Найти в Дзене
Альтернативная история

Ещё раз о МиГ-41. Действительно ли ведутся работы над этим самолётом и какие у него перспективы

Оглавление

До недавнего времени я считал, что МиГ-41 это легенда, место которой больше у нас на сайте чем в серьёзных профильных ресурсах. Однако на сайте ТопВар появилась статья посвящённая этой машине, и я её не мог пропустить мимо своего внимания. Так же думаю многим она будет интересна. Так что встречайте.

Авиация реальная и альтернативная | Блог альтернативная история | Дзен

МиГ-41, также известный как перспективный авиационный комплекс дальнего перехвата (ПАК ДП), является объектом многочисленных спекуляций в онлайн-источниках, касающихся его возможного облика. Варианты варьируются от утверждений о полной отмене проекта МиГ-41 до разработки некоего воздушно-космического истребителя, способного функционировать на околоземной орбите.

В данном контексте мы не будем акцентировать внимание на перспективных технологиях, которые могут быть реализованы в отдалённом или среднесрочном будущем. Речь не пойдет о прямоточных или детонационных силовых установках, радиооптических фазированных антенных решетках (РОФАР), гиперзвуковых скоростях и возможности выхода в космос. Вместо этого мы сосредоточимся на потенциале, который может быть реализован в ближайшем будущем благодаря возможностям отечественной промышленности, в частности, корпорации «РСК «МиГ», как преемника традиций ОКБ имени А. И. Микояна.

Почему именно «РСК «МиГ»?

Во-первых, разработка МиГ-31 принадлежит ОКБ Микояна, и вся общедоступная информация о ПАК ДП указывает на то, что именно «РСК «МиГ» занимается созданием этого перспективного перехватчика большой дальности. Более того, было бы желательно видеть здоровую конкуренцию между двумя конструкторскими бюро в области разработки тактической боевой авиации в России.

-2

Предполагаемый внешний вид ПАК ДП от «РСК «МиГ», проект 701 с взлетной массой около 70 тонн.

Однако, учитывая неудачный опыт с МиГ-35, который оказался невостребованным, необходимо рассмотреть вероятность того, что «РСК «МиГ» может оказаться не в состоянии разработать МиГ-41 в каком-либо виде. Вполне возможно, что «преемника» МиГ-31, если таковой вообще появится, будет создавать АО «Компания «Сухой», но это уже другая тема.

В предыдущей статье «От МиГ-31 к МиГ-41: цели и задачи перспективного боевого самолета» отмечалось, что перед перспективным многофункциональным истребителем-перехватчиком МиГ-41 стоят задачи, которые могут оказаться непосильными для таких боевых машин, как тяжелый многофункциональный истребитель пятого поколения Су-57 и перспективный легкий многофункциональный истребитель Су-75.

-3

Рендер Су-75. Изображение – пресс-служба ГК «Ростех»

С помощью МиГ-41, предположительно, могут решаться следующие задачи:

  • уничтожение высотных сверхзвуковых и гиперзвуковых, пилотируемых и беспилотных разведывательно-ударных комплексов;
  • перехват гиперзвуковых ракет из режима боевого дежурства в воздухе;
  • уничтожение на большой и сверхбольшой дальности особо важных воздушных целей, таких как самолёты дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ), самолёты-топливозаправщики, самолёты-разведчики, самолёты противолодочной авиации, а также стратегические бомбардировщики;
  • применение противоспутникового оружия и вывод полезной нагрузки на низкую околоземную орбиту (НОО);
  • использование в качестве первой ступени для запуска существующих и перспективных гиперзвуковых ракет.

Ещё один важный фактор в вопросе создания ПАК ДП – это время.

Каков прогнозируемый срок службы истребителей МиГ-31? Согласно общедоступной информации, максимальный срок эксплуатации конструкции МиГ-31 может быть увеличен до 40 лет. Учитывая прекращение выпуска этих машин в 1994 году, к 2034 году их использование должно быть прекращено.

Какой тип авиации заменит МиГ-31 для запуска гиперзвуковых ракет «Кинжал»? Будет ли что-то использоваться для перехвата целей, движущихся на высокой скорости? И кто будет нести противоспутниковое оружие, если его разработка будет завершена?

Вот и получается, что замена МиГ-31 необходима в кратчайшие сроки, ориентировочно – первый полёт в 2030 году, серийное производство не позже 2035 года.

В данном материале мы рассмотрим два варианта реализации многофункционального истребителя-перехватчика МиГ-41, назовём их – базовый и продвинутый, при этом мы будем учитывать вышеуказанные задачи, которые он должен решать.

Из основных конструктивных элементов боевого самолёта можно выделить:

  • планер – фюзеляж, крылья, управляющие поверхности;
  • двигатели – турбореактивные двигатели (ТРД);
  • бортовое радиоэлектронное оборудование (БРЭО).

Строго говоря, в нашем варианте МиГ-41 – это уже не совсем ПАК ДП, скорее это многофункциональный высотный сверхзвуковой истребитель-перехватчик (да, сейчас почти все боевые самолёты тактической авиации являются сверхзвуковыми, однако большинство из них способно переходить на сверхзвуковую скорость лишь ненадолго и ненамного).

Планер

В качестве основы мы используем конструкцию, унаследованную от самолетов МиГ-25 и МиГ-31.

-4

Некоторые могут увидеть в этом масштабную модернизацию МиГ-31, и в какой-то степени это будет справедливо. Однако, учитывая масштаб планируемых изменений и необходимость возобновления производства, по сути, это будет совершенно новый боевой самолет.

Да, кому-то это решение может показаться возвратом к прошлому, но здесь стоит обратить внимание на пример американского F-15EX. Несмотря на наличие в эксплуатации истребителей пятого поколения F-35, выпускаемых в больших количествах, а также разработку истребителя шестого поколения, ВВС США решили заказать современную, максимально продвинутую версию F-15, который впервые поднялся в воздух еще в 1972 году.

И они, очевидно, не беспокоятся о том, что кто-то может подумать. К слову, первый полет МиГ-25 состоялся в 1964 году – на восемь лет раньше F-15, а МиГ-31 впервые взлетел в 1975 году.

-5

F-15 немного опережает МиГ-25 по возрасту, однако усовершенствованная версия F-15EX все еще выпускается для американских ВВС.

Не стоит ждать гиперзвуковых скоростей, космических полетов, сниженной заметности или выдающейся маневренности (удивительно, что кто-то вообще обсуждал сверхманевренность в контексте ПАК ДП), но для заявленных целей все это и не обязательно.

Почему бы тогда не улучшить существующие МиГ-31?

Причина в том, что, как упоминалось ранее, через 5-10 лет конструкция МиГ-31 достигнет предела своего ресурса и будет списана.

Возобновление производства планеров нецелесообразно – методы производства значительно эволюционировали, потребуется новое оборудование и оснастка. Кроме того, принимая во внимание предполагаемые задачи МиГ-41, изменятся требования к планеру, который должен быть оптимизирован для работы на максимальных скоростях и высотах. Фактически, планер базовой версии МиГ-41 будет более схож с планером оригинального МиГ-25, но с использованием современных достижений аэродинамики и новых материалов.


21 августа 1977 года лётчик-испытатель Александр Федотов на МиГ-25ПУ достиг высоты в 37 650 метров, установив тем самым абсолютный мировой рекорд высоты.Не исключено, что в конструкции планера будут применены передовые сплавы или другие материалы, способные выдерживать экстремальные температуры, возможно, с использованием технологий, разработанных в рамках программы «Энергия-Буран». Также допускается применение композитных материалов в отдельных элементах конструкции. Вероятно, произойдет частичный или полный переход от гидравлических систем к мощным и быстродействующим электроприводам.
21 августа 1977 года лётчик-испытатель Александр Федотов на МиГ-25ПУ достиг высоты в 37 650 метров, установив тем самым абсолютный мировой рекорд высоты.Не исключено, что в конструкции планера будут применены передовые сплавы или другие материалы, способные выдерживать экстремальные температуры, возможно, с использованием технологий, разработанных в рамках программы «Энергия-Буран». Также допускается применение композитных материалов в отдельных элементах конструкции. Вероятно, произойдет частичный или полный переход от гидравлических систем к мощным и быстродействующим электроприводам.

Предполагается, что объем конструктивных изменений при создании планера для базовой версии МиГ-41 будет сравним с масштабом работ, выполненных при разработке планера МиГ-31 на основе МиГ-25.

