Основным и обязательным требованием в проекте благоустройства любой автомобильной дороги (далее – АД) является наличие конструкций дорожных одежд (далее – КДО) для восстановления нарушаемых элементов дорог.
Как правило, инженер, который хочет получить информацию по данному вопросу, находит «Альбом дорожных конструкций для Ленинграда» А-385-88. Но хочу сразу заметить, что, несмотря на то, что это действующий документ, информация в нём уже устаревшая и не совсем актуальная.
Этот документ, к сожалению, в силу года своего выпуска (1989 год) и отсутствия обновлений, не учитывает: наличие современных материалов, которые появились после выпуска альбома, и требования других нормативных документов, таких как СП 396.1325800.2018 «Улицы и дороги населённых пунктов. Правила градостроительного проектирования», СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги», ГОСТ 9128-2009 «Смеси асфальтобетонные дорожные, аэродромные и асфальтобетон», ГОСТ 58406.2-2020 «Смеси горячие асфальтобетонные и асфальтобетон», ГОСТ 58406.1-2020 «Смеси щебёночно-мастичные асфальтобетонные и асфальтобетон», ГОСТ 58401-2019 «Смеси асфальтобетонные дорожные и асфальтобетон. Система объёмно-функционального проектирования» и т.д.
К сожалению иного актуального альбома типовых конструкций для
Санкт-Петербурга, учитывающего все вышеуказанные требования, на данный момент времени не выпущено. По каким причинам так происходит, можно только догадываться.
В связи с этим, а также учитывая собственный опыт работы в дорожной сфере, для создания КДО в своём проекте можно использовать рекомендуемый документ СТО 35530651-06.01-2017 «Реестр видов и типов дорожно-строительных материалов, изделий и асфальтобетонных смесей, регламентированных для применения при проектировании и строительстве на объектах улично-дорожной сети Санкт-Петербурга», выпущенный СПБ ГКУ «Дирекция транспортного строительства» и размещённый на сайте учреждения в разделе нормативные документы (сокращённое название на сайте: «СТО35530651-06.01-2017 Реес.вид.и_топ.дор.стр.мат.изд.и_асф.бет.смес.регл.для_ при.прим_проек.и_ст»).
В этом документе есть КДО для разных проезжих частей (в зависимости от группы дорог, согласно ГОСТ 50597-93, и от категорий дорог и улиц, согласно СП «42.13330.2016») и тротуаров. Единственное, в нём не указаны толщины слоёв конструкции, которые необходимо назначить в соответствии с СП 396.1325800.2018 (п. 12.11), СП 34.13330.2021 (п. 8.29), ГОСТами на используемые асфальтобетонные смеси.
В случае если вы сделаете запрос в Комитет по благоустройству или же районную эксплуатирующую организацию (ГУДП), то, как правило, вам укажут на необходимость самостоятельного расчёта конструкций, и вы получите подобный ответ:
«… В соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации от 29.12.2004 № 190-ФЗ, по объектам капитального строительства, в том числе для линейных объектов, при выполнении их капитального ремонта, реконструкции или строительства осуществляется подготовка проектной документации, состав и требования к содержанию которой регламентированы постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 № 87 «О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию».
Конструкции дорожных одежд следует назначать в составе проектирования объекта на основании результатов проведения изыскательских работ и расчетов в соответствии с требованиями нормативных документов по конструированию и расчету дорожных одежд автомобильных дорог.»
В лучшем случае вам укажут вид асфальтобетона в верхнем слое покрытия, например для проезжей части:
«… Дополнительно сообщаем, что согласно техническому паспорту
Улицы в верхнем слое покрытия проезжей части уложен асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на габбро-диабазе слоем 0,05 м», или «асфальтобетон ЩМА-20 на ПБВ-60 и габбро-диабазе – 5 см», или же для тротуара «асфальтобетон песчаный плотный тип Г М2 – 4 см».
Поэтому тратить время на подобные запросы не имеет особого смысла, если только вам это действительно необходимо (например, требование заказчика или какого-либо согласующего органа).
Далее приведём примеры конструкций дорожной одежды элементов дорог, которые возможно использовать для восстановления благоустройства автомобильных дорог в Санкт-Петербурге.
(!!!ВНИМАНИЕ: С 1 июня 2024 года ГОСТ 9128-2009 утратил свою силу, поэтому, в случае устройства конструкций проезжей части и тротуаров с асфальтобетонными покрытиями, советуем смотреть информацию в статье про ГОСТ 58406.2-2020).
1. Конструкция для проезжей части дороги магистральных улиц с интенсивным движением:
- верхний слой покрытия – асфальтобетон аналогичный сущ. на адресе * – 5 см.
