Найти тему
Журнал Авто.ру

Дедушка Infiniti, о гениальности которого никто не помнит: история прототипа Nissan CUE-X

Оглавление

Кто-то называет его лучшим японским концепт-каром 1980-х, а другие идут ещё дальше, считая прототип самым недооценённым в истории. Мы же предлагаем остановиться на том, что Nissan CUE-X — самый неизвестный из самых крутых концептов XX века. Сегодня в рубрике «Старые, но не бесполезные» вспоминаем автомобиль, из которого вырос целый автобренд!

Он появился в золотую эпоху японского автопрома

Середина 1980-х — счастливое время для автомобильных брендов из Японии: период безудержного роста, неограниченных бюджетов, а также революционных прорывов в технике. Мы много раз касались этой темы, но не устанем к ней возвращаться. Просто потому, что такой эпохи в истории больше, наверное, не будет.

Одним из ярчайших представителей «золотого века JDM» стал Nissan CUE-X — концепт-кар, показанный на Токийском автошоу 1985 года. Задумывался он как своеобразное превью седанов бизнес-класса Nissan нового поколения. Но получилось всё ещё круче!

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

Дизайн модели впечатляет до сих пор

Сложно представить, какой шок испытали посетители салона в Токио 39 лет назад. Ведь тогда даже внешность вазовской «восьмёрки» казалась вполне прогрессивной и современной. В таком случае Nissan CUE-X был просто космическим кораблём!

Тогда в бизнес-классе ещё не экспериментировали с объёмами кузова. Классический седан 1980-х— это автомобиль, строго разделённый на отдельно стоящие капот, салон и багажник. Но CUE-X — близкое к идеальному воплощение трёхобъёмной формулы.

Nissan казался выточенным из каменной глыбы или отлитым единой формой. Зазоры между элементами кузова минимальные, а переход от металла к остеклению и обратно почти незаметен.

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

Из этого перфекционизма складываются выдающиеся для того времени аэродинамические показатели. При кажущейся простоте кузова коэффициент аэродинамического сопротивления Nissan CUE-X составляет всего 0,24. У прогрессивного суперкара McLaren Speedtail он равняется 0,278! Этого удалось добиться благодаря аэродинамическим колпакам, плоскому днищу и утопленным дверным ручкам.

А ещё у Ниссана была... светодиодная оптика! И пусть не основные фары, а поворотники и задние фонари — это было действительно впечатляюще.

В чертах CUE-X сплелись все основные принципы японского дизайна

Обратите внимание на оформление передней части кузова. Маленькое, будто съехавшее в сторону окошко между фарами — это датчик дождя. Оно же добавляет в облик концепт-кара эстетику асимметрии — японцы называют её «фукинсей».

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

Вообще, по Nissan CUE-X можно изучать базовые каноны японского дизайна. Принцип минимализма «кансо» запечатлен в простоте форм кузова. «Сидзен» — естественная красота без притворства — проявляется в отсутствии лишнего декора.  А ещё «юген» — прелесть недосказанности, красота, которая не лежит на поверхности. Всё это про Nissan CUE-X.

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

И если экстерьер Nissan CUE-X раскрывал философское отношение к гармонии и красоте, принятое в Японии, то интерьер автомобиля демонстрировал технологический потенциал страны. Инженеры Nissan использовали всё лучшее, что можно было представить в середине 1980-х: от тачскринов до GPS-навигации с цветным экраном.

Отдельный шедевр — односпицевый руль, в ступице которого нет подушки безопасности, зато предусмотрено множество кнопок. Это сейчас мультирули — норма даже в бюджетном сегменте, а в 1980-х такая клавиатура на «баранке» была в диковинку. Ну и нельзя оставить без внимания LED-экраны, которые на CUE-X заменяли традиционную приборную панель.

Прототип был полностью функционален

Конечно, одним дизайном дело не ограничилось. Nissan CUE-X — полноценный автомобиль, который умел ездить, причём очень бодро. Под капотом комфортно расположилась трёхлитровая V-образная бензиновая «шестёрка». Дополненная головками блока с четырьмя клапанами на цилиндр и турбонагнетателем, она выдавала 300 л.с. и 400 Нм. Этого вполне хватало, чтобы разогнать 4,8-метровый седан до 250 км/ч.

За комфорт и управляемость отвечала пневмоподвеска с полностью компьютерным управлением. Ещё одной киллер-фичей стало полноуправляемое шасси с задними поворотными колёсами. Привод у концепта, естественно, полный.

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

Концепт-кар заложил основы нового премиального бренда

В материалах для прессы и рекламных публикациях представители Nissan хотя и избегали конкретики, но при этом всячески подогревали ожидания.

«Не такое уж отдалённое будущее», «автомобиль завтрашнего дня» — эти клише вешали на CUE-X и сторонние эксперты, и осведомлённые инсайдеры. И они были правы!

Nissan CUE-X
Nissan CUE-X

Пусть серийным Nissan CUE-X не стал, но впечатляющие наработки проекта не пропали зря. Дизайнерская и техническая концепция токийского прототипа сделалась фундаментом первой модели премиального бренда Infiniti. Достаточно взглянуть на профиль Q45 первого поколения, чтобы уловить явное сходство.

Впрочем, цитаты из CUE-X неожиданно можно обнаружить и в автомобилях сторонних брендов. Например, стилистическое решение передних фар всего через три года после Токио-1985 внезапно появится на серийном Volkswagen Passat (B3).

А ведь кто-то считает, что в 1980-х японцы только и делали, что подсматривали дизайнерские решения у европейцев и американцев!

Volkswagen Passat (B3)
Volkswagen Passat (B3)

Суперкар с мотором и шасси от Формулы-1, который побоялись выпускать: история Yamaha OX99-11

Революционное купе, у которого было много потомков: история Mitsubishi HSR