В истории церкви за XVI век навряд ли можно найти более пугающего человека, который очень критично отзывался о роли церкви в обществе, чем Никколо Макиавелли. Что же говорил великий мыслитель о религии? И почему его так невзлюбили в католичестве?
Государь
Яблоко раздора между Никколо Макиавелли и церковью положил его фундаментальный труд «Государь». Эта книга была руководством для правителей XVI века. Автор объяснял, как следует вести себя настоящему монарху. Макиавелли считал, что власть нужно уметь удерживать силой, проявляя благодетель к народу, но в меру.
Мудрый государь должен править, умея балансировать между желаниями обычного населения и знати, периодически обрушивая свою силу то на одних, то на других. Иначе правитель рискует потерять власть, если будет слишком угождать одним, но презирать других.
«Благоразумный руководитель государства не должен держаться верности, которой он присягал, когда эта верность идет против его интересов», — писал Никколо Макиавелли.
«Государь» влияет на умы правителей до сих пор. Концепция Real Politics, использовавшаяся в XX веке в США, во многом схожа с мыслями Никколо Макиавелли: цель — всё, жертвы — ничто. Также автор высказывался и о роли религии в обществе и для правителя. Его мысли оказались нелицеприятными для церкви.
Церковь — зло
Макиавелли считал, что Римско-католическая церковь в том виде, в котором она была, не должна существовать. Религиозное учение было неправильно истолковано. Якобы некоторые силы манипулируют священным писанием для собственных интересов.
«Именно из-за такого рода воспитания и столь ложного истолкования нашей религии на свете не осталось такого же количества республик, какое было в древности, и следствием сего является то, что в народе не заметно теперь такой же любви к свободе, какая была в то время», — писал философ.
Якобы современная религия призывает к слабости, к смирению с проблемами. Этому он противопоставлял дохристианский Рим, где полководцы и правители почитались как божества и пробуждали в людях силу и волю к защите и расширению собственного государства. Но Макиавелли был глубоко верующим человеком: он мечтал видеть христианство религией воинствующей, чтобы она могла защищать сама себя.
«И если теперь кажется, что весь мир обабился, а небо разоружилось, то причина этому, несомненно, подлая трусость тех, кто истолковывал нашу религию, имея в виду праздность, а не доблесть… религия наша допускает прославление и защиту отечества,.. она требует от нас, чтобы мы любили и почитали родину и готовили себя к тому, чтобы быть способными встать на её защиту», — писал Никколо Макиавелли.
Идеи Макиавелли остаются спорными и по сей день. По крайней мере, они были актуальны в XV–XVI веке. Хотя философ считал, что обман и предательство — необходимые деяния государя, он оставался приверженцем республики и считал ее идеалом. Часто его идеи искажали те, кто создавал жестокие диктатуры.
Уважаемые читатели, наш канал стал жертвой очередной волны пессимизаций Дзена. Если вы подпишитесь и оставите комментарий, то есть шанс, что алгоритм это заметит и вернет нам рекомендации. Спасибо!
Читайте также: