Найти в Дзене
Петр Власов

2МВ: дневные истребители Люфтваффе (1942-1945 гг.)

Оглавление
Все иллюстрации взяты из открытых источников
Все иллюстрации взяты из открытых источников

В период 1942-1945 гг. основу истребительной авиации Германии по-прежнему составляли Мессершмитты Bf.109, только уже более поздних модификаций. В течение 1942 г. и устаревшие «Эмили», и даже более новые «Фридрихи» были вытеснены из частей несколькими версиями «Густавов». Но почти одновременно часть авиагрупп начала пересаживаться на истребители другой концепции – FW.190 с моторами воздушного охлаждения, появление которых дополнило возможности Люфтваффе новыми перспективами.

В 1942-1945 гг. тяжелые двухмоторные истребители Bf.110, несмотря на то, что они в Битве за Англию продемонстрировали свою неспособность соперничать со скоростными маневренными одномоторными истребителями, по-прежнему оставались в строю – в качестве истребителей-бомбардировщиков и ночных перехватчиков. Отчасти долгая боевая карьера «стодесятки» была связана так же с тем, что готовившийся ей на замену новый двухмоторный тяжелый истребитель Ме.210 оказался крайне неудачным, и никак не мог заменить пусть несколько устаревший, но очень надежный Bf.110.

Истребители Messerschmitt Bf.109G и Bf.109K

-2

Конструкция, производство:

Цельнометаллический одноместный истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Многочисленные версии типа «G» (немцы называли их «Густав») представляли собой дальнейшее развитие линейки истребителей Bf.109 с моторами жидкостного охлаждения, выпускавшихся с 1937 по 1945 гг. (всего изготовлено 30.573 самолета). «Густавы» производились серийно с февраля 1942 г. - в версиях как истребителей (высотных с герметичными кабинами, и обычных фронтовых), так и фоторазведчиков (с ослабленным вооружением и специальным фотооборудованием). Наиболее массовыми истребителями стали: версия 1942 г. Bf.109G-2 (1.587 самолетов), модификация 1943-го года Bf.109G-6 (выпущено около 12.000 шт.), и производившийся в 1944 г. параллельно с ним Bf.109G-14 (5.500 экземпляров) - практически почти тот же Bf.109G-6, отличавшийся наличием впрыска MW.50, который временно увеличивал мощность мотора и скорость полета. Особняком в этой линейке стояли самый скоростной из «Густавов» Bf.109G-10 (2.600 самолетов), и еще более скоростной Bf.109К (754 истребителя), появившиеся уже после Bf.109G-14, и имевшие новые, более мощные моторы.

ТТХ версии Bf.109G-2 (1942 г., 1.587 экземпляров):

Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 635 км/ч (с использованием GM.1 – 650 км/ч); у земли 505 км/ч (с GM.1 – 530 км/ч). Время виража: 21 сек. Подъем на 6.000 м – 5,1 мин. Потолок: 12.000 м; дальность: 545 км (с подвесным баком 845 км). Вес пустого 2.255 кг; вес взлетный: 3.100 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,92-мм пулемета; возможна полевая подвеска под крыльями еще 2х20-мм пушек, или одной 250-кг бомбы под фюзеляжем.

ТТХ версии Bf.109G-6 (1943 г., около 12.000 экземпляров):

Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 623 км/ч, у земли 505 км/ч. Время виража: 23 сек. Подъем на 6.000 м – 6 мин. Потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 990 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм или 1х20-мм пушка (по выбору пилота), 2х13-мм пулемета; возможна подвеска под крыльями усиленного вооружения из разных «полевых наборов».

Версия Bf.109G-14 (1944 г., 5.500 экземпляров):

Имела практически те же ТТХ, что и Bf.109G-6, но снабжалась системой MW.50, увеличивавшей на 10 минут максимальную скорость до 660 км/ч, а у земли – до 545 км/ч.

-3

ТТХ версии Bf.109G-10 (1944 г., 2.600 самолетов):

Двигатель: Daimler-Benz DB.605D на 1.850 л.с. (с впрыском MW.50 - до 2.000 л.с.). Скорость: максимальная 680 км/ч (с впрыском MW.50 – 690 км/ч на 10 мин.); у земли 544 км/ч (с впрыском MW.50 – 550 км/ч на 10 мин.). Время виража: 23 сек. Подъем на 6.000 м – 5,8 мин. Потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 845 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм или 1х20-мм пушка (по выбору пилота), 2х13-мм пулемета; возможна подвеска под крыльями усиленного вооружения из разных «полевых наборов».

ТТХ версии Bf.109К (1945 г., 754 истребителя):

Двигатель: Daimler-Benz DB.605ASCM на 2.000 л.с. Скорость: максимальная 727 км/ч; у земли 605 км/ч. Время виража: 22 сек. Подъем на 5.000 м – 3 мин. Потолок: 12.500 м; дальность: 573 км. Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.386 кг. Вооружение: 1х30-мм и 2х15-мм пушки.

Боевые качества:

С постепенным устареванием ранних моделей истребителей Мессершмитта продолжалось появление новых модификаций, в развитии которых упор делался на увеличение скорости полета – даже в ущерб пилотажным и маневровым качествам. Ведь повышение мощности двигателя и увеличение веса машины сказалось на повышении удельной нагрузки на крыло и ухудшении маневренности. И если Bf.109G-2 еще равнялся с советскими самолетами в горизонтальном вираже, то уже следующая модификация Bf.109G-6, получившая более мощное вооружение, заметно уступала на горизонтали новым советским истребителям (но на вертикалях «Густавы» превосходили советскую технику вплоть до появления Ла-5ФН и Як-3).

Все версии Bf.109 выпуска 1942-1945 гг. обладали высокой живучестью: имели бронеспинки, бронестекло и протектированные бензобаки. Недостатком всех поздних «Мессеров», как и у предшественников, оставалась узкая колея шасси, вызывавшая рысканье на пробеге; это затрудняло взлет и посадку самолета.

-4

Боевое применение истребителей семейства Bf.109G:

Первые «Густавы» пошли в войска весной 1942 г. (в бои они впервые вступили летом), и к осени Bf.109G составляли уже 2/3 всей численности германской одномоторной истребительной авиации. А к 1943 г. разные версии «Густавов» полностью вытеснили Bf.109F из авиачастей, и стали в Люфтваффе основным и самым массовым видом истребителя с мотором водяного охлаждения - вплоть до конца войны. При этом Bf.109G-2 был самой массовой модификацией Мессершмитта на 1942 г.; а с 1943 и до окончания войны самыми распространенными «Мессерами» стали Bf.109G-6 и его развитие – Bf.109G-14. Появившиеся же в 1944 более скоростные Bf.109G-10 (в середине года) и Bf.109К (в конце 1944; принимал участие в боях с января 1945) стать самыми массовыми просто не успели…

Bf.109G активно использовались в боях на всех фронтах, где действовали Люфтваффе. На Западе они по возможности применялись для маневренных боев с истребителями противника, оставляя в большинстве случаев борьбу с многомоторными тяжелыми бомбардировщиками более мощно вооруженным Fw.190. Тем не менее, в случае необходимости Bf.109G боролись и с «Летающими крепостями», чему способствовало наличие «полевых наборов» различного вооружения. Их для увеличения огневой мощи «Густавов» можно было прямо на аэродроме быстро установить на Мессершмиттах (правда, в ущерб скоростным и маневренным качествам самолетов). На Востоке же «Густавы» до самого конца войны составляли большинство истребительного парка Люфтваффе, и здесь они активно сражались и против истребителей, и против бомбардировщиков и штурмовиков.

Истребитель Focke-Wulf Fw.190 «Wurger»

-5

Конструкция, производство:

Цельнометаллический моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Получил название «Wurger» («ястреб-сорокопут»). Серийное производство: июнь 1941 - апрель 1945 гг.; разные источники приводят разные цифры построенных самолетов – от 16.724 до 19.613 экземпляров. Точное число произведенных Fw.190 установить невозможно: документация фирмы сгорела при бомбежках. Но в любом случае несомненно, что это - второй по массовости самолет Люфтваффе. Наиболее популярными (и скорее всего самыми массовыми) были модификации: Fw.190А-5/-6 («А-6» это тот же «А-5» с усиленным крылом), их по разным сведениям имелось от 2.000 до 5.000 экземпляров; и Fw.190А-8 – от 7.000 до 10.000 самолетов. Особняком стоит менее массовая, но наиболее совершенная модификация Fw.190D-9 – около 750 машин.

ТТХ версии Fw.190А-5 (в войсках с апреля 1943 г.):

Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость максимальная 630 км/ч., при включении MW.50 – 670 км/ч (на 1 минуту); у земли - 500 км/ч. Время виража: 23 сек. Потолок: 10.320 м. Дальность 850 км. Вес: пустого 3.230 кг; взлетный 4.063 кг. Вооружение: MG.17, 4х20-мм пушки в крыльях + 2х7,92-мм пулемета в фюзеляже.

ТТХ версии Fw.190А-8 (в войсках с февраля 1944 г.):

Двигатель: BMW 801D-2 мощностью 1.700 л.с. Скорость максимальная 643 км/ч, с включенным MW.50 - 652 км/ч (на 10 минут); у земли – 568 км/ч. Время виража: 24 сек. Время набора высоты 5000 м – 5,4 мин. Потолок: 10.300 м; с включенным GM-1 – 11.400 м. Дальность: 800 км; с подвесным 300-л баком 1.450 км. Вес: пустого 3.475 кг; взлетный 4.385 кг; максимальный 4.900 кг. Вооружение стандартное: 4х20-мм пушки в крыльях + 2х13-мм пулемета в фюзеляже; возможна подвеска дополнительного вооружения из полевых наборов.

-6

ТТХ версии Fw.190D-9 (в войсках с августа 1944 г.):

Двигатель: жидкостного охлаждения Jumo.213А-1 взлетной мощностью 1.776 л.с., с впрыском MW.50 — 2.240 л.с. Скорость максимальная 680 км/ч; у земли – 571 км/ч. Время виража: 22-23 сек. Потолок: 10.000 м. Дальность полета 845 км.. Вес пустого 3.490 кг; взлетный — 4.300 кг; максимальный – 4.840 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки в корне крыла, 2х13-мм пулемета в фюзеляже; 1х500-кг бомба на подфюзеляжном держателе.

Боевые качества:

Если главной темой развития Bf.109 являлось увеличение скорости, то для FW.190 главным было усиление огневой мощи. Поэтому истребители FW.190 в первую очередь применялось против тяжелых бомбардировщиков, а Мессершмитты в основном боролись с истребителями сопровождения. Штатное вооружение FW.190 по весу залпа вдвое превосходило вооружение Bf.109; но ради еще бОльшего увеличения его огневой мощи для FW.190 был разработан ряд полевых оружейных наборов, которые в случае надобности можно было установить на «Вюргер» прямо на аэродроме. К тому же самолет был живуч – его двигатель воздушного охлаждения и кабина пилота имели хорошее бронирование. Все это позволяло использовать FW.190 не только как истребитель, но и как истребитель-бомбардировщик, и как штурмовик, и как перехватчик-ракетоносец. В маневренности FW.190 несколько уступал Bf.109 (не говоря уже о более легких советских истребителях), однако опытный пилот и на этой машине мог достаточно успешно вести маневренный бой.

-7

В 1944 в серию пошел вариант FW.190D с мотором водяного охлаждения, внешне отличавшийся удлиненным капотом. Вооружение «Доры» уменьшилось на два «ствола», зато заметно улучшились его скорость и маневренность. В воздушном бою FW.190D ни в чем не уступал американскому «Мустангу». Этот самолет стал лучшим истребителем фирмы «Фокке-Вульф».

А весной 1945 Люфтваффе успели принять несколько десятков высотных перехватчиков Та.152 – усовершенствованных скоростных «длинноносых» Фокке-Вульфов, получивших иное обозначение (по имени главного конструктора Курта Танка). Но эти машины ничем проявить себя не успели…

-8

Боевое применение:

Первые Fw.190А появились на Западном фронте в августе 1941 года; в боях в Северной Африке они участвовали с лета 1942, а на советско-германском фронте – с осени 1942. Правда, в Африке и в советском небе в основном действовали штурмовые версии FW.190 (против СССР воевали только четыре, а в 1944 лишь две истребительных Группе «Вюргеров»); однако и штурмовики FW.190 после сброса бомб часто вступали в воздушные истребительные схватки. Намного более широкое применение нашли истребители FW.190 на Западном фронте, где эти мощно вооруженные самолеты боролись с многомоторными бомбардировщиками американцев. С августа 1944 в боях на Западе стали принимать участие и FW.190D, а в последние весенние месяцы 1945 – и высотные Та.152…

Тяжелые истребители (истребители-бомбардировщики) Messerschmitt Me.210/Ме.410 «Hornisse»

-9

Конструкция, производство:

Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой многоцелевой самолет. Серийное производство: 1941 – 1944 гг. Всего изготовлено: Ме.210 - 357 самолетов (90 Ме.210А в Германии и 267 Ме.210С по лицензии в Венгрии; 108 из них переданы Германии). Количество изготовленных Ме.410 в разных источниках колеблется от 1.013 до 1.160 экземпляров.

ТТХ Ме.210А:

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.601F по 1.350 л.с. каждый. Максимальная скорость: 560 км/ч на высоте 6.000 м; 460 км/ч у земли. Потолок: 8.900 м. Дальность: 1.800 км. Вес пустого 7.080 кг; вес взлетный: 9.715 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки и 2х7,92-мм пулемета вперед + 2х13-мм пулемета назад (дистанционное управление). Бомбы: 500 - 1.000 кг. Экипаж 2 человека.

ТТХ Ме.410А-1/U2:

Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.603А по 1.750 л.с. каждый. Максимальная скорость: 620 км/ч на высоте 6.000 м; 505 км/ч у земли. Время виража 30 сек. Потолок: 10.000 м. Дальность: 1.720 км. Вес пустого 7.525 кг; вес взлетный: 9.660 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки и 2х7,92-мм пулемета вперед + 2х13-мм пулемета назад (дистанционное управление). Бомбы: 1.000 кг. Экипаж 2 человека.

-10

Модификации и боевые качества:

Ме.210 при хороших для «двухмоторника» 1941 г. скоростных данных получился неудачным. Он был неустойчив в полете, трудно управляем, непредсказуем в реакции на движение ручки управления, склонен к сваливанию в штопор. Поэтому немцы весной 1942 прекратили начавшийся серийный выпуск Ме.210А. Однако венгры, купившие лицензию на производство фактически бракованного самолета, поневоле продолжили его строительство. Из 267 изготовленных Ме.210С они 108 передали Люфтваффе. В Германии же на базе Ме.210 разработали новый двухмоторный тяжелый истребитель Ме.410. На нем подвергли корректировке длину и мидель фюзеляжа, значительно изменили конструкцию крыла, и установили более мощные форсированные двигатели DB.603А по 1.750 л.с. Самолет, названный «Hornisse» («Шершень»), отличался от Ме.210 хорошей устойчивостью в полете, легкой управляемостью и неплохой для тяжелой машины маневренностью. В конце 1942 он был запущен в производство, и с января - февраля 1943 постепенно начались его поставки в войска. Правда, при этом и давно налаженное производство Bf.110 было сохранено - из нежелания рисковать, «если вдруг пойдет что-то не так» (немцы помнили проблемы с производством Ме.210).

Ме.410А и Ме.410В выпускались в вариантах фоторазведчика (только с пулеметным вооружением, дополнительная маркировка /U1), а так же «охотника» (тяжелого истребителя), и скоростного бомбардировщика. Некоторые «охотники» получали вместо носовых 7,92-мм пулеметов дополнительно 2х30-мм пушки, или их носовое вооружение ограничивалось 1х37-мм, и даже 1х50-мм пушкой (эти варианты обозначались дополнительной маркировкой /U4). Советские испытатели, которым достался неповрежденный Ме.410B-2/U4, отметили, что этот самолет представляет большую опасность для советских бомбардировщиков, особенно для Пе-2, которого он превосходит по всем летным параметрам.

-11

Боевое применение:

Ме.210 с весны 1941 по весну 1942 постоянно пытались ввести в боевой строй, но этот процесс сопровождался таким количеством аварий, что немцы в конце концов отказались от производства этого самолета. Ме.210А в августе 1942 вооружили всего одну экспериментальную эскадрилью, и менее чем за месяц эксплуатации из 9 машин боеспособными остались только 3 (4 сбиты в боях и 2 разбиты в авариях). Лишь в начале 1943 г. с поставками в Люфтваффе венгерских Ме.210С (несколько улучшенных венграми) этими самолетами вооружили три Группе (одну в СССР и две – в Северной Африке); но и те с появлением Ме.410 сменили их на «Шершней».

Ме.410 стали поступать в войска с начала 1943 г., и к лету на Западе «Шершнями» вооружились уже три Группе, которые с июля активно участвовали в налетах на Великобританию и в боях на Средиземноморье. А в 1944 г. Ме.410 «засветились» и на советско-германском фронте, где они выполняли задачи разведчиков и скоростных бомбардировщиков. Однако большинство «Шершней» использовалось все же на Западе, где главной делом Ме.410 стала защита неба Германии от вражеских налетов. Они оказались очень хороши в борьбе против американских дневных бомбардировщиков, но против эскортных истребителей «Мустанг» у «Шершней» не было никаких шансов, и число Me.410 довольно быстро сокращалось…

Тяжелый истребитель Ju.88C

-12

Так как начало войны показало, что германский тяжелый истребитель Bf.110 не обладает необходимым радиусом действия, было выдвинуто предложение разработать дальний тяжелый истребитель на базе бомбардировщика Ju.88. В результате был создан истребитель Ju.88С, изготовленный в количестве 3.200 экземпляров. Но в основной своей массе он строился как ночной перехватчик, поэтому более подробно об этом самолете будет рассказано в статье «Ночные истребители Люфтваффе». Здесь же будет упомянуто только о боевом применении относительно немногочисленной дневной версии «охотника» (всего около 260 экземпляров).

С осени 1942 этими самолетами была оснащена только одна Группе (4 эскадрильи), весь 1943 г. воевавшая на Средиземноморье (в январе 1944 эту Группе пересадили на FW.190). Кроме того, с весны 1943 на Восточном фронте в четырех бомбардировочных Эскадрах создали по одной эскадрилье охотников Ju.88С для борьбы с железнодорожными перевозками противника и для штурмовок советских аэродромов; еще одна такая эскадрилья базировалась в Греции и занималась подобной деятельностью на Средиземноморье.

2МВ: Истребители Германии начала войны (1939-1941 гг.)

Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ

Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.