Найти тему
1,6K подписчиков

17, 18, 19 БТР сессия. Подводим очередные технические итоги, мысли и размышления. Пятно контакта.

В феврале, когда уровень снега достиг максимума,

машина уже еле двигалась в таком снегу.

По моим замерам (место специально не выбирал), уровень снега составил 75 см, при этом под колесом было 34 см.
По моим замерам (место специально не выбирал), уровень снега составил 75 см, при этом под колесом было 34 см.

Опять появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.

Упрощенно, считал, что площадь пятна контакта шины при 50% деформации профиля,  равна площади протектора по длине дуги плюс площадь боковин
Упрощенно, считал, что площадь пятна контакта шины при 50% деформации профиля, равна площади протектора по длине дуги плюс площадь боковин

Но как предварительно сравнить разные шины и итоговый возможный выигрыш от их установки? Решил составить таблицу и прикинуть расчетную площадь пятна контакта, на основе геометрических параметров шин.

 В феврале, когда уровень снега достиг максимума,   машина уже еле двигалась в таком снегу. Опять  появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.-3

Чтобы в итоге сравнить расчетную площадь пятна контакта при условной 50% деформации профиля шины и возможные значения удельного давления на грунт при разном весе авто..

 В феврале, когда уровень снега достиг максимума,   машина уже еле двигалась в таком снегу. Опять  появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.-4

Также меня интересовало отношение длины к ширине пятна контакта.

 В феврале, когда уровень снега достиг максимума,   машина уже еле двигалась в таком снегу. Опять  появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.-5

За 100% взял вероятную площадь пятна контакта моих БТР шин в сравнении, с шинами в разных размерах и на разных дисках. Оказалось, например, что установка шин в размере 1200Х370 (ОИ-25) R20, взамен К-58 (1120Х360R18). даст всего 4 % увеличения площади пятна контакта и уменьшение удельного давления на грунт, всего на 0,005 кг/см2, при этом понадобиться установить вторую раздатку, что добавит в весе авто почти 100 кг и давление на грунт сравняется. Конечно увеличится дорожный просвет, уменьшиться минимальная скорость и т.д., но цена таких переделок и сложность работ, думаю перекроет все эти плюсы, да и машина уже превратиться в полноценный вездеход, который все равно не будет плавать и будет проигрывать вездеходам по типу Шерп, при этом утратит компромисс с асфальтовыми способностями. А идея проекта изначально 2 в 1.

Обе шины стравлены почти в ноль, но деформируются по разному.
Обе шины стравлены почти в ноль, но деформируются по разному.

Также провел замеры статического радиуса колес, стравленных в ноль, т.е. с выкрученным ниппелем,. Оказалось, что шины деформируются по разному, на одной оси, что означает, что они имеют разную жесткость, хотя и не факт, т.к. на одну сторону может приходить разный вес.

 В феврале, когда уровень снега достиг максимума,   машина уже еле двигалась в таком снегу. Опять  появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.-7

При этом расчетных значений деформации профиля (50%), достигает только одна шина, хотя можно например машину и догрузить весом.

Всего срезал с 4 шин еще 2,78 кг резины, только углубив протектор
Всего срезал с 4 шин еще 2,78 кг резины, только углубив протектор

Подумав, что основная жесткость в зоне шашек протектора, решил еще проредить шашки протектора, разрезав их почти до основания.

 В феврале, когда уровень снега достиг максимума,   машина уже еле двигалась в таком снегу. Опять  появились не здоровые мысли про установку еще больших колес и второй раздатки.-9

Такая простая процедура, думаю позволила решить отчасти вопрос по установке больших колес, тюнинга трансмиссии и пр., т.к..:

1. Момент инерции колеса стал чуть меньше и мне удавалось довольно быстро набирать скорость в 75 км.ч на твердой и ровной дороге, поддерживать ее на 4 передаче.

2. Неподрессоренная масса незначительно, но уменьшилась, что должно положительно отразиться на плавности хода, дорожные неровности.

3. Колесо стало более эластичным. что по идее должно уменьшить потери энергии на деформацию шины и качение колеса.

Обратил внимание, что след от машины в снегу. стал более плоским, боковой протектор работает почти по всей длине.
Обратил внимание, что след от машины в снегу. стал более плоским, боковой протектор работает почти по всей длине.

Распределения давления на грунт ,также по идее должно стать более равномерным.

4. Пятно контакта увеличилось, что должно уменьшить давление на грунт и повысить проходимость авто на слабонесущих грунтах

Шина после подрезки на низких давлениях стала выглядеть по другому.
Шина после подрезки на низких давлениях стала выглядеть по другому.

В конце февраля потеплело, что думаю положительно сказалось за жесткости шин, но уровень снега был еще приличный и мне удалось проверить результаты работ на практике.

Результаты были положительные на мой скромный взгляд и работы в этом направлении думаю стоит продолжить. Судя по отчетам, несколько машин, даже получили поломки трансмиссии, выезжая в снег в этот период.

Также решением, повышающим проходимость, видится установка передней, принудительной блокировки, т.к. из литературы -"Расчёт обобщённого коэффициента сцепления для дифференциалов даёт следующие результаты:

- простой шестеренчатый дифференциал - 0,2;

- дифференциал повышенного внутреннего трения - 0,4

- блокированный дифференциал 0,5.

Приведённые расчёты показывают, что установка в ведущих мостах ав- томобилей дифференциалов повышенного внутреннего трения (самоблокиру- ющихся дифференциалов) и дифференциалов с принудительной блокировкой увеличивает обобщённый коэффициент сцепления и повышает проходимость автомобиля в ухудшенных дорожных условиях."

Да и на видео видно, как неравномерно работают колеса переднего и заднего моста, хотя этот вопрос не однозначный, т.к. колеса в ведомом и ведущем режиме работаю по разному, а есть еще и паразитная мощность.

Также опять подтвердилась необходимость системы подкачки шин. На поле мне приходилось травить шины в несколько этапов, т.к. ко всему прочему, шины видимо нагревались и давление воздуха в них росло. А при продолжительных остановках шины могут остывать. Благо техническое решение есть.

Ну и наверное стоит обратить внимание на такой фактор как вес. На поле выезжал, даже снимая бампер и не ставя лебедку, с пустым багажником, да и сам выходил из машины. Тут тоже есть над чем еще поработать.

В специализированной литературе, довольно подробно описаны процессы, влияющие на проходимость авто.

Будьте здоровы!

Литература по теме:

1. В ПОМОЩЬ СТРОИТЕЛЯМ БАМ В. Б. ЛАВРЕНТЬЕВ

2. Агейкин Я.С. Проходимость автомобилей

3. Агейкин Я.С. Вездеходы

4. В.Н. Кравец Теория движения колеса ГЛАВА 8. ПРОХОДИМОСТЬ АВТОМОБИЛЯ

Несколько видео из сети на тему езды по снегу и в снегу.

В этом видео патрол на 41 старк прото, продолжительно двигается в снегу.

В этом видео засветился Ховер на 44 БТР и военных мостах.

Тут вездеход на колесах как понимаю трэкол 1350 ммХ700 мм, идет в похожем снеге и режиме.

Газ 69 на белках и военных мостах.