Найти тему
Квадрат Пифагора

Теплоход "Армения". Плавучий госпиталь унесший 5000 человек за 4 минуты. Одна из самых трагичных событий Великой Отечественной

Зачастую в общественном восприятии значимыми морскими катастрофами считается крушение круизного корабля "Титаник" в 1912 году, поскольку он забрал жизни примерно 1500 людей.

Подкаст на эту тему можно прослушать ТУТ!

Однако, на самом деле, "Титаник" даже не входит в список тридцати наиболее губительных морских бедствий.

К наиболее ужасающим трагедиям происшедшим на воде относят ко временам Второй мировой войны, когда корабли, переполненные тысячами людей, включая не только военных, но женщин, пожилых и детей, отправлялись на самое дно бушующих вод.

Одним из таких примеров, является гибель советского парохода "Армения", который затонул в Черном море 7 ноября 1941 года .

Эта трагическая история до сих пор остается одной из "белых пятен" Великой Отечественной войны, поскольку многие детали этого происшествия все еще остаются неразгаданными.

Примерно в 8:30 утра 7-го ноября 1941 года медицинское судно по имени "Армения" покинуло пристань города Ялты, направляясь к Туапсе. Его пассажиры - около пяти тысяч человек весьма разношёрстной публики тех лет: от раненых воинов до рабочих госпиталей армии, членов экипажа, политических деятелей, а также гражданских лиц, сопровождающих своих детей.

Такая большая плотность людей руководствовалось одной целью - эвакуацией с Крымского полуострова, который был отделён от материковой части страны силами Вермахта.

Вместе с тем, с каждым днем, противник продолжал свой натиск, и двигался все дальше в глубь полуострова, вынуждая всех рассчитывать исключительно на возможность спастись только поднявшись на борт судна, которое идет в направлении Кавказа.

Пожертвовать каналу на развитие: Сбер 2202203208773509Юмани 5599002046442127 Киви 2200730249791654

Глава Первая. Начало.

Во время периода восстановления после Гражданской войны в 1920ых, государство начало размышлять о развитии в области гражданского судостроения.

В 1927 году ,на престижном Балтийском заводе Ленинград, был завершен процесс создания главного корабля советского пассажирского флота - "Аджария". А уже в следующем году пять новых судов такого же проекта - "Крым", "Грузия", "Абхазия", "Украина" и "Армения" - также были успешно отстроены на том же предприятии.

Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru
Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru

"Армения" была кораблем внушительных габаритов на то время, длина которого была 107,7 метра, ширина 15,5 метра, имея при этом высоту борта в 7,84 метра и нагрузку водоизмещением в 5770 тонн. Эти суда характеризовались выдающейся эффективностью, обладая впечатляющей для их размеров скоростью передвижения в 14.5 узлов(или около 27км/ч )имели способность к размещению на борту , не только экипажа корабля составлявшего 96 специалистов, но так же имело возможность помимо прочего принять на борт до 950 путешественников одновременно.

Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru
Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru

"Армения" как и прочие корабли проекта, были созданы с целью обеспечения транспортных услуг между портами Кавказа и Крыма.

Запущенная на воду в 1928 году, "Армения" преимущественно занималась перевозкой пассажиров по маршруту Одесса - Батуми.

С наступлением Второй Мировой войны, теплоход "Армения" был мобилизован в военные цели.

На Судоремонтном заводе в Одессе его быстро преобразовали в функциональную плавучую больницу, способную перевозить и оказывать срочную медицинскую помощь четырёмстам пострадавшим .

"Армения", ставшим самым большим среди перекомпонованных теплоходов, была в корне изменена: перегородки и стены были демонтированы, ресторан был превращен в операционную и перевязочные комнаты с 11 операционными столами.

Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru
Фото взяты с сайта teplohodarmenia.ru

Учитывая, что в июле 1941 года нацисты нарушили статьи Женевской конвенции и разрушили несколько советских медицинских судов, на "Армению" были установлены зенитные пушки 21-К и четыре пулемёта. Документы, хранящиеся в архивах, упоминают о монтаже огнестрельного оружия на борту этого судна.