- нижний слой покрытия – к/з плотный типа А марки I по ГОСТ 9128 – 2009 на на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
- верхний слой основания из а/б смеси – к/з пористая марки I по ГОСТ 9128 – 2013 на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* В случае если имеется информация о существующем на улице верхнем слое покрытия проезжей части, то можно указывать конкретный асфальтобетон. Например, это может быть «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и габбро-диабазе» или «асфальтобетон ЩМА-20 на ПБВ-60 и габбро-диабазе».
2. Конструкция для проезжей части дороги местного значения, автостоянок и въездов на внутриквартальные проезды:
- верхний слой покрытия – асфальтобетон аналогичный сущ. на адресе * – 5 см.
- нижний слой покрытия – к/з плотный типа А марки I по ГОСТ 9128 – 2009 на на граните и БНД 60/90 – 8 см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* В случае если имеется информация о существующем на улице верхнем слое покрытия проезжей части, то можно указывать конкретный асфальтобетон. Например, это может быть «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и габбро-диабазе» или «асфальтобетон мелкозернистый плотный тип А М1 на БНД 60/90 и граните».
3. Конструкция для городских тротуаров с асфальтобетонным покрытием и велосипедных дорожек, с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта:
- верхний слой покрытие – песчаный плотный тип Г марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.
- нижний слой покрытия – песчаный высокопористый марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 20-40 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ Iкласса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
4. Конструкция для городских тротуаров с покрытием из бетонной/гранитной плитки, с возможностью заезда специального (обслуживающего) транспорта*:
- покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см;
- монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* в соответствии с требованиями п.5.2 и табл. 1 СП 508.1325800.2022
5. Конструкция для проезжей части, автостоянок и въездов дорог с покрытием из мощения штучным материалом (плиты, брусчатка и т.д.):
- покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см*;
- монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 40-70 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 4 (готовая смесь) – 24 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* можно указать в слое покрытия конкретный материал, например, брусчатка, гранитные плиты и т.п.
Иногда в качестве монтажного слоя используют слой тощего бетона толщиной 10 см. Такое, чаще всего, встречается на улицах в центре Санкт-Петербурга, где выполнено мощение тротуаров с въездами, а также, в некоторых случаях, проезжей части.
6. Конструкция для разделительной полосы и островков безопасности, как правило, такая же, как для тротуаров с асфальтобетонным покрытием или покрытием из бетонной/гранитной плитки, т.е.:
- верхний слой покрытие – песчаный плотный тип Г марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.*;
- нижний слой покрытия – песчаный высокопористый марки II по ГОСТ 9128 – 2009 на граните и БНД 60/90 – 4,0 см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 1200 фр. 20-40 по ГОСТ 8267 – 93, с расклинцовкой или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна,
* В некоторых случаях, когда не предусматриваетсязаезд специального (обслуживающего) транспорта, в конструкции разделительной полосы возможно уменьшение слоёв покрытия.
либо:
- покрытие - плитка тротуарная аналогичная существующей на адресе - 8 см*;
- монтажный слой - цементно-песчаная смесь 1:10 – 3,0-5,0см.;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* В некоторых случаях, когда не предусматриваетсязаезд специального (обслуживающего) транспорта, в конструкции разделительной полосы в слое покрытия возможно использование плитки толщиной 6 см.
7. Конструкция для обочины:
- покрытие - аналогичное существующему на адресе - 5 см*;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
* в качестве покрытия можно указать конкретный материал, при этом, главное, чтобы он был аналогичным существующему на адресе, например, асфальтобетонная крошка, щебень гранитный М800-1000, фр. 3-10 мм и т.п.
8. Конструкция для набивных дорожек (тротуаров с покрытием из гранитного отсева) схожа с конструкцией тротуаров и обочин:
- покрытие - отсев гранитный М800-1000, фр. 0-5 мм - 5 см;
- щебеночное основание – щебень гранитный М 800-1000 фр. 20-40 с расклинцовкой по ГОСТ 8267 – 93 или ЩПС по ГОСТ 25607 – 2009, С 5 (готовая смесь) – 15 см.;
- песчаное основание – природный песок для строительных работ I класса по ГОСТ 8736-2014 с коэффициентом фильтрации ≥ 3 м/сут. до грунтов земляного полотна.
9. В случае производства работ в границах водоотводных канав (кюветов) с откосами на автомобильных дорогах с открытым водоотводом, должно быть предусмотрена их прочистка и восстановление в существующей конструкции.
Мероприятия по восстановлению водоотводных канав могут включать:
- Очистку от строительного мусора и грунта дна канавы;
- Восстановление профиля канавы, её откосов и дна в существующей конструкции и отметках;
- Укрепление канавы посевом трав
Спасибо за внимание, удачи в делах и хорошей дороги!
Читайте также статью про устройство занижений бортовых камней: