В период 1942-1945 гг. основу истребительной авиации Германии по-прежнему составляли Мессершмитты Bf.109, только уже более поздних модификаций. В течение 1942 г. и устаревшие «Эмили», и даже более новые «Фридрихи» были вытеснены из частей несколькими версиями «Густавов». Но почти одновременно часть авиагрупп начала пересаживаться на истребители другой концепции – FW.190 с моторами воздушного охлаждения, появление которых дополнило возможности Люфтваффе новыми перспективами.
В 1942-1945 гг. тяжелые двухмоторные истребители Bf.110, несмотря на то, что они в Битве за Англию продемонстрировали свою неспособность соперничать со скоростными маневренными одномоторными истребителями, по-прежнему оставались в строю – в качестве истребителей-бомбардировщиков и ночных перехватчиков. Отчасти долгая боевая карьера «стодесятки» была связана так же с тем, что готовившийся ей на замену новый двухмоторный тяжелый истребитель Ме.210 оказался крайне неудачным, и никак не мог заменить пусть несколько устаревший, но очень надежный Bf.110.
Истребители Messerschmitt Bf.109G и Bf.109K
Конструкция, производство:
Цельнометаллический одноместный истребитель-моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Многочисленные версии типа «G» (немцы называли их «Густав») представляли собой дальнейшее развитие линейки истребителей Bf.109 с моторами жидкостного охлаждения, выпускавшихся с 1937 по 1945 гг. (всего изготовлено 30.573 самолета). «Густавы» производились серийно с февраля 1942 г. - в версиях как истребителей (высотных с герметичными кабинами, и обычных фронтовых), так и фоторазведчиков (с ослабленным вооружением и специальным фотооборудованием). Наиболее массовыми истребителями стали: версия 1942 г. Bf.109G-2 (1.587 самолетов), модификация 1943-го года Bf.109G-6 (выпущено около 12.000 шт.), и производившийся в 1944 г. параллельно с ним Bf.109G-14 (5.500 экземпляров) - практически почти тот же Bf.109G-6, отличавшийся наличием впрыска MW.50, который временно увеличивал мощность мотора и скорость полета. Особняком в этой линейке стояли самый скоростной из «Густавов» Bf.109G-10 (2.600 самолетов), и еще более скоростной Bf.109К (754 истребителя), появившиеся уже после Bf.109G-14, и имевшие новые, более мощные моторы.
ТТХ версии Bf.109G-2 (1942 г., 1.587 экземпляров):
Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 635 км/ч (с использованием GM.1 – 650 км/ч); у земли 505 км/ч (с GM.1 – 530 км/ч). Время виража: 21 сек. Подъем на 6.000 м – 5,1 мин. Потолок: 12.000 м; дальность: 545 км (с подвесным баком 845 км). Вес пустого 2.255 кг; вес взлетный: 3.100 кг. Вооружение: 1х20-мм пушка, 2х7,92-мм пулемета; возможна полевая подвеска под крыльями еще 2х20-мм пушек, или одной 250-кг бомбы под фюзеляжем.
ТТХ версии Bf.109G-6 (1943 г., около 12.000 экземпляров):
Двигатель: Daimler-Benz DB.605А-1 на 1.475 л.с. Скорость: максимальная 623 км/ч, у земли 505 км/ч. Время виража: 23 сек. Подъем на 6.000 м – 6 мин. Потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 990 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм или 1х20-мм пушка (по выбору пилота), 2х13-мм пулемета; возможна подвеска под крыльями усиленного вооружения из разных «полевых наборов».
Версия Bf.109G-14 (1944 г., 5.500 экземпляров):
Имела практически те же ТТХ, что и Bf.109G-6, но снабжалась системой MW.50, увеличивавшей на 10 минут максимальную скорость до 660 км/ч, а у земли – до 545 км/ч.
ТТХ версии Bf.109G-10 (1944 г., 2.600 самолетов):
Двигатель: Daimler-Benz DB.605D на 1.850 л.с. (с впрыском MW.50 - до 2.000 л.с.). Скорость: максимальная 680 км/ч (с впрыском MW.50 – 690 км/ч на 10 мин.); у земли 544 км/ч (с впрыском MW.50 – 550 км/ч на 10 мин.). Время виража: 23 сек. Подъем на 6.000 м – 5,8 мин. Потолок: 11.750 м; дальность: 725 км (с подвесным баком 845 км). Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.150 кг. Вооружение: 1х30-мм или 1х20-мм пушка (по выбору пилота), 2х13-мм пулемета; возможна подвеска под крыльями усиленного вооружения из разных «полевых наборов».
ТТХ версии Bf.109К (1945 г., 754 истребителя):
Двигатель: Daimler-Benz DB.605ASCM на 2.000 л.с. Скорость: максимальная 727 км/ч; у земли 605 км/ч. Время виража: 22 сек. Подъем на 5.000 м – 3 мин. Потолок: 12.500 м; дальность: 573 км. Вес пустого 2.700 кг; вес взлетный: 3.386 кг. Вооружение: 1х30-мм и 2х15-мм пушки.
Боевые качества:
С постепенным устареванием ранних моделей истребителей Мессершмитта продолжалось появление новых модификаций, в развитии которых упор делался на увеличение скорости полета – даже в ущерб пилотажным и маневровым качествам. Ведь повышение мощности двигателя и увеличение веса машины сказалось на повышении удельной нагрузки на крыло и ухудшении маневренности. И если Bf.109G-2 еще равнялся с советскими самолетами в горизонтальном вираже, то уже следующая модификация Bf.109G-6, получившая более мощное вооружение, заметно уступала на горизонтали новым советским истребителям (но на вертикалях «Густавы» превосходили советскую технику вплоть до появления Ла-5ФН и Як-3).
Все версии Bf.109 выпуска 1942-1945 гг. обладали высокой живучестью: имели бронеспинки, бронестекло и протектированные бензобаки. Недостатком всех поздних «Мессеров», как и у предшественников, оставалась узкая колея шасси, вызывавшая рысканье на пробеге; это затрудняло взлет и посадку самолета.
Боевое применение истребителей семейства Bf.109G:
Первые «Густавы» пошли в войска весной 1942 г. (в бои они впервые вступили летом), и к осени Bf.109G составляли уже 2/3 всей численности германской одномоторной истребительной авиации. А к 1943 г. разные версии «Густавов» полностью вытеснили Bf.109F из авиачастей, и стали в Люфтваффе основным и самым массовым видом истребителя с мотором водяного охлаждения - вплоть до конца войны. При этом Bf.109G-2 был самой массовой модификацией Мессершмитта на 1942 г.; а с 1943 и до окончания войны самыми распространенными «Мессерами» стали Bf.109G-6 и его развитие – Bf.109G-14. Появившиеся же в 1944 более скоростные Bf.109G-10 (в середине года) и Bf.109К (в конце 1944; принимал участие в боях с января 1945) стать самыми массовыми просто не успели…
Bf.109G активно использовались в боях на всех фронтах, где действовали Люфтваффе. На Западе они по возможности применялись для маневренных боев с истребителями противника, оставляя в большинстве случаев борьбу с многомоторными тяжелыми бомбардировщиками более мощно вооруженным Fw.190. Тем не менее, в случае необходимости Bf.109G боролись и с «Летающими крепостями», чему способствовало наличие «полевых наборов» различного вооружения. Их для увеличения огневой мощи «Густавов» можно было прямо на аэродроме быстро установить на Мессершмиттах (правда, в ущерб скоростным и маневренным качествам самолетов). На Востоке же «Густавы» до самого конца войны составляли большинство истребительного парка Люфтваффе, и здесь они активно сражались и против истребителей, и против бомбардировщиков и штурмовиков.
Истребитель Focke-Wulf Fw.190 «Wurger»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический моноплан с убирающимися шасси и закрытой кабиной. Получил название «Wurger» («ястреб-сорокопут»). Серийное производство: июнь 1941 - апрель 1945 гг.; разные источники приводят разные цифры построенных самолетов – от 16.724 до 19.613 экземпляров. Точное число произведенных Fw.190 установить невозможно: документация фирмы сгорела при бомбежках. Но в любом случае несомненно, что это - второй по массовости самолет Люфтваффе. Наиболее популярными (и скорее всего самыми массовыми) были модификации: Fw.190А-5/-6 («А-6» это тот же «А-5» с усиленным крылом), их по разным сведениям имелось от 2.000 до 5.000 экземпляров; и Fw.190А-8 – от 7.000 до 10.000 самолетов. Особняком стоит менее массовая, но наиболее совершенная модификация Fw.190D-9 – около 750 машин.
ТТХ версии Fw.190А-5 (в войсках с апреля 1943 г.):
Двигатель: BMW-801D-2 (1.700 л.с.), скорость максимальная 630 км/ч., при включении MW.50 – 670 км/ч (на 1 минуту); у земли - 500 км/ч. Время виража: 23 сек. Потолок: 10.320 м. Дальность 850 км. Вес: пустого 3.230 кг; взлетный 4.063 кг. Вооружение: MG.17, 4х20-мм пушки в крыльях + 2х7,92-мм пулемета в фюзеляже.
ТТХ версии Fw.190А-8 (в войсках с февраля 1944 г.):
Двигатель: BMW 801D-2 мощностью 1.700 л.с. Скорость максимальная 643 км/ч, с включенным MW.50 - 652 км/ч (на 10 минут); у земли – 568 км/ч. Время виража: 24 сек. Время набора высоты 5000 м – 5,4 мин. Потолок: 10.300 м; с включенным GM-1 – 11.400 м. Дальность: 800 км; с подвесным 300-л баком 1.450 км. Вес: пустого 3.475 кг; взлетный 4.385 кг; максимальный 4.900 кг. Вооружение стандартное: 4х20-мм пушки в крыльях + 2х13-мм пулемета в фюзеляже; возможна подвеска дополнительного вооружения из полевых наборов.
ТТХ версии Fw.190D-9 (в войсках с августа 1944 г.):
Двигатель: жидкостного охлаждения Jumo.213А-1 взлетной мощностью 1.776 л.с., с впрыском MW.50 — 2.240 л.с. Скорость максимальная 680 км/ч; у земли – 571 км/ч. Время виража: 22-23 сек. Потолок: 10.000 м. Дальность полета 845 км.. Вес пустого 3.490 кг; взлетный — 4.300 кг; максимальный – 4.840 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки в корне крыла, 2х13-мм пулемета в фюзеляже; 1х500-кг бомба на подфюзеляжном держателе.
Боевые качества:
Если главной темой развития Bf.109 являлось увеличение скорости, то для FW.190 главным было усиление огневой мощи. Поэтому истребители FW.190 в первую очередь применялось против тяжелых бомбардировщиков, а Мессершмитты в основном боролись с истребителями сопровождения. Штатное вооружение FW.190 по весу залпа вдвое превосходило вооружение Bf.109; но ради еще бОльшего увеличения его огневой мощи для FW.190 был разработан ряд полевых оружейных наборов, которые в случае надобности можно было установить на «Вюргер» прямо на аэродроме. К тому же самолет был живуч – его двигатель воздушного охлаждения и кабина пилота имели хорошее бронирование. Все это позволяло использовать FW.190 не только как истребитель, но и как истребитель-бомбардировщик, и как штурмовик, и как перехватчик-ракетоносец. В маневренности FW.190 несколько уступал Bf.109 (не говоря уже о более легких советских истребителях), однако опытный пилот и на этой машине мог достаточно успешно вести маневренный бой.
В 1944 в серию пошел вариант FW.190D с мотором водяного охлаждения, внешне отличавшийся удлиненным капотом. Вооружение «Доры» уменьшилось на два «ствола», зато заметно улучшились его скорость и маневренность. В воздушном бою FW.190D ни в чем не уступал американскому «Мустангу». Этот самолет стал лучшим истребителем фирмы «Фокке-Вульф».
А весной 1945 Люфтваффе успели принять несколько десятков высотных перехватчиков Та.152 – усовершенствованных скоростных «длинноносых» Фокке-Вульфов, получивших иное обозначение (по имени главного конструктора Курта Танка). Но эти машины ничем проявить себя не успели…
Боевое применение:
Первые Fw.190А появились на Западном фронте в августе 1941 года; в боях в Северной Африке они участвовали с лета 1942, а на советско-германском фронте – с осени 1942. Правда, в Африке и в советском небе в основном действовали штурмовые версии FW.190 (против СССР воевали только четыре, а в 1944 лишь две истребительных Группе «Вюргеров»); однако и штурмовики FW.190 после сброса бомб часто вступали в воздушные истребительные схватки. Намного более широкое применение нашли истребители FW.190 на Западном фронте, где эти мощно вооруженные самолеты боролись с многомоторными бомбардировщиками американцев. С августа 1944 в боях на Западе стали принимать участие и FW.190D, а в последние весенние месяцы 1945 – и высотные Та.152…
Тяжелые истребители (истребители-бомбардировщики) Messerschmitt Me.210/Ме.410 «Hornisse»
Конструкция, производство:
Цельнометаллический двухмоторный моноплан с закрытой кабиной и убирающимися шасси. Представлял собой многоцелевой самолет. Серийное производство: 1941 – 1944 гг. Всего изготовлено: Ме.210 - 357 самолетов (90 Ме.210А в Германии и 267 Ме.210С по лицензии в Венгрии; 108 из них переданы Германии). Количество изготовленных Ме.410 в разных источниках колеблется от 1.013 до 1.160 экземпляров.
ТТХ Ме.210А:
Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.601F по 1.350 л.с. каждый. Максимальная скорость: 560 км/ч на высоте 6.000 м; 460 км/ч у земли. Потолок: 8.900 м. Дальность: 1.800 км. Вес пустого 7.080 кг; вес взлетный: 9.715 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки и 2х7,92-мм пулемета вперед + 2х13-мм пулемета назад (дистанционное управление). Бомбы: 500 - 1.000 кг. Экипаж 2 человека.
ТТХ Ме.410А-1/U2:
Двигатели: 2 Daimler-Benz DB.603А по 1.750 л.с. каждый. Максимальная скорость: 620 км/ч на высоте 6.000 м; 505 км/ч у земли. Время виража 30 сек. Потолок: 10.000 м. Дальность: 1.720 км. Вес пустого 7.525 кг; вес взлетный: 9.660 кг. Вооружение: 2х20-мм пушки и 2х7,92-мм пулемета вперед + 2х13-мм пулемета назад (дистанционное управление). Бомбы: 1.000 кг. Экипаж 2 человека.
Модификации и боевые качества:
Ме.210 при хороших для «двухмоторника» 1941 г. скоростных данных получился неудачным. Он был неустойчив в полете, трудно управляем, непредсказуем в реакции на движение ручки управления, склонен к сваливанию в штопор. Поэтому немцы весной 1942 прекратили начавшийся серийный выпуск Ме.210А. Однако венгры, купившие лицензию на производство фактически бракованного самолета, поневоле продолжили его строительство. Из 267 изготовленных Ме.210С они 108 передали Люфтваффе. В Германии же на базе Ме.210 разработали новый двухмоторный тяжелый истребитель Ме.410. На нем подвергли корректировке длину и мидель фюзеляжа, значительно изменили конструкцию крыла, и установили более мощные форсированные двигатели DB.603А по 1.750 л.с. Самолет, названный «Hornisse» («Шершень»), отличался от Ме.210 хорошей устойчивостью в полете, легкой управляемостью и неплохой для тяжелой машины маневренностью. В конце 1942 он был запущен в производство, и с января - февраля 1943 постепенно начались его поставки в войска. Правда, при этом и давно налаженное производство Bf.110 было сохранено - из нежелания рисковать, «если вдруг пойдет что-то не так» (немцы помнили проблемы с производством Ме.210).
Ме.410А и Ме.410В выпускались в вариантах фоторазведчика (только с пулеметным вооружением, дополнительная маркировка /U1), а так же «охотника» (тяжелого истребителя), и скоростного бомбардировщика. Некоторые «охотники» получали вместо носовых 7,92-мм пулеметов дополнительно 2х30-мм пушки, или их носовое вооружение ограничивалось 1х37-мм, и даже 1х50-мм пушкой (эти варианты обозначались дополнительной маркировкой /U4). Советские испытатели, которым достался неповрежденный Ме.410B-2/U4, отметили, что этот самолет представляет большую опасность для советских бомбардировщиков, особенно для Пе-2, которого он превосходит по всем летным параметрам.
Боевое применение:
Ме.210 с весны 1941 по весну 1942 постоянно пытались ввести в боевой строй, но этот процесс сопровождался таким количеством аварий, что немцы в конце концов отказались от производства этого самолета. Ме.210А в августе 1942 вооружили всего одну экспериментальную эскадрилью, и менее чем за месяц эксплуатации из 9 машин боеспособными остались только 3 (4 сбиты в боях и 2 разбиты в авариях). Лишь в начале 1943 г. с поставками в Люфтваффе венгерских Ме.210С (несколько улучшенных венграми) этими самолетами вооружили три Группе (одну в СССР и две – в Северной Африке); но и те с появлением Ме.410 сменили их на «Шершней».
Ме.410 стали поступать в войска с начала 1943 г., и к лету на Западе «Шершнями» вооружились уже три Группе, которые с июля активно участвовали в налетах на Великобританию и в боях на Средиземноморье. А в 1944 г. Ме.410 «засветились» и на советско-германском фронте, где они выполняли задачи разведчиков и скоростных бомбардировщиков. Однако большинство «Шершней» использовалось все же на Западе, где главной делом Ме.410 стала защита неба Германии от вражеских налетов. Они оказались очень хороши в борьбе против американских дневных бомбардировщиков, но против эскортных истребителей «Мустанг» у «Шершней» не было никаких шансов, и число Me.410 довольно быстро сокращалось…
Тяжелый истребитель Ju.88C
Так как начало войны показало, что германский тяжелый истребитель Bf.110 не обладает необходимым радиусом действия, было выдвинуто предложение разработать дальний тяжелый истребитель на базе бомбардировщика Ju.88. В результате был создан истребитель Ju.88С, изготовленный в количестве 3.200 экземпляров. Но в основной своей массе он строился как ночной перехватчик, поэтому более подробно об этом самолете будет рассказано в статье «Ночные истребители Люфтваффе». Здесь же будет упомянуто только о боевом применении относительно немногочисленной дневной версии «охотника» (всего около 260 экземпляров).
С осени 1942 этими самолетами была оснащена только одна Группе (4 эскадрильи), весь 1943 г. воевавшая на Средиземноморье (в январе 1944 эту Группе пересадили на FW.190). Кроме того, с весны 1943 на Восточном фронте в четырех бомбардировочных Эскадрах создали по одной эскадрилье охотников Ju.88С для борьбы с железнодорожными перевозками противника и для штурмовок советских аэродромов; еще одна такая эскадрилья базировалась в Греции и занималась подобной деятельностью на Средиземноморье.
2МВ: Истребители Германии начала войны (1939-1941 гг.)
Список других статей канала по теме «Авиация 2-й мировой войны» НАХОДИТСЯ ЗДЕСЬ
Если вас заинтересовала эта статья, поставьте «палец вверх», и подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новую информацию по разным темам военной истории.