Из дела №1431 Российского государственного архива военно-морского флота (РГАВМФ):

На шлюпочной палубе в районе 156-157 шпангоута устанавливаются два орудия типа 21-К, побортно на расстоянии 1150 мм от борта. Одно орудие устанавливается на барабане на палубе нижнего мостика в районе 124-125 шпангоута в диаметральной плоскости. Подкрепления для «Армении» выполняются по чертежу № 3. АртпогребА запроектированы на 1420 снарядов (плюс три кранца первых выстрелов на 180 снарядов, 60 снарядов для каждого орудия) в помещении офицерской ванны и канцелярии, расположенных на шлюпочной палубе. Загрузка артпогребов и подача снарядов предусмотрена вручную.

-5

Глава вторая. Боевые задачи.

Рано утром, 10-го августа 1941 года корабль «Армения» начал выполнять свои новые боевые задачи.

Командование лежало на плечах Владимира Плаушевского, в то время как главным медиком речного госпиталя стал второклассный военный врач Петр Дмитриевский, который до этого был гражданским специалистом и служил в одной из клиник Одессы.

Владимир Яковлевич Плаушевский Капитан-лейтенант ВМС СССР, командир теплохода «Армения» Черноморского флота ВМФ СССР, погибшего 7 ноября 1941 года в результате налёта люфтваффе
Владимир Яковлевич Плаушевский Капитан-лейтенант ВМС СССР, командир теплохода «Армения» Черноморского флота ВМФ СССР, погибшего 7 ноября 1941 года в результате налёта люфтваффе

Ситуация на линии фронта была мрачной. За несколько дней до официального преобразования «Армении» в медицинское судно, противник добрался до границ Одессы.

В результате кораблю приходилось не только забирать раненых, но и эвакуировать граждан из заблокированного города.

После этого, корабль начал операцию по вывозу пострадавших из Севастополя.

К наступлению октября, корабль доставил на материк порядка 15 тысяч человек.

-7

Пожертвовать каналу на развитие :

Сбер 2202203208773509 Юмани 5599002046442127 Киви 2200730249791654

Следующим этапом по маршруту эвакуации пострадавших и беженцев после Одессы, был Севастополь. В него направлялась 11-я армия вермахта во главе с генералом Эрихом фон Манштейном. К концу лета , Перекопский перешеек пал под властью немцев, и возможность удержать основную базу Советского ВМФ на Черном море казалась маловероятной. Когда на дворе уже стояла глубокая осень, пароход «Армения» осуществлял рейсы между Севастополем и Туапсе.

В этот напряженный период, 4 ноября 1941 года «Армения» отплыла из порта Туапсе к Севастополю, перевозя пополнение для основного гарнизона военно-морского флота. Путешествие «Армении» до Севастополя прошло без происшествий. 5 ноября, капитан Плаушевский получает указание забрать на корабль не только раненых, но и весь персонал больниц и медицинских учреждений Черноморского флота, а также некоторых медработников Приморской армии.

Теплоход был отмечен красными крестами на своих бортах и верхней палубе, а также развивал флаг Международного Красного Креста. Однако, из-за нехватки времени, они не смогли перекрасить его в характерный для медицинского судна белый цвет. На борту был медицинский персонал, состоящий из 113 сотрудников, включая девять врачей, 29 медсестер и 75 санитаров. Такая модернизация уменьшила вместимость «Армении» до половины, позволяя разместить туда только 400 человек.

-8

В этот раз, помимо раненых, теплоход «Армения», под командованием капитана Владимира Плаушевского, принял на борт примерно триста медработников из городских больниц и санаториев, согласно полученной директиве. Кроме того, было принято решение эвакуировать из Севастополя сотрудников Луначарского театра, некоторых руководителей партии, а также сотрудников лагеря «Артек».

Готовность к отплытию «Армения» подтвердила вечером 6 ноября. Согласно правилам, лайнер покинул порт ночью, что было наиболее безопасным временем для перемещения, ведь немецкие самолеты не обладали технологией для бомбардировки в темное время суток.

