Пару нюансов надо сказать про восстановление бортового камня (он же бордюр или поребрик).
Согласно ГОСТ 32961-2014 «Камни бортовые»:
Бортовой камень – это изделие из природного или искусственного камня, применяемое на автомобильных дорогах и предназначенное для обозначения и ограничения транспортных зон, разделения поверхностей проезжей части и элементов дорог, не предназначенных для движения автомобильного транспорта. В настоящее время бортовые камни изготовляют преимущественно из бетонов на цементном вяжущем без их армирования, а также из горных пород.
В случае нарушения бортового камня во время производства тех или иных земляных работ, необходимо обязательно предусмотреть его восстановление в проектной документации, о чём уже было сказано в предыдущей статье о восстанавливаемых элементах благоустройства улиц и дорог.
Причём восстановить необходимо бортовые камни аналогичного вида (типа) и марки, которые предполагается нарушить при производстве работ на объекте.
Бортовые камни могут быть изготовлены из разных каменных материалов, т.е. это может быть натуральные каменные материалы, например, как правило, это гранит или искусственный каменный материал, - бетон. Таким образом, получаем два вида бортовых камней: гранитный и бетонный. Как правило, они легко различимы визуально.
Марки бетонных бортовых камней представлены в ГОСТ 6665-91 «Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия». Тут же можно найти назначение каждого бортового камня. Например, бортовой камень марки БР 100.30.18 служит для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров и газонов, а вот БР 100.30.15 только для отделения внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов.
Марки бортовых камней из натуральных каменных материалов (гранита) представлены в ГОСТ 32018-2012 «Изделия строительно-дорожные из природного камня. Технические условия». Тут же можно найти назначение каждого бортового камня. Например, КбртГП1 служит для отделения проезжей части улиц и проездов от тротуаров, а КбртГП2 для отделения проезжей части улиц и дорог от тротуаров на съездах, в тоннелях и разделительных полосах.
В итоге, для восстановления бортовых камней аналогичных существующим на адресе, вначале определяем их вид по каменному материалу, т.е. гранитный или бетонный, а далее устанавливаем марку бортового камня по ГОСТ 6665-91 (бетонные бортовые камни) или ГОСТ 3201-2012 (гранитные бортовые камни).
На улицах и дорогах Санкт-Петербурга чаще всего встречаются следующие марки бортовых камней:
- Гранитные: КбртГП1 (для отделения проезжей части от тротуара или газона),
КбртГП2 (для отделения проезжей части от тротуаров на съездах и в тоннелях и разделительных полос), реже встречается КбртГП3 (для отделения проезжей части от тротуаров на мостах и путепроводах),
также реже встречается КбртГП4 и КбртГП5 (для отделения тротуаров от газонов; гранитный аналог бетонного борта БР 100.20.8),
КбртГП6 (он же КбртГПВ, для отделения проезжей части от въездов и тротуаров в зоне устройства занижений, например, на пешеходных переходах или в местах заезда автотранспорта);
- Бетонные: БР 100.30.18 (для отделения проезжей части от тротуаров и газонов),
БР 100.30.15 (только для отделения внутриквартальных проездов от тротуаров и газонов),
газонный БР 100.20.8 (для отделения тротуаров от газонов).
Также важно предусмотреть восстановление бортового камня на бетонном основании в соответствии с ТР 1.1-2017 «Технологический регламент на установку бетонных бортовых камней и камней из природного камня» разработанным СПб ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и СПб ГКУ «Центр комплексного благоустройства» и представленном на сайте СПб ГКУ "ДТС" в разделе нормативных документов.
При восстановлении (устройстве) бортовых камней необходимо предусмотреть следующие этапы:
- отрывка траншеи под устройство бортового камня и уплотнение основания;
- устройство щебёночного основания толщиной не менее 0,10 м;
- устройство бетонного основания (класс В15) толщиной 0,10 м с дополнительной укладкой бетонной смеси с боковых частей бортового камня также на высоту 0,10 м;
- заливка и расшивка швов между бортовыми камнями цементным раствором
- восстановление штробы в проезжей части и тротуаре.
Теперь рассмотрим несколько конструктивных узлов различных типов восстанавливаемых (устраиваемых) бортовых камней.
Спасибо за внимание, удачи в делах и хорошей дороги!
Читайте также: