Знаете, что делает человека добрее? Запах свежеиспечённого хлеба. Когда-то саратовские студенты кафедры психологии проводили интересный эксперимент. Человек шел по улице, останавливался, начинал рыться в сумке и что-то ронял из нее - платочек или ключи, неважно. Прохожие либо проходили мимо, либо спешили поднять предмет и отдать его хозяину. И чаще всего, в 77% случаев, люди оказывали любезность другому человеку, если вокруг витал аромат свежей выпечки.
Этот запах побуждает в человеке самые добрые, светлые, человечные чувства.
Знаете, почему я сохранила остатки сострадания и эмпатии? Потому что на младших курсах занятия в мединституте шли напротив знаменитой в Саратове пекарни - фабрики "Стружкина", и, будучи студентами, мы часами вдыхали аромат свежего хлеба. А на переменах бегали в магазинчик при фабрике и пили чай с замечательными булочками.
Если честно, никто из нас тогда не задумывался, почему фабрика носит имя Стружкина, и кто этот Стружкин такой - великий пекарь или революционер?
А история названия этой фабрики очень интересна. Предлагаю сесть на машину времени и вернуться в Москву в середину XIX века, посмотреть на становление династии булочников Филипповых.
О том, как Иваном Максимовичем Филипповым были «изобретены» сайки с изюмом весьма занимательно и образно написал журналист В. А. Гиляровский в своей знаменитой книге "Москва и москвичи" :" В 1848-1859 гг. Всевластным диктатором Москвы был генерал-губернатор А. А. Закревский, к завтраку которого каждое утро подавались горячие сайки от Филиппова. Однажды в одной из таких саек оказался запеченный таракан:
- Эт-то что за мерзость! Подать сюда булочника Филиппова! - заорал властитель за утренним чаем.
Слуги, не понимая в чем дело, притащили к начальству испуганного Филиппова.
- Эт-то что? Таракан? - И сует сайку с запеченным тараканом. - Эт-то что? А?..
- Это изюминка-с!
- Врешь, мерзавец! Разве сайки с изюмом бывают? Пошел вон!
Бегом вбежал в пекарню Филиппов, схватил решето изюма да в саечное тесто, к великому ужасу пекарей, и вывалил.
Через час Филиппов угощал Закревского сайками с изюмом, а через день от покупателей отбою не было.
- И очень просто! Все само выходит, поймать сумей, - говорил Филиппов при упоминании о сайках с изюмом".
Скоро слава о «филипповском» хлебе распространилась далеко за пределы Москвы и докатилась до Петербурга. В 1855 г. за отличное качество и широкий ассортимент продукции московский булочник получил звание Поставщика двора Его Императорского Величества. Как пишет Гиляровский, в народе ходила молва о том, что свои калачи Филиппов в особо закрытых липовых коробах "с пылу, с жару, укрытые под особыми пуховичками, важивал прямо с Тверской в Зимний дворец к царскому кофию". Филиппов первым придумал замораживать свежеиспечённый хлеб.
Сын родоначальника знаменитой династии кондитеров Дмитрий Иванович Филиппов открыл в 1886 году в Саратове хлебопекарню и булочную почти в центре города. Затем она стала хлебокондитерской фабрикой, известной по всему Поволжью и центру России.
В 1918 году фабрику национализировали, а бывшему хозяину Дмитрию Ивановичу удалось эмигрировать. Судьба забросила его в Бразилию, где бывший хозяин нескольких крупнейших хлебопекарен страны бедствовал.
В 1926 году Филиппов пишет письмо коллективу саратовской фабрики и требует выслать ему контрибуцию за оставленное здание и промышленные мощности. Получив это письмо, рабочие фабрики устроили собрание, где шумно обсуждали требование бывшего хозяина. Написали несколько вариантов ответа, в итоге остановились на таком : во весь лист нарисовали огромный кукиш и отправили в Бразилию.
И чтобы совсем уж показать, кто теперь в пекарне хозяин, решили фабрику переименовать. Назвали именем пламенного революционера Ивана Кирилловича Стружкин, питерского рабочего и член РСДРП, а после революции – председателя ЦК профсоюза работников пищевой и вкусовой промышленности. В 1916 в Саратове 20-летним юношей он вел революционную работу среди рабочих хлебокондитерской фабрики Филиппова. Умер в 1919 году, 23-летним, от туберкулёза.
Фабрика Стружкина многие годы радовала саратовцев и гостей города фантастически вкусной выпечкой. За их ромовые бабки по 16 копеек, сочные, с шоколадной глазурью, я могла бы рассказать все свои секреты, включая вес, возраст и размер ноги.
А за их фирменным тортом "Яблонька" с хрустящим безе и яблочным повидлом выстраивались очереди.
Но в 2005 году фабрика Стружкина обанкротилась, замороженные булки из Ашана оказалось продавать выгоднее, чем печь Саратовский калач с хрустящей корочкой, и теперь на проспекте не пахнет восхитительными булочками, и саратовцы стали на 77% черствее. А жаль...