Найти в Дзене

Типовые конструкции дорожных одежд для восстановления автомобильных дорог в Санкт-Петербурге.

Основным и обязательным требованием в проекте благоустройства любой автомобильной дороги (далее – АД) является наличие конструкций дорожных одежд (далее – КДО) для восстановления нарушаемых элементов дорог.

Конструкция дорожной одежды автомобильной дороги.
Конструкция дорожной одежды автомобильной дороги.

Как правило, инженер, который хочет получить информацию по данному вопросу, находит «Альбом дорожных конструкций для Ленинграда» А-385-88. Но хочу сразу заметить, что, несмотря на то, что это действующий документ, информация в нём уже устаревшая и не совсем актуальная.

Альбом дорожных конструкций для Ленинграда» А-385-88
Альбом дорожных конструкций для Ленинграда» А-385-88

Этот документ, к сожалению, в силу года своего выпуска (1989 год) и отсутствия обновлений, не учитывает: наличие современных материалов, которые появились после выпуска альбома, и требования других нормативных документов, таких как СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования», СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон», ГОСТ 58406.2-2020 «Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон», ГОСТ 58406.1-2020 «Смеси щебёночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон», ГОСТ 58401-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объёмно-функционального проектирования» и т.д.

К сожалению иного актуального альбома типовых конструкций для
Санкт-Петербурга, учитывающего все вышеуказанные требования, на данный момент времени не выпущено. По каким причинам так происходит, можно только догадываться.

В связи с этим, а также учитывая собственный опыт работы в дорожной сфере, для создания КДО в своём проекте можно использовать рекомендуемый документ СТО 35530651-06.01-2017 «Реестр видов и типов дорожно-строительных материалов, изделий и асфальтобетонных смесей, регламентированных для применения при проектировании и строительстве на объектах улично-дорожной сети Санкт-Петербурга», выпущенный СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и размещённый на сайте учреждения в разделе нормативные документы (сокращённое название на сайте: «СТО35530651-06.01-2017 Реес.вид.и_топ.дор.стр.мат.изд.и_асф.бет.смес.регл.для_ при.прим_проек.и_ст»).

СТО 35530651-06.01-2017 «Реестр видов и типов дорожно-строительных материалов…» СПб ГКУ «ДТС»
СТО 35530651-06.01-2017 «Реестр видов и типов дорожно-строительных материалов…» СПб ГКУ «ДТС»

В этом документе есть КДО для разных проезжих частей (в зависимости от группы дорог, согласно ГОСТ 50597-93, и от категорий дорог и улиц, согласно СП «42.13330.2016») и тротуаров. Единственное, в нём не указаны толщины слоёв конструкции, которые необходимо назначить в соответствии с СП 396.1325800.2018 (п. 12.11), СП 34.13330.2021 (п. 8.29), ГОСТами на используемые асфальтобетонные смеси.

Конструктивные слои дорожной одежды проезжей части
Конструктивные слои дорожной одежды проезжей части

В случае если вы сделаете запрос в Комитет по благоустройству или же районную эксплуатирующую организацию (ГУДП), то, как правило, вам укажут на необходимость самостоятельного расчёта конструкций, и вы получите подобный ответ:

«… В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, по объектам капитального строительства, в том числе для линейных объектов, при выполнении их капитального ремонта, реконструкции или строительства осуществляется подготовка проектной документации, состав и требования к содержанию которой регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Конструкции дорожных одежд следует назначать в составе проектирования объекта на основании результатов проведения изыскательских работ и расчетов в соответствии с требованиями нормативных документов по конструированию и расчету дорожных одежд автомобильных дорог.»

В лучшем случае вам укажут вид асфальтобетона в верхнем слое покрытия, например для проезжей части:

«… Дополнительно сообщаем, что согласно техническому паспорту
Улицы в верхнем слое покрытия проезжей части уложен асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на габбро-диабазе слоем 0,05 м», или «асфальтобетон ЩМА-20 на ПБВ-60 и габбро-диабазе – 5 см», или же для тротуара «асфальтобетон песчаный плотный тип Г М2 – 4 см».

Поэтому тратить время на подобные запросы не имеет особого смысла, если только вам это действительно необходимо (например, требование заказчика или какого-либо согласующего органа).

Далее приведём примеры конструкций дорожной одежды элементов дорог, которые возможно использовать для восстановления благоустройства автомобильных дорог в Санкт-Петербурге.

