Музей "Битва за Ленинград" им З.Г. Колобанова стал победителем конкурса Фонда президентских грантов с проектом "Организация постоянной авиационной экспозиции". - новость от января 2023 года.
Это событие для нас станет серьезным "шагом вперед", который еще предстояло сделать. В нашем небольшом музейном коллективе уже давно ходила молва о будущей авиационной экспозиции, оставался один вопрос - "когда?".
Как раз 2023-й год и победа в гранте дали ответ на такой давний вопрос. Что мы смогли сделать за год?
1. Подготовили помещение. Раньше ангар будущей экспозиции был большим хранилищем. Его предстояло полностью опустошить, груз отсортировать, причем, в тот момент шло восстановление танка Т-70 из Мелитополя.
2. Отделочные работы продолжались еще несколько месяцев. Была задача успеть до первых заморозков.
3. Перевозка экспонатов.
Предлагаем Вам, наши читатели, посмотреть как это было:
Первым из застенок мастерских вышел знаменитый Штурмовик Ил-2 "Горбатый" (№3201). Машина, которой управлял и на которой бился за Ленинград лётчик в звании капитана Анатолий Кожин - командир 2й эскадрильи 57 авиационного (штурмового) полка Краснознаменного Балтийского Флота (морская авиация).
Анатолий опытный лётчик еще до Великой Отечественной Войны. С началом войны ведёт в бой своих ястребков, тогда еще в 1941 полк назывался иначе - 57 СБАП (скоростной бомбардировочный авиаполк), другая была и матчасть. Время шло, опыт тяжелых боёв копился, техника менялась.
На 1942 г. 57-й ШАП КБФ базируется на аэродроме "Гражданка". Ныне это пр. Науки, который идет почти до ж/д ст. Ручьи, а раньше там было лётное поле. До войны, причём, сельхоз назначения. На конец лета 42г. летчики выполняют операции над Ладожским озером и оккупированной частью советской Карелии. Задачи - уничтожение водного транспорта (катера и боевые баржи), налёты на аэродромы противника. К этому времени Анатолий Владимирович Кожин уже в звании капитана и награждён тремя орденами Красного Знамени, имеет крайне положительные рекомендации от командования.
30 августа 1942 года капитан Кожин привычно поднял свою машину в небо. В последние дни августа ВВС КБФ продолжили активные действия против немецких кораблей на Ладоге, которые в тот день произвели очередную попытку произвести вылазку на советские коммуникации. Бои кипели у вражеского побережья, неподалеку от мыса Иголканиеми. Именно там его "Илюшу" догнали финские истребители и стали терзать пулеметами, казалось бы, беззащитную машину. Однако, советский лётчик был совсем непрост, и развернув свой Ил, бросился в неравный бой.
Уже через несколько минут один из финских "Фоккеров" не выдержал залп пушек штурмовика - свалился в штопор и вскоре, громыхнув, ткнулся в землю. Второй же финн не оставлял попыток добить советскую раненую машину, но в какой то момент попал в прицел Анатолия. Оба разошлись, казалось бы, ничьей, но ни один не вернётся на родной аэродром.
Потрепанный Ил-2, теряя скорость и высоту, шёл до своих, тянул на "вынужденную". Снижаясь наш летчик заденет верхушки деревьев, рухнет в болото с мрачным и пророческим названием: Неодолимое. Погибнет от ран в кабине Ил-а. Тело погибшего советского капитана Кожина сразу найдут местные и похоронят в деревне Ручьи там, где кончался аэродром. В дальнейшем останки будут перезахоронены на территории Старого Муринского кладбища находится братское захоронение летчиков Краснознаменного Балтийского флота, погибших в борьбе с фашистами. Мемориал "Авиаторам ВВС КБФ 1941-1945 гг." А самолет остался лежать в болоте аж до 2008 года.
Сейчас уникальный на всю Россию одноместный самолет Ил-2 собран примерно на 70%, больше половины деталей и частей - родные. Шасси, каркас крыльев, приборная панель. Вплоть до стекла кабины пилота и бронелистов обшивки. Со следами осколков и пулевых попаданий. А родной двигатель (АМ-38), прошу Вашего внимания, восстановлен до рабочего состояния! Это одно из наисложнейших реставраций в истории нашего музея.
А в ноябре 2023 года птенчик "Илюша" вылупился из серой скорлупы обшивки мастерской и был перемещен первым в зал авиаэкспозиции. Там по сей день продолжается его дальнейшее восстановление. Впереди Ил-у предстоит расправить свои крылья!
Продолжение следует...
___________________________________________________
Фото из архива музея за ноябрь 2023 года.
_____________________________________________________
*Напоминаем, что постоянная авиационная экспозиция создается при поддержке фонда Президентских грантов.