Рад приветствовать вас на моем канале. В истории отечественного флота было немало уникальных подводных лодок, о которых часто любят вспоминать в различных тематических статьях и документальных фильмах: гигантские «Акулы» проекта 941, самая быстрая в мире ПЛ «Анчар» проекта 661 или печально известный «Комсомолец» проекта 685 «Плавник», установивший рекорд глубины погружения для подводных лодок.
Однако существовали и другие очень интересные подводные лодки, о которых вспоминают не так часто. Сегодня я поведаю об одном из таких подзабытых проектов — подводных спасателях проекта 940 «Ленок».
*Ленки́ — это род пресноводных лучепёрых рыб семейства лососёвых. В основном, они распространены в горных озерах и реках и Сибири и Дальнего Востока.
Уникальные возможности
Подводные лодки проекта 940 были единственными в своем роде. Перед ними ставились две главные задачи: спасение экипажей терпящих бедствие подлодок и подготовка к их подъему. Благодаря нахождению под водой субмарины-спасатели, в отличие от надводных кораблей того же назначения, могли работать в любых погодных условиях.
Всего по данному проекту на заводе имени Ленинского комсомола в Комсомольске-на-Амуре с 1974 по 1979 годы были построены две субмарины: БС-486 (в строю с 21 января 1976 года, Тихоокеанский флот) и БС-257 (в строю с 1 сентября 1979 года, Северный флот).
Внешне «Ленки» были отдаленно похожи на стратегические ракетоносцы благодаря «горбу» за рубкой. Однако в нем располагались не ракетные шахты, а два глубоководных аппарата проекта 1837 (позже 1837К). С помощью них можно было эвакуировать «сухим» способом моряков с ПЛ, находящихся на глубине до 500 метров.
Поиск аварийных подлодок осуществлялся с помощью собственных гидроакустических и гидролокационных систем. Для визуального наблюдения окружающей обстановки были предусмотрены телекамеры. Кроме того, отдельные камеры предназначались для контроля за стыковкой подводных аппаратов и наблюдения за входом и выходом водолазов, а также спасения терпящих бедствие подводников «мокрым» способом.
Во время подводных работ ПЛ проекта 940 удерживались на месте якорным устройством, которое могло использоваться при глубине места до 500–600 метров, при этом сама ПЛ находилась на расстоянии в 200–300 метров от грунта. Для лаговых перемещений (движения «боком», если простыми словами) и разворотов на месте были предусмотрены два движителя в носовой и кормовой частях.
Также имелась система стабилизации глубины без хода, позволявшая на глубинах до 240 метров обеспечивать перехода по глубине ступенями (от 1 до 15 метров).
Водолазам был выделен четвертый отсек (всего их было восемь), в котором помимо их кают находились декомпрессионные камеры, отсек длительного пребывания под давлением, шлюзовая камера для входа и выхода водолазов, шлюз для перехода в первый глубоководный аппарат (шлюз для второго СГА был в седьмом, аккумуляторном отсеке). Водолазы могли работать на глубине до 300 метров.
Для спасенных подводников на борту имелось 50 мест, для оказания помощи пострадавшим был выделен отдельный восьмой медицинский отсек, включавший операционную, санблок, два изолятора и каюту врача.
В надводном положении «Ленок» мог с помощью специального устройства буксировать подводную лодку водоизмещением до 400 тонн.
Отмечу, что перечисленное выше — очень краткое и неполное описание всех возможностей этих уникальных субмарин. Но общее представление у вас появится.
Главным же недостатком проекта 940 считается отсутствие ядерной энергетической установки, что ограничивало время непрерывной работы под водой. Для решения этой проблемы предполагалось оснастить лодки вспомогательной атомной силовой установкой ВАУ-6, но этим планам не суждено было сбыться.
Служба
Как уже говорилось выше, всего по проекту 940 были построены две подводные лодки: БС-486 «Комсомолец Узбекистана» и БС-257. За время службы обе субмарины неоднократно принимали участие в различных поисковых операциях, в том числе довольно необычных.
БС-486
Например, БС-486 (ТОФ) участвовала в поисках затонувших баллистических ракет, боеголовок, вертолетов, фрагментов самолетов и даже подслушивающего устройства, установленного иностранной разведкой на советской подводной линии связи.
По прямому назначению «Комсомолец Узбекистана» применялся в октябре 1981 года, когда после столкновения с сухогрузом пошла на дно подводная лодка С-178 проекта 613. Тогда впервые в мировой практике удалось спасти моряков с затонувшей ПЛ силами другой субмарины: на борт приняли шесть человек, вышедших через торпедный аппарат.
К сожалению, спасательная операция прошла не без проблем, во время нее погибли шесть подводников. Выживший старпом С-178 Сергей Кубынин впоследствии указывал на непрофессиональные действия водолазов с «Ленка», якобы просроченные аккумуляторы и неисправную гидроакустическую систему. В свою очередь, водолазный специалист Владимир Трушко, участвовавший в спасении экипажа С-178, напротив, отмечал непрофессиональные действия ждавших помощи подводников и лично старпома Кубынина. При этом он подчеркивал, что на момент происшествия «Комсомолец Узбекистана» стоял на ремонте дизель-генераторов с готовностью к выходу в 12 часов, но экипаж уложился в 5.
Правда, скорее всего, где-то посередине. Рекомендую изучить обе версии и самостоятельно сделать выводы.
БС-257
БС-257, в свою очередь, за время службы успела принять участие в подъеме одного из кораблей экспедиции Витуса Беринга (то есть корабля XVIII века), обнаружила один из затонувших транспортов печально знаменитого конвоя PQ-17, неоднократно была задействована в учениях по спасению подводников «сухим» и «мокрым» способами.
В настоящей спасательной операции БС-257 участвовать не довелось. В 1989 году в Норвежском море затонул «Комсомолец». От начала пожара до стремительного затопления тогда прошло около семи часов, и лодка легла на грунт на глубине в 1658 метров. «Ленок» тут никак не мог бы помочь и задействован не был. Спустя 11 лет произойдет самая масштабная трагедия в послевоенной истории отечественного флота — гибель «Курска», но БС-257 к этому моменту будет стоять в отстое в ожидании утилизации.
Печальный финал
Обе подводные лодки проекта 940 не пережили 1990-е.
Служившая на Тихоокеанском флоте БС-486 встала на ремонт в 1990 году. В январе 1992-го финансирование прекратилось и лодку поставили в отстой в бухте Золотой Рог во Владивостоке, там же, где находился судоремонтный завод. В феврале того же года с субмарины сняли наименование «Комсомолец Узбекистана». В 1995-м первую из двух подводных лодок проекта 940 исключили из списков флота, в сентябре 2000-го БС-486 разделали на металл, предположительно, в Китае.
БС-257, находившаяся в составе Северного флота, столкнулась с аналогичными проблемами. По состоянию на 1994 год не был укомплектован экипаж, водолазный комплекс требовал ремонта, для которого еще в 1993-м были поданы все документы. Но финансирования так и не дождались: 31 июля 1996 года лодку вывели из состава флота и поставили в отстой. В 2005 году последний из двух уникальных подводных спасателей был разрезан на металл.
Сохранилась только часть рубки, которую Минобороны передало в Рязань для установки в Парке морской славы. Ее перепутали с рубкой лодки Б-474 другого проекта, которую утилизировали в то же время, и сначала даже табличку повесили неправильную. Но чуть позже справедливость восторжествовала и посетители парка теперь знают, что в Рязани хранится частичка уникальной подводной лодки проекта 940 «Ленок».
На этом на сегодня все. Надеюсь, что вам было интересно. Если да, то ставьте палец вверх и подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации. Другие мои статьи вы можете найти по ссылкам ниже.