательный аппарат, получивший индекс Ми-28, должен был стать «летающим танком», чьим основным вооружением планировалось сделать ПТУР «Штурм» и 30-мм пушку.
Максимальная скорость такого чуда оценивалась в 380-420 км/ч, а общая масса боевой нагрузки – в 1200 кг. Предполагалось, что винтокрыл благодаря своей более высокой, чем у вертолетов, скорости и хорошей маневренности сможет эффективно поддерживать наземные силы, прикрывать воздушные десанты и бороться с вертолетами противника.
Но реализоваться такой смелой задумке было не суждено: в начале 1970-х военные решили, что для лучшей выживаемости нужно работать с предельно малых высот с огибанием рельефа местности, для чего больше подходят обычные вертолеты.
Тогда милевцы переориентировались на создание машины с классической компоновкой. И если предварительный макет больше походил на похудевший Ми-24, то уже первый опытный летный образец получил узнаваемый облик. Несмотря на последующие многочисленные изменения внешне Ми-28 за 40 лет с момента первого полета особо не изменился.
Альтернативная МСТА-С
В 1980-е КБ Уралтрансмаша активно работало над созданием новой 152-мм САУ МСТА-С. Машина создавалась с применением классической компоновки с большой обитаемой башней.
Но была в КБ и своя альтернативная инициативная разработка, которая явно опередила время. Это объект 327, который за характерный внешний вид прозвали «Шайбой».
От традиционной башни при создании перспективной САУ отказались. Орудие размещалось на специальном вращающемся погоне. Боекомплект находился внутри корпуса, а процесс заряжания осуществлялся при помощи автомата заряжания. Экипаж располагался в боевом отделении внутри корпуса и управлял орудием дистанционно.
При испытаниях использовались два типа орудий: от САУ 2С5 «Гиацинт-С» и 2С3 «Акация».
В итоге объект 327 остался лишь опытным образцом, а предпочтение отдали более простому в производстве и технологичному объекту 326, который станет серийной САУ «МСТА-С». И, скорее всего, правильно сделали. Кто знает, сколько бы потребовалось времени на доводку такой революционной машины? А САУ на основе объекта 326 успели запустить в серийное производство до распада СССР.
Один экземпляр «Шайбы» сохранился. Он установлен в музее на территории «Уралтрансмаша» в Екатеринбурге. Доподлинно неизвестно, сколько их было собрано: есть мнение, что разные орудия устанавливались на одно шасси. Правда и шасси отличается на фото расположением катков.
Су-24 и МиГ-23 с подъемными двигателями
В 1960-е годы как на Западе, так и в СССР активно работали над самолетами вертикального взлета и посадки (СВВП). Кроме того, авиаконструкторы заинтересовались возможностью использования на обычных самолетах подъемных двигателей от СВВП, которые позволили бы сократить длину разбега при взлете и пробега при посадке.
В СССР подъемные двигатели испытывали в ОКБ Сухого на специально построенном для опытов Су-15ВД и на Т-6-1 (прототипе Су-24), а также в ОКБ МиГ на МиГ-23ПД. На Т-6-1 установили четыре подъемных двигателя, на прототип МиГ-23 – два.
В результате испытаний все пришли к выводу, что игра не стоит свеч: дополнительные двигатели, конечно, сокращают разбег и пробег, но занимают много места, которое обычно идет для размещения топлива. Помимо этого, сами подъемные двигатели сильно повышают расход керосина, в результате дальность полета снижается критически.
На серийных Су-24 и МиГ-23 для улучшения взлетно-посадочных характеристик в итоге применят другое популярное в те годы решение: крыло изменяемой геометрии.
Колесно-гусеничная БМП-1
В конкурсе на создание БМП-1 участвовали несколько опытных образцов. Самым интересным среди них, пожалуй, является опытная колесно-гусеничная БМП объект 19. Ее спроектировали в КБ Алтайского тракторного завода (г. Рубцовск) совместно со специалистами Всесоюзной академии бронетанковых войск.
Комплекс вооружения был стандартным, его устанавливали на все прототипы: 73-мм орудие «Гром», ПТУР «Малютка» и ПКТ. А вот шасси вышло очень необычным. Между двумя осями с большими колесами располагался гусеничный движитель, который при необходимости опускался на грунт примерно за 15-20 секунд, улучшая проходимость по пересеченной местности.
Мехвод располагался слева спереди, справа от него сидел командир. Место наводчика находилось в башне. У каждого из членов экипажа был свой люк.
Десант размещался вокруг боевого отделения, для входа и выхода у них было два люка за башней, что выглядело крайне неудобно, особенно в случае поражения машины. Просто сравните с двумя дверями в корме объекта 765, который выиграл конкурс и стал БМП-1.
Применение колесно-гусеничного движителя хоть и делало машину более универсальной, но в то же время серьезно усложняло и удорожало конструкцию. Так что в итоге объект 19 остался лишь интересным прототипом.
Его можно увидеть в танковом музее в Кубинке. Несколько лет назад машину восстановили, до этого она стояла в запасниках в не очень хорошем состоянии.
Прототип Су-27, от которого отказались (Т-10)
И последний на сегодня экземпляр. Су-27 по праву считается одним из лучших истребителей 4-го поколения. И, пожалуй, самым красивым. На пути к принятию на вооружение и серийному выпуску его создатели испытали немало трудностей.
По программе, которая в будущем привела к созданию Су-27, испытывался опытный самолет Т-10. На него делали серьезную ставку как на машину качественно нового уровня. Первый полет был выполнен 20 мая 1977 года. По мере испытаний все больше становилось ясно, что Т-10 не оправдывает надежд: из-за просчетов при проектировании крыла и оперения не удавалось добиться высоких маневренных характеристик. Кроме того, разработчики РЛС не смогли уложиться в отведенную массу и габариты, что влекло за собой еще большее ухудшение характеристик. А в это время с Запада поступала информация о новом F-15, которому уступать было никак нельзя.
В итоге создатели встали перед дилеммой: доводить исходный самолет или же на основе полученных при испытании данных фактически создать новый истребитель с нуля. Остановились на втором варианте и не прогадали. Полномасштабные работы по проектированию развернулись в 1979-м, а в 1981-м уже фактический новый самолет, получивший индекс Т-10С впервые поднялся в небо.
По образному выражению одного из создателей СУ-27 Михаила Симонова (был главным конструктором самолета, а позднее всего ОКБ), от Т-10 на Т-10С сохранились только колеса основных опор шасси и катапультное кресло летчика. Именно Т-10С после доработок и испытаний стал хорошо известным по всему миру истребителем Су-27.
На этом на сегодня все, надеюсь, вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые материалы. Их я публикую по 2-3 раза в неделю, также регулярно выходят короткие посты с интересными новостями и фактами о технике и снаряжении.
Следить за каналами, на которые вы подписаны (а особенно за моим) вы можете в отдельном разделе «Подписки».
Также рекомендую почитать другие мои материалы (ссылки ниже).
И до скорых встреч!