Планер улучшенной модификации МиГ-41 может опираться на новейшие разработки, имеющиеся в распоряжении компании «МиГ».

Выбор вариантов здесь достаточно ограничен.

В феврале 2000 года состоялся первый полет прототипа МиГ-1.44, созданного в рамках программы истребителя пятого поколения МиГ-1.42. Однако впоследствии программа МиГ-1.42 / 1.44 была закрыта, а в качестве основного самолета пятого поколения в России был выбран тяжелый многофункциональный истребитель Су-57. Возможно, в будущем его дополнит легкий истребитель Су-75.

-7

МиГ-1.42 / 1.44

В проекте МиГ-1.42 / 1.44 была применена аэродинамическая конфигурация «утка», характеризующаяся наличием переднего горизонтального оперения (ПГО). В последнее время данная схема становится все более востребованной, что подтверждается такими примерами, как французский Dassault Rafale, общеевропейский Eurofighter Typhoon и китайский Chengdu J-20. Не исключено, что даже разрабатываемый в США перспективный истребитель шестого поколения Boeing F-47 также будет спроектирован по схеме «утка».

-8

Chengdu J-20 (слева) и Boeing F-47 (справа)

В доступных источниках отмечается, что в передовом многоцелевом истребителе МиГ-1.42 / 1.44, по словам одного из разработчиков, угадывался «эволюционировавший МиГ-25» – высокоскоростной перехватчик, достигший принципиально нового уровня развития.

Следовательно, при создании перспективного МиГ-41 вполне вероятно использование наработок, полученных в ходе разработки МиГ-1.42 / 1.44.

Предполагается, что по сравнению с первоначальным проектом он будет увеличен в габаритах и адаптирован для полетов на больших скоростях, а не для выполнения сложных фигур пилотажа. Как и в случае с планером МиГ-25 / МиГ-31, конструкция должна обладать повышенной прочностью и устойчивостью к высоким температурам.

Двигатель

В качестве силовой установки для базовой версии рассматривается возможность возобновления производства существующих турбореактивных двигателей Д-30Ф6, используемых на МиГ-31, но в модернизированном варианте.

В частности, условный ТРД Д-30Ф6М может быть усовершенствован за счет внедрения современной плазменной системы зажигания, цифровой системы управления с полной ответственностью (FADEC), новых монокристаллических лопаток турбин, способных работать при высоких температурах, и других улучшений.

-9

Возможно, что потенциал модернизации ТРД Д-30Ф6 ещё далеко не исчерпан

В то время как серийный двигатель Д-30Ф6 демонстрирует тягу около 15,5 тонн в режиме форсажа, обновленная версия Д-30Ф6М потенциально способна достигать значений в диапазоне 17-18 тонн.

Таким образом, для перспективной модификации МиГ-41 рассматривается возможность использования «изделия 20» – турбореактивного двигателя АЛ-41Ф, разрабатывавшегося для проекта МиГ-1.42/1.44.

Не следует путать АЛ-41Ф с двигателем АЛ-41Ф1, созданным на основе АЛ-31Ф в качестве первоначального варианта для Су-57, поскольку оригинальный АЛ-41Ф не соответствовал габаритам Су-57. АЛ-41Ф должен легко интегрироваться как в продвинутый МиГ-41, так и в базовую версию, базирующуюся на модернизированном планере МиГ-31, поскольку прототип данного двигателя проходил испытания на летающей лаборатории МиГ-25 (борт 306), имеющей сходные размеры мотогондол.

Предельная скорость истребителя, созданного на основе проекта МиГ-1.42/1.44, должна была составлять 2,6 Маха, или примерно 3000 километров в час, что сопоставимо со скоростными характеристиками МиГ-31. Однако остаётся открытым вопрос о том, как долго этот самолёт мог бы поддерживать такую скорость с использованием форсажа. Стоит отметить, что на прототипах МиГ-1.42/1.44 применялось жаропрочное остекление с желтоватым оттенком, что также косвенно указывает на предполагаемое использование самолёта на высоких скоростях.

