Летом 2004 года, такая большая страна как Австралия объявила, что закупит для нужд своей армии на перевооружение вместо устаревающих американских вертолётов S-70A "Black Hawk" целых двенадцать вертолётов европейского свежего производства NH-90 "Taipan".
К тому моменту данный вертолёт страны Евросоюза собирали сообща с 1995- го года, базируясь от основной фирмы , там где собирали - "Airbus Helicopters"(Франция).
Вертолёт NH-90 позиционировался производителям, как "военная крылатая многофункциональная машина полезности" в модификациях для армейских и морских подразделений.
Спустя ещё пару лет, в июне уже 2006 - го года, Силы обороны Австралии объявили о начале сборки таких вертолётов на собственном предприятии из поставляемых комплектующих. Ради перевооружения своего вертолётного парка Австралия решила закупить ещё 34 вертолёта NH-90 .
Всего получалось сорок шесть вертолётов. Из них только четыре были собраны в Европе и направлены австралийцам. Все остальные машины представители "зелёного континента и кенгуру" собирали сами!
Далее в процессе эксплуатации стали выявляться различные недоработки у данного вида вертолётов, в основном по двигателям. Машины требовали усовершенствования и австралийцы обращались с жалобами к производителям в Европу. Те конечно обещали, кое-что переделывали, а затем находились новые неполадки техники - и такая тягомотина длилась до бесконечности. В итоге уже в 2014-м году австралийское правительство пришло к выводу, что данный тип вертолёта необходимо выводить их эксплуатации - в местных широтах он толком не работает!
Было решено, что вертолёты не подтвердили установленных контрольных показателей эксплуатационных возможностей.
В результате австралийская армия была вынуждена эксплуатировать свои устаревшие "Блэк Хоуки" с уже выработанным ресурсом работы.
Время шло, и только в декабре 2021 - го года правительство Австралии(видимо поднакопив деньжат) объявило о том, что отказывается от эксплуатации парка "евровертолётов" (из-за задержек поставок запасных частей из Европы) и будет заменять его новыми UH-60M "Black Hawk"!
Затем случился ряд происшествий с вертолётами "Тайпан".
В марте прошлого года армейский "борт" с десятью десантниками вышел из строя в полете, зависая над вечерним пляжем в Джервис-Бэй. Вертолёт спикировала на воду и только это привело к спасению всех находящихся на его борту.
А в июле прошлого года, очередной такой же вертолёт, упал в море во время учений вблизи острова Гамильтон на севере Австралии. Четыре члена экипажа пропали без вести.
После этих случаев полёты вертолетов данного типа были остановлены. и уже 29 сентября 2023- го года, правительство Австралии объявило, что эти "евовертолёты" не вернутся на службу в австралийскую армию!
После такого заявления к австралийцам поехали сразу "попрошайки от небратьев" с требованием передать подлежащие списанию вертолёты им.
Австралийцы взяли время на размышление...
И вот в середине января 2024 - го года было заявлено представителями Австралии, что вертолёты " Тайпан" выводимые из армейского состава никому не будут передаваться.
Всё значимое оборудование с них будет снято, а оставшиеся остовы будут распилены на металлолом. "Тайпаны" уже месяц как разбираются, все сорок с лишним машин. И это несмотря на сделанный официальный запрос от "небратьев" датированный 19-м декабря 2023 года, о предоставлении тем, данных вертолётов, несмотря на задокументированные свидетельства о небезопасности эксплуатации списываемых раньше времени воздушных машин.
Таким образом запрос от представителей страны "бурячковых" остался без удовлетворения. Австралийские геликоптеры едут на свалку!
* * *