А вы знали, что НИВА не просто некое название по «сельскохозяйственным мотивам»– это аббревиатура, (а значит, как любая аббревиатура, писаться она должна исключительно заглавными буквами), означающая ни много ни мало, а «Наилучшее Изобретение Волжского Автозавода»! . Этот автомобиль не только остается популярным на вторичном рынке спустя 45 лет производства, но и сохраняет свою актуальность среди покупателей.
В апреле этого года исполнится 47 лет с тех пор, как модель Lada 4x4 встала на конвейер. В честь этой легендарной модели давайте вспомним ключевые этапы ее истории.
В 1970 году Алексей Косыгин, занимавший пост председателя Совета министров СССР, инициировал программу по устранению различий между городом и деревней. В рамках этой программы ВАЗ, АЗЛК и ИМЗ получили задание создать комфортабельный внедорожник для сельских жителей.
В 1971 году был представлен первый экспериментальный образец ВАЗ-Э2121, который существенно отличался от привычной нам модели. Этот автомобиль стал испытательной площадкой для новой концепции – внедорожник без рамы, что считалось крайне смелым решением для конструкторов того времени. Первоначально планировалось оснастить его мощным дизельным двигателем, бортовыми редукторами, задней торсионной подвеской и системой для регулирования давления в шинах.
Однако в итоге было принято решение разработать более простую версию с высокой степенью унификации с уже существующими моделями АвтоВАЗа, что было экономически выгодно. Этот прототип помог конструкторскому бюро под управлением Петра Прусова сократить сроки разработки автомобиля. Двигатель объемом 1,6 л, надежность коробки передач, наличие блокировки межосевого дифференциала и понижающих передач – ответы на все эти вопросы были найдены благодаря ВАЗ-Э2121. Испытания автомобиля проводились в условиях строгой секретности.
В 1972 году ВАЗ-2121 был представлен в своем окончательном виде. Его дизайн был создан художником Валерием Семушкиным. Целью дизайна было создание автомобиля, который подойдет как для горожан, так и для сельских жителей. Из-за технических требований, согласно которым автомобиль должен был иметь небольшой багажник, запаска была расположена в моторном отделении для экономии пространства. В то время размещение запасного колеса снаружи, за задней дверью, считалось неэстетичным.
В 1973 году опытный образец ВАЗ-2Э2121, внешний вид которого уже был близок к привычной нам "Ниве", прошел испытания в Средней Азии, по результатам которых автомобиль был оснащен очистителем фар и задним стеклоочистителем, а приборная панель была дополнена тахометром.
В 1974 году автомобиль прошел государственные испытания и получил название "Нива", которое было запатентовано.
В 1974 году была выпущена первая опытно-промышленная партия "Нивы" в количестве 50 единиц, которые были отправлены в различные регионы для тестирования. Представители завода внимательно следили за процессом эксплуатации автомобилей, что позволило им выявить и устранить ряд недоработок. К апрелю 1977 года все ошибки были исправлены, и "Нива" стала выпускаться серийно.
"Нива" активно экспортировалась и продавалась за границей. Более 500 тысяч автомобилей были проданы в 100 с лишним стран мира. Благодаря своей надежности и комфорту, "Нива" завоевала популярность у покупателей по всему миру. Импортеры модифицировали ее, превращая в пикап, кабриолет или делая другие модификации в соответствии с местными вкусами.
Сборка модели была налажена в Бразилии, Греции, Канаде, Панаме, Чили, Эквадоре. Автомобиль экспортировался даже в Японию, где стал единственным советским авто, продающимся официально. Японцы подарили Петру Прусову в 1986 г. рекламный проспект будущей Suzuki Vitara со словами "Крестный отец этого авто".
В 1978 году ВАЗ-2121 получил золотую медаль на международной выставке в Брно и стал лучшим автомобилем своего класса. На его счету множество рекордов: "Нива" побывала в Антарктиде (1990 год), на Северном полюсе (1998 год), покоряла разные вершины и побеждала в ралли.
В 2011 году началось серийное производство модифицированной версии ВАЗ-21214 с АБС и BAS (Антиблокировочная система и система помощи при экстренном торможении и стабилизации). Модель имеет частичную совместимость с Niva-Chevrolet и оснащается новым сцеплением от Valeo, что позволило удвоить ресурс этого компонента и снизить вибрацию автомобиля за счет усиленной демпферной пружины и увеличенного диска сцепления..
"Нива" (ВАЗ-2121) оснащается 1,6-литровым двигателем мощностью 80 л.с., который был взят от "шестерки". Из-за наличия редуктора переднего моста пришлось изменить конфигурацию масляного поддона. Недостатком двигателя было то, что у него был низкий крутящий момент на низких оборотах, что ограничивало возможности автомобиля.
"Нива" была оснащена 4-х ступенчатой коробкой передач, взятой от других моделей Жигулей. Чтобы использовать весь потенциал автомобиля, была добавлена раздаточная коробка, которая имела пониженную передачу и блокировку межосевого дифференциала. Первые версии "Нивы" имели мосты с передаточным числом 4.44, это давало хорошую проходимость, но увеличивался расход топлива. Поэтому передаточное число было уменьшено до 4, 3, а затем до 4.1. На основе базовой модели ВАЗ выпустил несколько модификаций с разными двигателями. Например, ВАЗ-21211 имел 1.3 литровый двигатель мощностью 69 л.с.
Технические характеристики автомобиля ВАЗ-2121 "Нива":
Тип двигателя Бензиновый, Рабочий объем, 1690 куб. см, Тип привода -Постоянный полный
Передняя подвеска-Независимая на поперечных рычагах, Задняя подвеска -Зависимая пружинная, Тормоза -Дисковые спереди и барабанные сзади
Габариты (Д/Ш/В), мм -3640х1680х1640, Макс. скорость, км/ч 142, Разгон 0–100 км/ч, сек.17, Объем топливного бака, л 42, Размер шин 185/75 R16.
В Ниве стоит классический мотор на 80 лошадиных сил. Агрегат довольно слабый, и уже давно потерял свою актуальность. А покупателям хочется что-нибудь новое и свежее. Так почему же инженеры никак не поменяют сердце Ниве, чтобы она стала хоть чуточку мощнее? Оказывается, подобное решение вполне оправдано.
В 2006 году компания АвтоВАЗ установила в автомобиль "Нива" новый двигатель мощностью 122 л.с., что значительно улучшило его характеристики. Машина стала быстрее разгоняться, уровень шума и вибрации снизился. С точки зрения безопасности новый двигатель также был предпочтительнее старого. Тем не менее, установка нового двигателя потребовала полной модернизации коробки передач, а также решения вопросов, связанных с распределением крутящего момента.
Установка более мощного двигателя привела к увеличению стоимости автомобиля, поэтому "Нива" с новым двигателем стоила значительно дороже, чем модель с базовым двигателем. В максимальной комплектации цена обычной "Нивы" составляла 400 тыс. рублей, в то время как модель с более мощным двигателем стоила 540 тыс. рублей. Таким образом, разница в цене составляла 140 тыс. рублей, что отпугнуло многих потенциальных покупателей.
На АвтоВАЗе было принято решение отказаться от использования более мощного двигателя, так как его стоимость была слишком высока для данного автомобиля. Вместо этого "Нива" продолжает выпускаться со старым и проверенным временем мотором. В результате, на сегодняшний день автомобиль оснащается двигателем мощностью 80 лошадиных сил. Подводя итог, можно сказать, что "совершенство не требует изменений".
Спасибо, что дочитали до конца! Подписывайтесь!