Найти в Дзене
PRO Историю

«Сибирь 5220, мы не можем самолёт стабилизировать»: обледенение и заход на посадку в Иркутске. Преступная халатность техников. Часть 1

Оглавление

2 декабря 2021 года в 11:42 по местному времени самолет авиакомпании S7 с 199 пассажирами на борту вылетел из Магадана. Через несколько часов он должен был приземлиться в Новосибирске, но туда лайнер так и не долетел. Вскоре после взлета пилот передал пугающую новость — запись переговоров с диспетчером стремительно разлетелась по сети и поразила всех.

SFERA — Pro Историю.
SFERA — Pro Историю.

«Сильнейшее обледенение»

Проблемы начались в первые же минуты полета: самолет немедленно начал покрываться льдом и не мог полноценно держаться в воздухе. Критический момент наступил на 4-5 минуте полета. Пилот выходит на связь и сообщает, что потерял контроль над судном  — на фоне слышно, как разрывается сигнализация.

Сначала летчики попытались развернуться в магаданский аэропорт, но этого сделать не удалось, так как отказали приборы, показывающие скорость.

«Пилот (5 мин. 40 сек. после взлета): «Идем на майкмайк 01 (ориентир для посадочного курса), эшелон 140».
Диспетчер: «Самолет стабилизировали? Под вашим контролем?»
Пилот: «Да, под нашим».
Диспетчер (6 мин. 20 сек. после взлета): «Сибирь 5220, снижайтесь до посадочного, удаление 25 километров»…
Пилот (9 мин. 50 сек.): «Сибирь 5220, не получается заход, сильнейшее обледенение. Пойдем на Якутск (запасной аэродром)», — — расшифровка переговоров от «Комсомольской правды». 

SFERA — Pro Историю.
SFERA — Pro Историю.

Теряя высоту

Тяжелые минуты тянутся долго. Кажется, что прошла целая вечность, но на деле:

«По ощущениям, это всё было в течение 10–15 минут. Судя по расшифровкам, там провалы были до 2 тысяч метров», — рассказал впоследствии BAZA командир воздушного судна Михаил Кулагин. 

Лайнер вышел из-под контроля после того, как автопилот переключился на режим «директ» — управление без участия автоматики. Судно начало раскачиваться, скорость колебалась, а система подала сигнал об опасности сваливания и сообщила об обледенении 1-го и 2-го двигателей. Из-за раскачки самолет провалился примерно на 2,7 тысячи км при том, что за первые 10 минут успел подняться до 4 тысяч км.

Командир рассказал, что в якутской зоне экипажу удалось вернуть контроль, и когда машина вновь набрала высоту, противообледенительная система активировалась.

SFERA — Pro Историю.
SFERA — Pro Историю.

Утром 3 декабря судно приземлилось в Иркутске, пролетев с отказавшей электроникой около 3 тысяч км и немного не дотянув до Новосибирска.

Инцидент тут же поднял всех на уши.

Глазами пилота

Через 15 минут после посадки появились первые комментарии:

«”У самолета отключилась электроника”, — сказали корреспонденту НГС в пресс-службе иркутского аэропорта».

Были и благие вести: самолет успешно сел, и никто не пострадал. Как выяснилось позже, лайнеру не хватило бы топлива, чтобы добраться до Новосибирска. 

Но из-за чего возникла опасная для жизни ситуация? На первый взгляд, ничто не предвещало беды: в момент вылета метеоусловия были нормальными, а самолет прошел обработку от обледенения. Или же нет?..

SFERA — Pro Историю.
SFERA — Pro Историю.
«Обледенение, как они сказали, устранили, мы порулили на полосу. … И буквально через две минуты после взлета, я так понял, заледенели все приборы, которые измеряют скорость, высоту и всё остальное. Ну и отказало всё, и понеслась чехарда. Мы ничего заметить не могли [будучи в аэропорту] по одной причине: на Airbus 321 крыло вынесено достаточно далеко назад, из кабины его не видно. То есть всё происходит на доверии к обслуживающей компании, которая это [обслуживание] делает. И поэтому нет возможности проверить, чем обливали», — объяснил КВС Кулагин.

Версия с преступной халатностью техников рассматривалась в первую очередь, но в результате следствие пришло к неожиданным выводам. О них поговорим во второй части.

Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!

Читайте также: