В последнее время многие звезды имеют яхты. Это становится чуть ли не повседневностью. Так, пишут, что певец Валерий Леонтьев смог «скоротать» период удаленки как раз на собственной яхте.
А были ли в СССР личные яхты у звезд, богатых людей и т. д.?
Вопрос не так прост, каким кажется поначалу. Ведь в Советском Союзе личной собственности не было по умолчанию. Однако, может быть, с плавательными мини-судами встречались исключения?
В частности, как тут не вспомнить о так называемой личной яхте Иосифа Сталина. Сегодня это музей-теплоход «Максим Горький».
Построен он был, действительно, по личному приказу Иосифа Виссарионовича. Красное дерево, карельская береза… рекордная для своих лет скорость в 35 км/ч… всё это богатство поначалу хотели назвать «Красный богатырь». Однако потом решено было дать ему имя в честь советского писателя.
Кстати, сам Максим Горький катался на этой яхте. Так же, как и Лаврентий Берия, Вячеслав Молотов, Лазарь Каганович, Серго Орджоникидзе, Анастас Микоян, Никита Хрущев, Георгий Маленков, а в дальнейшем разные советские дипломаты.
Ни в чьей личной собственности данная яхта не состояла. Принадлежала она, как водится, государству. Но по умолчанию народная молва закрепила за ней статус сталинской.
Точно такой же «почти-личный» статус позже получил «Буревестник» – пограничный сторожевой катер специальной службы проекта 360. Его облюбовал Леонид Брежнев. Приезжая по работе или для отдыха на Кавказ, глава СССР непременно выходил на этом катере в море.
Позже на ленинградском судостроительном заводе «Алмаз» построили яхты «Крым» и «Кавказ», на которых затем по водной глади рассекали последние главы СССР. Особенно их любил первый, он же единственный Президент СССР Михаил Горбачев.
А вот инициатором пуска на воду этих яхт изначально был Хрущев. И многие историки доказывают, что обе яхты планировались им как первые суда в личной собственности.
Между прочим, данные яхты передвигались уже в 1,5 раза быстрее «сталинской»: 52 км/ч. Были довольно немаленькими – 45 метров длиной. Могли перевозить более 40 человек одновременно: 32 участника экипажа и 14 пассажиров.
А что же со звездами эстрады СССР?
Оказывается, отдельные из них умудрялись иметь личные яхты даже при социализме.
Так, знаменитый в 1960-е гг. певец Жан Татлян в интервью хвастал, что, разбогатев на волне популярности, приобрел не только квартиру в центре Ленинграда и дорогие автомобили, но и личную яхту.
Если вы не помните эту звезду СССР, то можете найти в Сети песни Татляна, бывшие в те годы хитами: «Старая башня», «Воскресенье», «Уличные фонари», «Осенний свет» и др.
Впрочем, Татлян был не только советским, но и французским певцом. Женившись на француженке, он эмигрировал в ее страну, что значительно упрощало приобретение им материальных благ.
А вот знаменитый советский актер Василий Лановой придумал, как можно поразить молодую жену с помощью яхты не простой, но... с алыми парусами.
Конечно же, в его собственности яхта не была. Дело в том, что Лановой в то время снимался в советском фильме «Алые паруса», для которого подготовили соответствующий водный транспорт с парусами названного цвета. И романтичный актер попросил коллег из съемочной группы, чтобы они в определенное время подплыли на этой яхте к берегу в районе гостиницы, где сам он остановился с супругой.
Безусловно, это было супер-эффектно…
В целом же парусный спорт в СССР развивался активно. Дошло до того, что яхты стали появляться не только в морских и центральных районах, но и в Средней Азии, где с водоемами сложнее.
При этом стать яхтсменом мог каждый. Плавать по морям и рекам можно было, а вот купить яхту в личную собственность – нет. То бишь ситуация была примерно ильфо-петровская: «Сокровище осталось, оно было сохранено и даже увеличилось. Его можно было потрогать руками, но его нельзя было унести».
Зато все граждане вполне могли кататься на общих яхтах. Если имели к ним доступ, конечно.
Например, регаты наподобие той, в которой участвовал легендарный литературно-кино-мульт-капитан Врунгель, проводились капиталистическими государствами. И присоединиться к ним из нашей страны могли разве что считанные единицы.
Однако в разных городах Советского Союза тоже стали открывать спортивные секции, водные станции добровольных спортивных обществ и яхт-клубы.
Территориальные отряды Всевобуча пропагандировали парусный спорт.
Наконец, начали проводить яхтенные гонки и крейсерские плавания.
И если советский гражданин проживал в районе, где имелась река или, пуще того, море, он имел полное право заниматься в такой секции бесплатно. Главное при этом было желание. Ну, и отсутствие морской болезни, конечно.
Появились и свои звезды яхтенного спорта, завоевавшие медали в международных и союзных соревнованиях: Тимир Пинегин, Федор Шутков, Валентин Манкин и многие другие.
Яхтенное дело до такой степени развилось, что в 1963 г. начали издавать специальный журнал «Катера и яхты». Он предназначался как для узких профессионалов – судостроителей, так и для широкой публики – постоянных водных туристов и стихийных путешественников.
Надо сказать, журнал был весьма популярным: его первый выпуск вышел тиражом 10 000 экземпляров, а в дальнейшем тираж достиг добрых 250 000 экземпляров.
Ну, а с середины 1970-х гг. появился, наконец, шанс заполучить этакую роскошь в личную собственность. Пионерами на продажу стали яхты «Ассоль» и (чуть позднее) «Нева». Их строили около 100 в год и продавали весьма дорого по тем временам.
Так, в 1980-х гг. «Ассоль» стоила 4750 руб., а «Нева» – 6130 руб.
Под конец хочется сказать, что некоторые супер-яхты наших лет, в том числе ныне принадлежащие гражданам других государств, в советские времена были… военными кораблями на службе Советского государства. Большинство подобных перестроек-перекупок произошло в «лихие 90-е».
П. с. На близкие темы читайте посты «"Мерседес" Владимира Высоцкого: роскошное авто гонимого поэта», плюс «ГOH: гараж особого назначения в Кремле. Какие авто там стояли раньше и стоят сейчас?», а также «На каких авто рассекают дети руководителей СССР и РФ».
#транспорт #история #СССР #водный транспорт #яхты #история СССР #знаменитости #история России #Россия #интересные факты