-10

Изделие 20 – ТРД АЛ-41Ф. Изображение @HEMemarian

Согласно общедоступным сведениям, тяга двигателя АЛ-41Ф достигала около 18 тонн уже в 2010 году. Предполагалось, что в будущем она достигнет 21 тонны, и вполне возможно, что благодаря современным технологиям эта цель не только достижима, но и превзойдена.

Другой перспективный вариант – «изделие-30», также известное как ТРД АЛ-51Ф, разрабатываемый для истребителя Су-57 пятого поколения, и, вероятно, для Су-75. Ожидается, что к 2030 году АЛ-51Ф будет запущен в серийное производство. Основной проблемой станет способность российской промышленности обеспечить необходимое количество этих двигателей, возможно, что для МиГ-41 их может оказаться недостаточно.

Стоит также упомянуть ТРД Р579-300, разработанный АМНТК «Союз». Мы уже обсуждали его в статьях «Советское наследство: турбореактивный двигатель пятого поколения на базе «Изделия 79»» и «Сердце самолёта: авиадвигатель и технические решения, способные вывести перспективный российский СВВП на новый уровень».

С одной стороны, предполагалось, что этот авиадвигатель будет обладать исключительными характеристиками и станет основой для оснащения истребителей пятого поколения. С другой стороны, на данный момент нет информации о продолжении его разработки. Официальный сайт АМНТК «Союз» заявляет об отсутствии связей с оборонной промышленностью в настоящее время.

-11

Вероятнее всего, все модификации турбореактивных двигателей МиГ-41 не будут оснащены системами управления вектором тяги (УВТ). Отсутствие УВТ объясняется нецелесообразностью увеличения массы и затрат на самолет, который изначально не проектировался для выполнения сложных маневров.

БРЭО

Основой радиоэлектронного оборудования (БРЭО) истребителя является радиолокационный комплекс (РЛК). Скорее всего, для МиГ-41 будет разработан принципиально новый РЛК, поскольку технология пассивных фазированных антенных решеток (ПФАР) считается устаревшей. Активные фазированные антенные решетки (АФАР), особенно в конфигурации с цифровой антенной решеткой (ЦАР) или ЦАФАР, представляются наиболее перспективным решением.

Несмотря на разработку нового РЛК, в его основу может лечь радиолокационная станция (РЛС) «Белка», созданная для истребителя Су-57. Предполагается, что через пять лет технология «Белки» будет хорошо освоена в производстве, а ее недостатки будут устранены.

Увеличенный размер носового обтекателя МиГ-41, созданного на базе фюзеляжа МиГ-31, позволит разместить в 1,5-2,4 раза больше приемо-передающих элементов (ППЭ), что значительно повысит эффективность РЛК. Если РЛС Н036 «Белка» имеет 1526 ППЭ при размере антенны 700х900 мм, то перспективная РЛС МиГ-41 может содержать около 2302 ППЭ при диаметре антенны 1100 мм или около 3729 ППЭ при диаметре 1400 мм.

-12

Полотно АФАР прототипа РЛС Н0З6 «Белка». Изображение Allocer

Размеры обтекателя передней части МиГ-41, основанного на планере МиГ-1.42 / 1.44, не установлены; более того, при адаптации корпуса под требования МиГ-41 они могут претерпеть изменения. Поэтому, для простоты, допустим, что они аналогичны параметрам базовой версии МиГ-41.

Исходя из того, что базовая радиолокационная станция (РЛС) «Белка» должна обнаруживать объекты с ЭПР (эффективной площадью рассеяния) в 1 квадратный метр на дистанции до 400 км, логично предположить, что продвинутый радиолокационный комплекс (РЛК) МиГ-41 будет способен обнаруживать крупные объекты, не использующие стелс-технологии, такие как самолеты ДРЛОиУ, танкеры, разведывательные самолеты, противолодочные самолеты и стратегические бомбардировщики, на расстоянии около 1000 км.

Следует подчеркнуть важность оснащения МиГ-41 высокопроизводительной оптико-электронной системой (ОЭС). Враг может попытаться уменьшить радиолокационную заметность перспективных сверхзвуковых и гиперзвуковых средств воздушного нападения, однако скрыть нагрев корпуса и выхлоп мощных двигателей практически нереально. В связи с этим, ОЭС для МиГ-41 может иметь даже большее значение, чем РЛС.

-13

Высокоэффективная ОЭС может стать одним из важнейших элементов МиГ-41

Предполагаемые ТТХ

Предполагаемые тактико-технические характеристики (ТТХ) МиГ-41:

  • максимальная скорость полёта на форсаже в диапазоне 3-4 Маха или 3500-4500 километров в час;
  • крейсерская сверхзвуковая скорость без использования форсажа порядка 1,5-2 Маха;
  • практический потолок порядка 25 километров и динамический потолок порядка 35 километров;
  • дальность полёта в диапазоне 3000-4000 километров на дозвуковой скорости на большой высоте;
  • два ТРД тягой по 18-21 тыс. кгс каждый;
  • грузоподъёмность порядка 8-12 тонн, с возможностью размещения крупногабаритного массивного моногруза под фюзеляжем (противоспутниковая ракета или гиперзвуковая ракета «воздух-земля») или двух массивных грузов под крыльями, на ближних к фюзеляжу пилонах (ракеты «воздух-воздух» сверхбольшой дальности);
  • максимальная взлётная масса порядка 40-45 тонн;
  • дальность обнаружения цели типа «самолёт ДРЛОиУ» или транспортный самолёт с помощью РЛС – порядка 1000 километров, цели типа «истребитель 4 поколения» – порядка 500-600 километров;
  • предполагаемая серия постройки – 100-150 единиц.

Выводы

Наверняка в российских конструкторских бюро ведутся какие-то исследовательские работы по созданию ПАК ДП в том виде, о котором фантазируют в сети Интернет – с детонационными двигателями, с гиперзвуковой скоростью полёта, малозаметный, с возможностью чуть ли не выхода в ближний космос.

Вопрос в том, когда такая машина может быть создана? Первый полёт в 2040 году? Или в 2050-м?

-14

К 2035 году возникнет острая необходимость в замене самолетов МиГ-31, которые будут сняты с вооружения, так как функционал, выполняемый этими машинами, окажется незаменим.

Изученные концепции создания МиГ-41, опирающиеся на платформу существующего перехватчика МиГ-31 и наработки, оставшиеся от проекта МиГ-1.42 / 1.44, вполне способны гарантировать выполнение задач по поражению высотных сверхзвуковых и гиперзвуковых объектов, нейтрализации приоритетных воздушных целей на значительном и сверхдальнем расстоянии, использованию противоспутникового вооружения и запуску гиперзвуковых ракет класса «воздух-поверхность».

Будущий авиационный комплекс дальнего перехвата МиГ-41, созданный на основе технологий, применяемых в МиГ-25 / 31 и проекте МиГ-1.42 / 1.44, представляет собой шанс оперативно и без особых сложностей восполнить пробел, который образуется после завершения эксплуатации МиГ-31.

Предполагаемый МиГ-41 не будет отличаться скрытностью или высокой маневренностью, он не ориентирован на сетецентричность и ведомых. Это специализированный инструмент для выполнения конкретного набора задач, упомянутых выше. Как известно, «у носорога зрение не самое лучшее, но с его габаритами и массой это проблема окружающих».

В настоящее время взлет МиГ-31 вызывает объявление воздушной тревоги по всей территории Украины. Аналогичная ситуация должна возникать и при взлете МиГ-41, только «разбегаться» будут не только наземные, но и воздушные объекты. Это должен быть тот самый «несокрушимый инструмент», против которого нет защиты, и не имеет значения, на каких технологиях он базируется – главное, его эффективность.

Покрасьте его в радикально чёрный цвет – так будет круче…
Покрасьте его в радикально чёрный цвет – так будет круче…

Официальная группа сайта Альтернативная История ВКонтакте

Телеграмм канал Альтернативная История

Читайте также:

Каким будет ПАК ДП. Последние новости о самом загадочном проекте Российской авиации - Альтернативная История
Самолёты и БПЛА ближайшего будущего от корпорации МиГ. МиГ-49 и другие - Альтернативная История

Источник: https://alternathistory.ru/eshhyo-raz-o-mig-41-dejstvitelno-li-vedutsya-raboty-nad-etim-samolyotom-i-kakie-u-nego-perspektivy/

👉 Подписывайтесь на канал Альтернативная история ! Каждый день — много интересного из истории реальной и той которой не было! 😉