В планах отбытия «Армении» к Туапсе были включены дополнительные остановки, включая временное пребывание в порту Балаклава, согласно некоторым источникам. В то время как сражения за Севастополь были только в начале своего развития, данная команда казалась несколько необычной.

Вопрос о том, кто будет заботиться о пострадавших, оставался открытым. Исследователи, занимающиеся этой темой, считают, что адмирал Филипп Октябрьский, руководивший Черноморским флотом, уверенно считал, что судьба города уже определена и было необходимо начать эвакуацию.

Филипп Сергеевич Октябрьский (1899–1969) — советский военно-морской деятель. В ходе Великой Отечественной войны командующий Черноморским флотом (1939–1943 и 1944–1948), один из руководителей обороны Севастополя в 1941–1942 годах, а также Крымской операции 1944 года. Адмирал (1944). Герой Советского Союза (1958).
Филипп Сергеевич Октябрьский (1899–1969) — советский военно-морской деятель. В ходе Великой Отечественной войны командующий Черноморским флотом (1939–1943 и 1944–1948), один из руководителей обороны Севастополя в 1941–1942 годах, а также Крымской операции 1944 года. Адмирал (1944). Герой Советского Союза (1958).

Однако, 7 ноября 1941 года Октябрьский получил директиву от главного командования, где было ясно указано: «Севастополь необходимо защищать любой ценой и не сдавать его не под каким предлогом».

Полной информации о всех, кто взошел на палубу корабля «Армения», не поступало. Капитан Плаушевский получил дополнительное задание: после пребывания в Севастополе, он должен был отправиться в Ялту, чтобы принять на палубу беженцев и локальных партийных деятелей. После того, как корабль отошел от Севастополя, пришла еще одна директива: отправиться в Балаклаву и забрать особый груз. С прибывших к кораблю катеров НКВД на палубу было поднято несколько ящиков с неизвестным содержимым, которые возили службы безопасности.

Есть мнение, что на борту «Армении» находились бесценные артефакты из музеев Крыма и раритетные документы, а по другой версии – произведения искусства, которые были частью передвижной выставки в Алупке, включая работы Карла Брюллова, Ильи Репина, Исаака Левитана и Ивана Крамского из собрания Государственного Русского музея.

Тем не менее, информация о том, что «Армения» остановилась возле Балаклавы, вызывает у исследователей вопросы. Историк из Ялты, Алексей Спасенков, который долгие годы изучал обстоятельства катастрофы теплохода, предполагает, что если бы корабль встретился с катерами, то эта встреча произошла бы в открытом море во время шторма, при абсолютной темноте.

«Они [чекисты] не могли не только передать груз, но и просто подойти к теплоходу. Кто имеет опыт бункеровки в открытом море, тот поймет, о чем идет речь. Лодки сотрудников НКВД разнесло бы в щепки раньше, чем они успели бы сказать «мяу». Ни в одном из изученных мною архивных дел, а их около 280, Балаклава не упоминается как перевалочное место [«Армении»].» : говорит Алексей Спасенков. Ялтинский историк, долгие годы собиравший материалы о гибели теплохода «Армения».

Неоспоримым является тот факт, что судно «Армения» совершало остановку в городе Ялта, где ожидали отбытия сотни бедствующих.

В последствии, решение окунуть «Армению» в Ялтинскую заводь снискало много критических отзывов – ведь у Севастополя на якоре стояли суда-поддержки, способные эвакуировать население. Впрочем, выбор, как ни странно, пришелся на уже переполненную «Армению». Командиру было распоряжено вывезти из города раненых, агентов НКВД и партийных активистов.

Вспоминания Веры Чистовой, в детстве ставшей свидетельницей тех событий в 1941 году, когда ей было всего девять лет, рассказывают о многочисленных беженцах, с нетерпением ожидавших прибытия корабля : «Папа купил билеты, и мы с бабушкой должны были уйти из Ялты на теплоходе «Армения». Ночью 6 ноября на молу было полно народа. Вначале грузили раненых, потом пустили гражданских. Билетов никто не проверял, и на трапе началась давка. Смелые лезли на судно по вантам. В суете с борта скидывали чемоданы, вещи. К рассвету погрузку закончили. Но на «Армению» мы так и не попали. Сотни людей остались на молу. Мы с бабушкой пошли в мастерскую отца на набережной. Там я уснула».

-10

Когда все пассажиры из особого списка были перевезены на пароход в Ялте, начался хаос. Сгрудившиеся около «Армении», люди в буквальном смысле заполонили её, а некоторые отчаянные были готовы даже использовать швартовые канаты, чтобы подняться на борт. Стремясь усилить вместимость, пассажиры сбрасывали свой багаж прямо в море и старались занимать как можно меньше места. Не смотря на то что некоторые местные жители получили пресловутые эвакуационные указы заранее, большинству из них не удалось пройти на пароход: очевидная угроза, что в толкучке возможны жертвы, заставила команду «Армении» отказаться от проверки документов.

«Давка неимоверная! Погрузка шла примерно с двух часов и до семи утра. Поперек мола стояли бойцы НКВД с винтовками и пропускали только женщин с детьми. Иногда прорывались через оцепление мужчины.» Е.С. Никулин . Житель Ялты и очевидец посадки пассажиров на «Армению».

-11

Глава третья. Трагедия.

Изначально казалось, что те, кто оказался на борту "Армении", были везунчиками, но реальность демонстрировала обратную сторону медали.

По предварительным оценкам, количество людей на корабле колебалось в пределах от 3000 до удивительных 10 000 человек. Самая вероятная цифра, однако, находится где-то в середине, предположительно между 5500 и 7000 пассажиров.

Важно упомянуть, что теплоход был спроектирован для комфортного размещения всего 950 человек, даже учитывая его пассажирскую модель. "Армения" справилась бы с эвакуацией такого количества людей, если бы плыла из Ялты в темное время суток. Однако отплытие состоялось около 7 утра после завершения захода на борт.

Несмотря на строгий запрет адмирала Октябрьского оставаться в порту до наступления сумерек, капитан "Армении" Плаушевский рискнул выйти в море днем без всякой помощи, что фактически тождественно самоубийству. Повернув все приказы адмирала задом наперед, он отчаянно забросил якорь, подставив свой корабль под удары вражеской авиации.

Однако его решение было обусловлено отсутствием других вариантов. Корабль почти не мог спрятаться в порту Ялты - по сравнению с Севастополем, там не было серьезной системы ПВО, что делало его открытой целью для воздушных налетов. К тому же, город был уже на грани захвата: немецкие танковые дивизии были готовы ворваться в него буквально через несколько часов.

По словам Алексея Спасенкова, Ялтинского историка, который долгие годы собирал материалы о гибели теплохода «Армения» было так: «Наши части в это время отходили, а противник обстреливал Ялту с гор из пулеметов. Водители, которые подвозили раненых на машинах, разбежались. Одну машину с ранеными не погрузили и приказали ей идти в Севастополь. В это время [«Арменией»] получено было приказание оперативного дежурного Черноморского флота выходить из Ялты.»

Ранним утром, «Армения» направилась в Туапсе под охраной двух истребителей И-153 «Чайкa» и двух сторожевых катеров, СКА №051 и №0122. Отдельные источники сообщают, что в конвое корабля "Армения" был всего один катер - СКА №051.

В связи с этим, на Нюрнбергском суде нацисты избежали наказания за уничтожение "Армении", поскольку в соответствии с международным законодательством, медицинский корабль не может быть вооружен и путешествовать в сопровождении боевых кораблей или самолетов. Кроме того, немецкие авиаотряды атаковали конвой "Армении" в одной из первых миссий, заставив его вести ответный огонь, что подтверждается архивными сведениями.

Еще не все историки пришли к консенсусу относительно того, считать ли "Армению" легитимной целью для военных действий. Не может быть определена как таковая судовая единица, служащая медицинским целям и отмеченная специфическими символами, согласно правилам военного права.

Есть мнение, что "Армения" носила знак Красного креста, и это делает атаку на судно еще одним преступлением соратников Гитлера. В то же время, некоторые специалисты выдвигают возражения, утверждая, что наличие четырех 45-мм зенитных пушек на борту "Армении" ставит под вопрос ее медицинский статус. Другие даже утверждают, что судно, которое занималось не только транспортировкой раненых и беженцев, но также перевозкой военной продукции, не было маркировано как медицинское.

Сопровождение "Армении" осуществляли пара катеров-сторожей и два истребителя И-153, паривших в небесах. Однако злополучной атаке на теплоход присущи сложные детали. Продолжительное время предполагалось, что "Армения" пала жертвой агрессии огромного числа бомбардировщиков.

Рассказ об этом происходящем был от лица выжившего пассажира - жительницы Ялты, по имени Анастасия Попова :

«Выйдя в море, теплоход был атакован вражеской авиацией. Начался сущий ад. Взрывы бомб, паника, крики людей — всё смешалось в неописуемом кошмаре. Люди метались по палубе, не зная, куда укрыться от огня. Я прыгнула в море и поплыла к берегу, теряя сознание. Как оказалась на берегу — даже не помню».

Вероятнее всего, всего был один самолёт задействован в этом инциденте - это немецкий торпедоносец Не-111, часть первой эскадрильи авиагруппы I/KG28. Этот самолёт определенно не вылетал с намерением атаковать "Армению", но скорее искал какое-либо из транспортных советских кораблей на маршруте "Крым - Кавказ".

-12

Не-111 подошел к кораблю со стороны берега и выпустил две торпеды. Одна из них не достигла цели, но вторая попала в переднюю часть теплохода в 11 часов 25 минут.

Согласно рассказам уцелевших , минимум четыре немецких бомбардировщика модели "Junkers-87" осуществляли авиа атаку. В Красной армии эти самолеты получили прозвище "лаптёжники", благодаря их уникальному дизайну: шасси не убирались во время полета и были прикрыты специфическими обтекателями, напоминающими по форме лапти.

"Армения", несмотря на свою теоретическую способность маневрировать и избегать части атак, была парализована значительными перегрузками. Неудивительно, что ее повреждения были так велики, что корабль пошёл ко дну за короткое время - всего за четыре минуты. Кроме того, условия этого дня не способствовали выживанию - Черное море бушевало штормом, а температура воды была низкой. Согласно некоторым источникам, из 5-7 тысяч людей, находившихся на борту "Армении", выживших было восемь. Другие ресурсы утверждают, что их было только шесть - число значительно меньше, чем число погибших на "Титанике", в котором погибли 1496 человек. В любом случае тысячи людей нашли свою последнюю обитель на дне Черного моря.

-13

Из архивной справки о гибели санитарного судна «Армения»:

«Когда тонул [теплоход], с него сбрасывали шлюпки (...). Удалось спасти шесть человек, на воде было до 300 человек. Через шесть часов в районе катастрофы по левому борту плавает два чемодана (...). По правому борту плавает большая коробка».

Инцидент с кораблем "Армения", послуживший причиной гибели врачей на борту, сильно затронул медицинскую поддержку Черноморского флота. Войска были вынуждены торопливо вызывать врачей из резерва, включая тех, кто был старше призывного возраста. Решение погрузить всю медицинскую группу нескольких учреждений на один медицинский транспорт оказалось роковой ошибкой.

Продолжительное время, подробные сведения об этом трагическом случае были скрыты от общественности. Только в 1989 году, гриф секретности был снят с книги "Хроника Великой Отечественной войны Советского Союза на Черном море" 1946 года. В ней наконец были раскрыты приблизительные координаты и время катастрофы судна.

Официальный рассекреченный рапорт о гибели «Армении» гласит: «В 11 ч. 25 м. (7 ноября 1941 года) ТР "Армения", шедший в охранении двух сторожевых катеров из Ялты в Туапсе с ранеными и пассажирами, был атакован самолётом-торпедоносцем противника. Одна из двух сброшенных торпед попала в носовую часть корабля и в 11 ч. 29 м. он затонул в ш = 44 гр.15 мин. 5сек., д = 34 гр.17 мин. Спасено восемь, погибло около 5000 человек».

Глава пятая. Поиск правды.

В течение длительного периода специалисты из разных стран были вовлечены в сложную задачу по поиску места затопления "Армении". С 2000 года они провели исследования на территории более 300 квадратных километров Черного морского дна. Гористый рельеф подводных скал значительно усложнял процесс: контуры корабля могли стать неразличимыми.

Известный исследователь океана и археологической океанографии, Роберт Баллард, который в своё время обнаружил "Титаник" и немецкий боевой корабль "Бисмарк", внёс свой вклад в данный процесс. Усовершенствованное оборудование использовалось, чтобы попытаться найти затонувший теплоход.

-14

При проведении исследовательских работ в 2017 году, команда экспертов Министерства обороны России обнаружила необычную магнитную аномалию на глубине 1,5 км под водой в районе "Армении". Это наблюдение намекало на наличие крупного объекта на морском дне, что впоследствии подтвердилось данными из гидролокационных сенсоров. Для дополнительной проверки, в апреле 2020 года, было принято решение развернуть операцию с использованием телеуправляемого подводного беспилотника, которую проводили совместно с экспертами из центра подводных исследований Российского географического общества (РГО).Сомнения в том, что обнаружена именно «Армения», исчезли после осмотра корабельного колокола — Рынды они же Колокола — с названием теплохода. Кроме того, была опровергнута версия об атаке судна торпедоносцами: обводы корпуса оказались не повреждены. Как отмечает исполнительный директор Центра подводных исследований (ЦПИ) РГО Сергей Фокин, осмотр показал, что сильно разрушены верхняя и центральная часть надстройки судна.

-15

«Такие разрушения характерны для бомбардировки с воздуха. И действительно, одна из версий, со слов очевидцев, гласит, что «Армения» была атакована звеном из четырех самолетов, которые сбросили бомбы в ее среднюю часть.» такое мнение, выразил Сергей Фокин. Исполнительный директор ЦПИ РГО.

-16

Версия о быстром затоплении корабля подтвердилась - свидетельство этому - вдавленные иллюминаторы, что указывает на то, что лодку затянуло на дно в кратчайшие сроки. Однако, случайно обнаруженное погибшее место корабля "Армения" все еще оставляет множество неотвеченных вопросов. Нырять к нему снова, по всей видимости, команда экспедиции не собирается.

Сергей Фокин, Исполнительный директор ЦПИ РГО сказал: «Это не просто исторический объект, а место упокоения семи тысяч человек, и копошиться на нем просто потому, что нам интересно — абсолютно неэтично. Хочется верить, что глубина 1500 метров поможет надежно сохранить покой усопших от незаконных посягательств любителей сенсаций и искателей сокровищ.» и в этом с ним мы к великому сожалению не можем не согласиться.

Исследователи из Центра Подводных Исследований Российского Географического Общества в марте 2020 года успешно опознали судно, обнаруженное Министерством обороны России в Черном море, как пароход "Армения". На протяжении 2020-2021 годов, команда проводила три подводные экспедиции и проводила детальные исследования и анализ научных архивов, стремясь глубоко понять и реконструировать события, произошедшие 7 ноября 1941 года.

Эпилог:

В 2021-м году последнее пристанище санитарного корабля «Армения», стало официально признанным местом воинского захоронения. Теперь, на всех картах российских морей, можно будет найти это место по координатам.

-17

7-го ноября 2023 года в музее истории и литературы Ялты со всеми почестями передали в собственность музея колокол с парохода «Армения». Ожидается, что он станет важной частью выставки «Ялта. Страницы истории», доступной для всех посетителей, которые хотят его увидеть своими глазами. Сергей Фокин, исполнительный директор Центра подводных исследований РГО, представил данную реликвию журналистам и почётным гостям.

А в тот же день возле стен Часовни Новомучеников и Исповедников Российских на ялтинской набережной произошло открытие кенотафа. Его основой служит верная копия колокола корабля "Армения", выполненная мастерами из Даниловского монастыря в Москве по инструкциям Центра подводных исследований Русского Географического Общества. Оригинальный колокол был передан в Ялтинский историко-литературный музей.

-18

Подписывайтесь на наши соцсети и на канал!

Пожертвовать каналу на развитие : Сбер 2202203208773509

Юмани 599002046442127 Киви 2200730249791654