Найти тему
Андрей Мятиев

Уникальный пост-советский велосипед Vorontsov 1992 года на раме из необычного для велостроения композита "алюминий - бор".

Сегодня я представляю вашему вниманию редчайший велосипед с очень интересной историей. Машина собрана на экспериментальной раме и вилке, изготовленных из уникального в велостроении материала – металлокомпозита алюминий-бор (Al-B). Трубы КМ состоят из волокон бора с алюминиевой матрице. Велосипед под брендом Vorontsov изготовлен в 1992 году научно-производственной фирмой “V.I.B. Ltd”, базировавшейся в г. Житомир.

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

История бороволоконных рам началась в 1990 году и инициатором проекта был Реджинальд Иванович Воронцов, знаменитый конструктор велосипедов «Тахион», тогда работавший в Центральном Конструкторско-Технологическом Бюро Велостроения в Харькове. Участниками проекта были: ЦКТБ Вело с лице Р. И. Воронцова и В. М. Селина – они разработали конструкции рамы и вилки, а также узлы; трубы КМ предоставляло Научно-Производственное Объединение «Композит» из Перми, входившее в систему аэрокосмической промышленности СССР; разработкой технологии соединения труб и узлов, изготовлением технологической оснастки, узлов рам и вилок, а также окончательной сборкой занимался Институт Электросварки им. Е. О. Патона АН УССР, г. Киев (ИЭС).

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Первые две опытные спортивно-шоссейные велосипедные рамы модели ВМК-001 в комплекте с передними вилками из металлокомпозита были изготовлены в 1991 году. Рамы и вилки собраны из труб КМ в алюминиевых узлах. Специалисты Института Электросварки им. Патона разработали технологию сварко-пайки, позволявшую соединять алюминиевые узлы и композитные трубы. По решению руководства ИЭС рамы были переданы руководителю фирмы “IB” (ФРГ) с целью их демонстрации на велосипедных выставках в Сингапуре, США, Германии и Италии. Рамы экспонировались под брендом IB. В дальнейшем в связи с прекращением финансирования со стороны зарубежного партнера работы были приостановлены.

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В 1992 году в Житомире была организована Совместная Научно-Производственная фирма “V.I.B. Ltd”, в которую вошли специалисты по велостроению Р. Воронцов и В. Селин, а также технолог по сварке И. Зволинский с целью продолжить работы по совершенствованию конструкции и изготовлению рам и вилок из металлокомпозитных труб.

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Были разработаны шоссейная рама с вилкой модели ВМК-002 и трековая рама с вилкой модели ВМК-003. В 1992-94 годах было изготовлено шесть шоссейных и две трековых рамы. На первых шоссейных рамах были собраны велосипеды и проведены ходовые испытания на дорогах с различным покрытием, включая грунтовые. Как показали дорожные испытания, рамы соответствовали по жесткости стальным, но имели меньший вес, а также обладали лучшим накатом и большим комфортом при езде по дорогам с тряским покрытием. Испытания проводили Р. Воронцов и И. Зволинский. Один из велосипедов был передан для эксплуатации в Сборную Украины.

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

Масса рамы размера 560 мм составила 1270 грамм, масса вилки – 390 грамм.

На двух трековых рамах также были собраны велосипеды. После испытаний в условиях реальных гонок, велосипеды были переданы для эксплуатации Людмиле Горожанской (МСМК, сборная команда Белоруссии) и Елене Чалых (МСМК, Сборная команда России).

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В настоящее время в коллекции Веломузея хранятся две спортивно-шоссейных рамы с вилками (на одной из них собран велосипед, обзор которого вы сейчас читаете), а также обе спортивно-трековые рамы, на которых выступала Людмила Горожанская.

Комплект рама-вилка, который вы видите в этом обзоре, был мне подарен Реджинальдом Ивановичем Воронцовым в феврале 2010 года. Велосипед собран примерно в той конфигурации, в которой он эксплуатировался в Сборной Команде Украины в 1994 году. Система шатунов, каретка, рулевые подшипники с чашками, а также манетки перемены передач – от «Тахиона»; подседел и вынос изготовлены кем-то из умельцев – самодельщиков, оборудование Campagnolo, включая очень интересные по конструкции тормоза Delta. Колеса «Влатимо» из углепластика изготовлены небольшой московской компанией Владимира Тимофеева. Название бренда «Влатимо» составлено из частей имени и фамилии основателя и разработчика колес ВЛАдимира ТИМОфеева. Надо сказать, что колеса Влатимо успешно продавались за рубежом и очень ценились спортсменами за высокие эксплуатационные качества при невысокой по сравнению с иностранными «одноклассниками» ценой. К сожалению, компания «Влатимо» прекратила свое существование из-за дефолта 1998 года.

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.

В коллекции Веломузея этот уникальный велосипед представляет своеобразный памятник достижениям отечественных энтузиастов-конструкторов 1990-х годов, воспитанных советской инженерной школой, но сумевших реализовать свои знания и умения в новых постсоветских условиях, создав уникальные продукты на высоком уровне мирового масштаба.

Помимо двух шоссейных рам, хранящихся в коллекции Веломузея, мне известна только еще одна, принадлежащая в настоящее время Р.И. Воронцову.

Посмотрите публикации, посвященные велосипедам "Тахион" и Р.И. Воронцову:

Благодарю за лайки, репосты и подписки - ими вы помогаете развитию канала!

Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.
Спортивно-шоссейный велосипед Vorontsov 1992 года с рамой и передней вилкой ВМК-002 из металлокомпозитных труб алюминий-бор. Углепластиковые колеса "Влатимо". Из коллекции Веломузея Андрея Мятиева.