(!!!ВНИМАНИЕ: С 1 июня 2024 года ГОСТ 9128-2009 утратил свою силу, поэтому, в случае устройства конструкций проезжей части и тротуаров с асфальтобетонными покрытиями, советуем смотреть информацию в статье про ГОСТ 58406.2-2020).

1. Конструкция для проезжей части дороги магистральных улиц с интенсивным движением:

  • верхний слой покрытия – асфальтобетон аналогичный сущ. на адресе * – 5 см.
  • нижний слой покрытия – к/з плотный типа А марки I по ГОСТ 9128 – 2009 на на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
  • верхний слой основания из а/б смеси – к/з пористая марки I по ГОСТ 9128 – 2013 на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* В случае если имеется информация о существующем на улице верхнем слое покрытия проезжей части, то можно указывать конкретный асфальтобетон. Например, это может быть «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и габбро-диабазе» или «асфальтобетон ЩМА-20 на ПБВ-60 и габбро-диабазе».

2. Конструкция для проезжей части дороги местного значения, автостоянок и въездов на внутриквартальные проезды:

  • верхний слой покрытия – асфальтобетон аналогичный сущ. на адресе * – 5 см.
  • нижний слой покрытия – к/з плотный типа А марки I по ГОСТ 9128 – 2009 на на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* В случае если имеется информация о существующем на улице верхнем слое покрытия проезжей части, то можно указывать конкретный асфальтобетон. Например, это может быть «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и габбро-диабазе» или «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и граните».

3. Конструкция для городских тротуаров с асфальтобетонным покрытием и велосипедных дорожек, с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта:

  • верхний слой покрытие – песчаный плотный тип Г марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.
  • нижний слой покрытия – песчаный высокопористый марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 20-40 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ Iкласса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

4. Конструкция для городских тротуаров с покрытием из бетонной/гранитной плитки, с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта*:

  • покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см;
  • монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* в соответствии с требованиями п.5.2 и табл. 1 СП 508.1325800.2022

5. Конструкция для проезжей части, автостоянок и въездов дорог с покрытием из мощения штучным материалом (плиты, брусчатка и т.д.):

  • покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см*;
  • монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* можно указать в слое покрытия конкретный материал, например, брусчатка, гранитные плиты и т.п.

Иногда в качестве монтажного слоя используют слой тощего бетона толщиной 10 см. Такое, чаще всего, встречается на улицах в центре Санкт-Петербурга, где выполнено мощение тротуаров с въездами, а также, в некоторых случаях, проезжей части.

6. Конструкция для разделительной полосы и островков безопасности, как правило, такая же, как для тротуаров с асфальтобетонным покрытием или покрытием из бетонной/гранитной плитки, т.е.:

  • верхний слой покрытие – песчаный плотный тип Г марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.*;
  • нижний слой покрытия – песчаный высокопористый марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 20-40 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна,

* В некоторых случаях, когда не предусматриваетсязаезд специального (обслуживающего) транспорта, в конструкции разделительной полосы возможно уменьшение слоёв покрытия.

либо:

  • покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см*;
  • монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* В некоторых случаях, когда не предусматриваетсязаезд специального (обслуживающего) транспорта, в конструкции разделительной полосы в слое покрытия возможно использование плитки толщиной 6 см.

7. Конструкция для обочины:

  • покрытие - аналогичное существующему на адресе - 5 см*;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

* в качестве покрытия можно указать конкретный материал, при этом, главное, чтобы он был аналогичным существующему на адресе, например, асфальтобетонная крошка, щебень гранитный М800-1000, фр. 3-10 мм и т.п.

8. Конструкция для набивных дорожек (тротуаров с покрытием из гранитного отсева) схожа с конструкцией тротуаров и обочин:

  • покрытие - отсев гранитный М800-1000, фр. 0-5 мм - 5 см;
  • щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
  • песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.

9. В случае производства работ в границах водоотводных канав (кюветов) с откосами на автомобильных дорогах с открытым водоотводом, должно быть предусмотрена их прочистка и восстановление в существующей конструкции.

Мероприятия по восстановлению водоотводных канав могут включать:

  • Очистку от строительного мусора и грунта дна канавы;
  • Восстановление профиля канавы, её откосов и дна в существующей конструкции и отметках;
  • Укрепление канавы посевом трав

Спасибо за внимание, удачи в делах и хорошей дороги!

Читайте также статью про устройство занижений бортовых камней: