Найти тему
Utair

Неземная пища: кто и как придумывает блюда для авиаменю Utair

Вопрос «Курица или рыба?» неизменно вызывает оживление среди пассажиров почти любого авиарейса. Открывая касалетку — специальную порционную посуду, в которой сервируют блюда на борту, — мы редко задумываемся, любая ли еда годится для употребления на высоте. О принципах приготовления «неземных» блюд редакция расспросила шеф-повара авиационного кейтеринга «ЮТэйр» Егора Королева.

В чём главные особенности бортового питания и меню на высоте?

Сделать традиционную бортовую еду по-настоящему ресторанной нереально. Даже в бизнес-классе, где блюдо подаётся не в стандартной касалетке, а в фарфоровой посуде, оно будет не «из-под ножа». С другой стороны, я летаю 20 лет и, честно говоря, не замечаю принципиального отличия во вкусе еды на земле и в небе. И дело не в том, что нет разницы в условиях подачи, а в том, что профессионал умеет сделать так, чтобы её никто не почувствовал.

Например, для горячего бортового питания подходят далеко не все продукты и их сочетания. Подбираются такие, которые после приготовления можно охладить или даже заморозить, затем разогреть, и они не только сохранят свои вкусовые качества, но и будут аппетитно выглядеть. Если дома на завтрак мы любим яичницу с беконом, то на борту такое не пройдёт, зато омлет или запеканка после охлаждения и разогрева будут хорошо выглядеть и останутся вкусными.

Свежеприготовленные блюда в панировке очень аппетитны, но попробуйте их заморозить, и корочка подсохнет, отвалится. Или можно сделать соус, который будет хорош, если подать его сразу, а в самолёте после пребывания в печи расслоится.

А что важно учитывать при подаче блюд, ведь посуда очень специфическая?

Да, важный момент — горячее блюдо должно поместиться в одной небольшой касалетке. Поэтому на гарнир к курице кладём не только рис, но и отварную морковь, брокколи, чтобы добавить цвета и настроения. На высоте хочется чего-то острого, чуть более солёного, сдобренного соусом. Не важно, будет ли он томатным, сливочным или бешамель, он моментально добавит вкуса блюду. И мясо лучше порезать на кусочки — и есть будет удобнее, и не так сухо, как разогретый стейк. Горячее блюдо можно дополнить хлебобулочными изделиями, свежими овощами, фруктами, десертами.

В полёте нет возможности выбрать из обширного списка блюд. Тем не менее авиакомпании стараются делать меню разнообразным, в нашем, например, более 20 разных позиций: от сэндвичей до итальянской пасты. Есть вегетарианские, халяльные, кошерные блюда и детское меню.

Егор Королев, шеф-повар авиационного кейтеринга «ЮТэйр»
Егор Королев, шеф-повар авиационного кейтеринга «ЮТэйр»

Как вы стали шеф-поваром авиационного кейтеринга?

Я родился в Кирове, окончил Вятский техникум профессиональных технологий, управления и сервиса. В 2003 году, когда в аэропорту Сургута открывался ресторан «Таверна», меня пригласили туда шефом. Уже на месте я осознал, что, помимо открытия ресторана, нужно будет заниматься совершенно новым для меня делом — бортовым питанием. Узнал, что есть целое производство, которое обслуживает самолёты. Я до этого и не летал ни разу, так что для меня абсолютно всё было впервые.

Пришлось столкнуться с уже отлаженным процессом, войти в него, а потом заняться обновлением ассортимента. Учился создавать не обычные блюда, а особенные, в которых нужно всё учитывать и тестировать. Поскольку бывают длительные перелёты, «закольцовки» (перелёт туда-обратно. — «Открытая кухня»), рацион обязательно испытывается не только на охлаждение, но и на заморозку, хотя я и не сторонник этой технологии. Питание на борт должно готовиться за четыре-пять часов до вылета, это оптимально: чем меньше оно «просидело» в холодильнике или заморозке, тем оно будет лучше и вкуснее.

Кто те партнёры и поставщики, которые готовят по вашим рецептам и по заказу?

Для наших партнёров из других городов (например, для Москвы, где мы базируемся во Внуково) я готовлю документы, технологические карты, фотографии. Работаем сообща для того, чтобы было единое меню и соблюдались стандарты. В целом концепция должна быть выдержана — это главное требование, плюс контролируется выход блюда и его свежесть. Разница неизбежно будет, потому что готовят разные руки, но качество сохранится.

В свою очередь мы также являемся партнёрами для различных авиакомпаний. У них тоже есть свои рационы: «бизнес», «эконом», отдельно питание для экипажа. Если мы готовим для сторонней компании — S7, «Аэрофлот», «Уральские авиалинии», кого угодно, — они присылают нам свои рационы и документы к ним. Обычно нужно пару недель, чтобы изучить карточки блюд, обучить персонал и провести презентацию для представителя заказчика. Мы полностью готовим рацион по их карточкам, представитель компании приезжает, оценивает приготовление блюд, просит внести корректировки, если это нужно, и в итоге говорит: «Да, добро — летим!»

В аэропорту Сургута под цех бортового питания отведено отдельное двухэтажное здание. Круглосуточно работает четыре смены сотрудников, общее количество персонала порядка 210–220 поваров, грузчиков, техперсонала. Производство ни на секунду не останавливается!

-3

Сколько времени требуется на то, чтобы разработать рацион, и кто принимает в этом участие?

Мы обновляем меню в среднем раз в год. Моя задача — придумать и разработать все блюда, я сам этим занимаюсь. Потом я готовлю, и мы с коллегами пробуем и тестируем. Если говорить о сроках, то на разработку полного меню для бизнес-класса, например, уходит около двух месяцев. Это большой объём — 20 горячих блюд и примерно столько же закусок, плюс десерты. Получается около 50 блюд, а иногда больше.

Не так давно мы как раз разрабатывали новое меню для бизнес-класса и презентовали его в Сургуте. На утверждение прилетели представители компании, её руководство. Чтобы гости могли выбрать именно то, что им понравится, количество представленных блюд было намного больше, чем требовалось для итогового меню. В итоге было отмечено самое интересное и вкусное.

Почему именно «курица или рыба»?

Это уже традиция: предоставлять выбор из продуктов, которые кардинально отличаются друг от друга. Кроме того, они популярны и наиболее демократичны по цене. Почему не говядина, свинина, баранина? Тут причин много: высокая стоимость этих продуктов, некоторые религиозные традиции, вкус, который понравится далеко не всем.

Рыбу в обычном меню используют не сёмгу, не форель, а минтай, щуку, хек. Вводя в меню рыбу, нужно выбрать идеального поставщика, который будет контролировать стабильное качество и… отсутствие костей (только чистое филе без единой косточки!). Вы обращали внимание, что на борту ничего не может быть с костями? Если курица — никаких крылышек, ножек и прочего. Пронесли вы в самолёт пресловутое жареное крылышко (брать еду с собой не запрещено, но гораздо удобнее заказать её у нас, тогда мы сможем разогреть, сервировать и отвечаем за качество), на 10 тысячах метров самолёт тряхнуло, вы поперхнулись, и куда побежим? Чтобы это исключить, авиакомпании используют тот продукт, который на 100% будет без изъянов и сюрпризов.

-4

При этом у вас в активе есть очень необычные блюда — праздничные, к особым датам, для особых гостей. Часто выполняете такие задачи?

Специальные рационы появляются регулярно. К Новому, 2024 году мы готовили пассажирам нежное филе сибаса, сочные стейки из говядины, салат «Оливье», сибирские пирожки с брусникой. А в прошлом году в новогодние рационы вошли судак на гриле и говядина по-таёжному.

Например, в 2023 году «ЮТэйр» презентовал уникальное сибирское меню для пассажиров «Евробизнеса». В нём сочетаются русские рецепты, премиальные деликатесы (муксун, оленина, лось) и традиции европейской кухни. Отличная возможность познакомить наших гостей с местными продуктами и с особенностями сибирской кухни. Мясные деликатесы, рыба ценных пород горячего копчения и малосольная, строганина, десерты с ягодами. Это наш эксклюзив для особых случаев.

Для заказных рейсов мы можем приготовить практически всё, что пожелает заказчик. В этом случае нет времени на тестирование, и за хороший результат отвечает только наш опыт. Вместе с заказчиком мы решаем, что сможем приготовить. Хорошо, если это стерлядь, трюфели, фуа-гра, но где в Сургуте взять камчатского краба? Словом, если мы можем достать продукт, то сделаем — никаких ограничений нет. Любите вы жареного муксуна на оливковом масле? К 9:00, за пять минут до вылета он прямо с плиты, с корочкой, как полагается, попадёт к вам. Это отдельная тема — ресторан в воздухе, банкет на борту.

Какое ваше любимое блюдо на борту?

Я в полётах, как правило, не ем. Вообще стараюсь поменьше есть и питаюсь диетическими блюдами. У «ЮТэйр» разработаны рационы и для правильного питания с минимальным содержанием жиров, с акцентом на белковую пищу: отварная курица с капустой (цветной, брокколи, брюссельской).

Значит, большинство пассажиров предпочитает варианты посытнее?

Думаю, это так. Не диетические, но при этом вкусные, свежие, понятные и безопасные блюда. Их-то мы и предлагаем пассажирам.

-5

Еда
6,93 млн интересуются