Найти в Дзене

Уникальный на всю Россию одноместный самолет Ил-2

1. Командир эскадрильи 57-го шап ВВС КБФ капитан Анатолий Кожин на крыле своего Ил-2, лето 1942 года. На момент своей гибели этот опытнейший боец был награждён тремя орденами Красного Знамени (ЦВММ).
1. Командир эскадрильи 57-го шап ВВС КБФ капитан Анатолий Кожин на крыле своего Ил-2, лето 1942 года. На момент своей гибели этот опытнейший боец был награждён тремя орденами Красного Знамени (ЦВММ).

Музей "Битва за Ленинград" им З.Г. Колобанова стал победителем конкурса Фонда президентских грантов с проектом "Организация постоянной авиационной экспозиции". - новость от января 2023 года.

2. Группа Ил-2 57-го шап ВВС КБФ перед вылетом на боевое задание (ЦВММ)
2. Группа Ил-2 57-го шап ВВС КБФ перед вылетом на боевое задание (ЦВММ)

Это событие для нас станет серьезным "шагом вперед", который еще предстояло сделать. В нашем небольшом музейном коллективе уже давно ходила молва о будущей авиационной экспозиции, оставался один вопрос - "когда?".

Как раз 2023-й год и победа в гранте дали ответ на такой давний вопрос. Что мы смогли сделать за год?

-3

1. Подготовили помещение. Раньше ангар будущей экспозиции был большим хранилищем. Его предстояло полностью опустошить, груз отсортировать, причем, в тот момент шло восстановление танка Т-70 из Мелитополя.
2. Отделочные работы продолжались еще несколько месяцев. Была задача успеть до первых заморозков.
3. Перевозка экспонатов.

-4

Предлагаем Вам, наши читатели, посмотреть как это было:

Первым из застенок мастерских вышел знаменитый Штурмовик Ил-2 "Горбатый" (№3201). Машина, которой управлял и на которой бился за Ленинград лётчик в звании капитана Анатолий Кожин - командир 2й эскадрильи 57 авиационного (штурмового) полка Краснознаменного Балтийского Флота (морская авиация).

Анатолий опытный лётчик еще до Великой Отечественной Войны. С началом войны ведёт в бой своих ястребков, тогда еще в 1941 полк назывался иначе - 57 СБАП (скоростной бомбардировочный авиаполк), другая была и матчасть. Время шло, опыт тяжелых боёв копился, техника менялась.

На 1942 г. 57-й ШАП КБФ базируется на аэродроме "Гражданка". Ныне это пр. Науки, который идет почти до ж/д ст. Ручьи, а раньше там было лётное поле. До войны, причём, сельхоз назначения. На конец лета 42г. летчики выполняют операции над Ладожским озером и оккупированной частью советской Карелии. Задачи - уничтожение водного транспорта (катера и боевые баржи), налёты на аэродромы противника. К этому времени Анатолий Владимирович Кожин уже в звании капитана и награждён тремя орденами Красного Знамени, имеет крайне положительные рекомендации от командования.

3. Карта района действий ВВС КБФ (западное побережье Ладожского озера)
3. Карта района действий ВВС КБФ (западное побережье Ладожского озера)

30 августа 1942 года капитан Кожин привычно поднял свою машину в небо. В последние дни августа ВВС КБФ продолжили активные действия против немецких кораблей на Ладоге, которые в тот день произвели очередную попытку произвести вылазку на советские коммуникации. Бои кипели у вражеского побережья, неподалеку от мыса Иголканиеми. Именно там его "Илюшу" догнали финские истребители и стали терзать пулеметами, казалось бы, беззащитную машину. Однако, советский лётчик был совсем непрост, и развернув свой Ил, бросился в неравный бой.

Уже через несколько минут один из финских "Фоккеров" не выдержал залп пушек штурмовика - свалился в штопор и вскоре, громыхнув, ткнулся в землю. Второй же финн не оставлял попыток добить советскую раненую машину, но в какой то момент попал в прицел Анатолия. Оба разошлись, казалось бы, ничьей, но ни один не вернётся на родной аэродром.

-6

Потрепанный Ил-2, теряя скорость и высоту, шёл до своих, тянул на "вынужденную". Снижаясь наш летчик заденет верхушки деревьев, рухнет в болото с мрачным и пророческим названием: Неодолимое. Погибнет от ран в кабине Ил-а. Тело погибшего советского капитана Кожина сразу найдут местные и похоронят в деревне Ручьи там, где кончался аэродром. В дальнейшем останки будут перезахоронены на территории Старого Муринского кладбища находится братское захоронение летчиков Краснознаменного Балтийского флота, погибших в борьбе с фашистами. Мемориал "Авиаторам ВВС КБФ 1941-1945 гг." А самолет остался лежать в болоте аж до 2008 года.

-7

Сейчас уникальный на всю Россию одноместный самолет Ил-2 собран примерно на 70%, больше половины деталей и частей - родные. Шасси, каркас крыльев, приборная панель. Вплоть до стекла кабины пилота и бронелистов обшивки. Со следами осколков и пулевых попаданий. А родной двигатель (АМ-38), прошу Вашего внимания, восстановлен до рабочего состояния! Это одно из наисложнейших реставраций в истории нашего музея.

-8

А в ноябре 2023 года птенчик "Илюша" вылупился из серой скорлупы обшивки мастерской и был перемещен первым в зал авиаэкспозиции. Там по сей день продолжается его дальнейшее восстановление. Впереди Ил-у предстоит расправить свои крылья!

-9

Продолжение следует...
___________________________________________________
Фото из архива музея за ноябрь 2023 года.
_____________________________________________________
*Напоминаем, что постоянная авиационная экспозиция создается при поддержке фонда Президентских грантов.