Найти тему

"Продавец сам себя лишает рынка сбыта" - как санкции уберут из России японский автопром

Оглавление

Санкции не стоят на месте. За последние пару лет россияне лишились огромного количества привычных вещей. Макдональдс, икея, декатлон, адидас… огромное количество марок автомобилей так же поддержали противостояние России. Однако ничего не стоит на месте и освободившуюся нишу быстро занимают новые, порой даже не менее качественные товары. Если повезёт, конечно.

После февраля 2022 года на российском автомобильном рынке произошёл немаленький бум. В числе многих ушедших компаний нас покинули все японские производители автомобилей, и даже те, кто имел на территории России заводы.

Спасает, конечно, параллельный импорт, но какой ценой! А, точнее, за какую цену! Прямо говоря, не очень приемлемую для большей части россиян. К тому же, без официальной гарантии. Но, как говорится, если автомобиль из Японии, то он сам себе гарантия. О надёжности машин из страны восходящего солнца все наслышаны не меньше, чем о точности швейцарских часов. Так что далеко не всех санкции смогли остановить на пути к заветному “японцу”.

Как так вышло, что все без ума от японского автопрома?

Появление автомобилей из Японии на российском рынке началось еще в период расцвета Советского Союза, а именно в конце 1950-х годов. В то время только самые богатые и высокопоставленные лица имели доступ к этим импортным роскошным автомобилям. А, как известно, то, что доступно лишь избранным, вызывает зависть у тех, кто к этим “избранным” на относится. Да и вообще, запретный плод сладок, вот и начали образовываться байки о том, как хороши японские автомобили. Хотя, нельзя назвать байками то, что оказалось многократно подтверждено.

После распада СССР в свободной продаже появились первые японские марки, такие как Toyota и Nissan. В тот период выбор моделей был достаточно разнообразным: от небольших легковых автомобилей до бизнес-седанов и классических внедорожников.

Nissan Note 2020
Nissan Note 2020

Вскоре к нам пришли и другие японские бренды. Например, Honda, Mitsubishi, Mazda, Suzuki, Subaru, а также премиальные марки Lexus и Infiniti. Это привело к тому, что выбор японских автомобилей стал весьма разнообразным, и постепенно они завоевали репутацию надежных и качественных машин.

Сейчас же, в условиях санкций, многие сходятся во мнении, что наступила своего рода “эра китайцев”, которые буквально заполонили не только рынок, но и дороги России, вытеснив всех конкурентов. Однако из-за того, что в сети появляется все больше отрицательных отзывов недовольных владельцев китайских машин, остро возникает вопрос о том, сможем ли мы продолжать импортировать японские автомобили в условиях санкций. Отказываться от такой роскоши никто не хочет. Особенно, если есть на то средства.

Кстати о средствах, есть лишние 48 тысяч долларов?

Если да, то сожалею, скорее всего вы не сможете потратить их на люксовую японскую машину. В марте 2022 Япония объявила запрет на ввоз в Россию таких дорогих машин, даже если они подержанные. Но русский человек всегда найдёт выход из ситуации, так что вы можете потратить свои 48 тысяч долларов на “японца”, если его привезут через ОАЭ или Китай.

Первое время после введения этого запрета, на дилерский рынок хлынул огромный поток японского автопрома. Причём многих моделей даже не было до этого в официальной продаже.

Хотите новую Toyota? Их на данный момент представлено около 2,5 тысяч, а новых Mazda - примерно 1,2 тысячи. Причём эта информация взята только из объявлений в интернете, а представьте, сколько ещё таких стоит в салонах.

Пусть это не те цифры, в которых сейчас измеряют “китайцев”, но нужно же принять во внимание и то, что японские автомобили попадают к нам через пень колоду в условиях санкций и невероятного по своим маштабам утиль сбора. Дилерам просто невыгодно завозить большие партии товара, поэтому они делают это постепенно, желательно лично под покупателя.

Но даже если у вас нет 48 тысяч долларов, не думайте, что санкции обошли вас стороной.

-3

После того, как произошла отмена японских люксовых автомобилей в России, произошёл самый настоящий бум на рынке поддержанных машин. В ожидании того, что санкции примут новый оборот, все принялись скупать более дешёвых и даже бывших в употреблении “японцев”. В 2022 году их поставки увеличились на треть, и было завезено около двухсот тысяч машин. Очевидно, это не понравилось японским властям и в ход пошли новые санкции.

9 августа 2023 года японцы запретили поставки в Россию всех машин с объемом двигателя более 1,9 литра, а также электромобилей, гибридов, вэнов и грузопассажирских авто. Думаете, сможете купить подержаную? Нет, их это тоже касается. Кстати, подобные нововведения применил по отношению к России и Евросоюз.

Привыкли к праворульному управлению?

Что ж, вы такие не одни, в России более 4 миллионов зарегистрированных авто с этой особенностью, то есть 7,6% от общего количества. Особенно любят водить справа жители Дальнего Востока и Сибири. И что же теперь вы будете делать без праворульных японских машин? Тем, кто много лет провел за таким автомобилем, явно придётся несладко.

Хотя, тот, кто очень хочет найдёт способ обойти санкции и получить заветного “японца”, вот только это будет стоить дороже, чем раньше, и времени на доставку займёт больше.

Однако и японское правительство не собирается сдаваться. Очевидно, что будут вводиться все новые санкции. Министр иностранных дел страны восходящего солнца заявил, что все страны, которые будут помогать обходить наложенные ограничения, тоже покараются санкциями со стороны Японии. Эта угроза может серьёзно повлиять на параллельный импорт.

Honda Jazz
Honda Jazz

Но не стоит отчаиваться, ведь пока что осталась нетронутой ниша автомобилей с объемом мотора ниже 1,9 литра. Например, Honda Fit 3 поколение, Toyota Vitz 2-й, Toyota Wish, Mazda Demio 4 поколение, Toyota Ractis, Toyota Passo, Nissan March 4 поколение, Nissan Note 3 поколение, Toyota Premio 2-й, Toyota Rush, Toyota Corolla Axio, Toyota Corolla Rumion. Конечно, не всем подойдут такие автомобили, но на безрыбье…

В общем, ситуация с “японцами” на авторынке непростая. Скорее всего санкции ужесточат, но, возможно, и ослабят. Ведь продавец сам лишает себя рынка сбыта и Японской экономике это явно не в плюс. Остаётся только надеяться на лучшее или пересаживаться на китайские машины.

А как вы думаете, что дальше будет с японским автопромом на наших просторах?