Найти в Дзене

Как правильно обслуживать водную технику?

Оглавление

Коллеги, залог правильного владения катером (моторной лодкой), как впрочем и автомобилем или объектами недвижимости - это правильная оценка бюджета на операционные расходы, в том числе и периодическое обслуживание судна.

И если расходы на топливо - это такая “плавающая” сумма, то затраты на содержание являются константами, хотя и относительными, зависящими от региональных нюансов и собственных предпочтений судовладельца (пытаться обслуживать лодку самостоятельно или обращаться в сервисные структуры). В любом случае, грамотная и ответственная эксплуатация судна подразумевает следующие аспекты.

Т.О. мотора

(замена масел в двигателе и редукторе, сальников, свечей зажигания и других расходников, диагностика, мелкий ремонт и регулировки).

Некоторые судовладельцы ограничиваются ежегодным профилактическим обслуживанием, что само по себе неплохо, но не совсем правильно. Периодичность ТО (не путать с консервацией) двигателя в водномоторной тематике определяется не сезонностью или “пробегом” в км или милях, а выработанными моточасами. Для относительно маломощных моторов межсервисный период составляет приблизительно 100 -200 моточасов, а на более мощных - около 500. Рекомендованная производителем цифра, в обязательном порядке указывается в инструкции по эксплуатации двигателя, и её стоит неукоснительно придерживаться, как впрочем и прочих рекомендаций разработчиков мотора и корпуса.

Зимняя консервация двигателя

(прежде всего ПЛМ).

Некоторые судовладельцы пренебрегают этой процедурой, считая её “разводом на деньги” и мы оставим их при своём мнении. Суть в том, что при длительной стоянке, технические жидкости и топливо, разлагаются на фракции, вступающие в химические реакции и образующие весьма вредоносные отложения на внутренней поверхности цилиндров, бензо и маслопроводах и т.п. В процессе консервации - технические жидкости сливаются, и изнутри, критические места мотора обрабатываются защитным составом. Расконсервация - это обратная процедура (промывка, заправка двигателя маслом и топливом, запуск и регулировка). Движение - жизнь, поэтому и в навигационный период эксплуатации, мотору желательно давать “проветриться”, хотя бы раз в неделю.

  • Электрическая часть. Начинающему судовладельцу стоит найти в своей “посудине” блок предохранителей, ознакомиться с его схемой и, всегда держать, наряду со свечами зажигания и родным моторным маслом для долива, запасной комплект предохранителей. На практике, львиная доля проблем с электрикой решается их заменой, а в более “запущенных” случаях лучше обратиться к профессионалам.
  • Редуктор. Независимо от конструктивного решения, этот агрегат подвержен наибольшему риску механического повреждения, вплоть до разрушения конструкции. Дело в том, что многие наши водоёмы изобилуют антропогенными (затопленные населённые пункты, брошенные рыболовные сети) и природными подводными структурами, представляющими существенный риск для судоходства вне основного фарватера. Периодичность замены масла в редукторе определяется регламентом в инструкции по эксплуатации и среднем составляет 80 - 100 моточасов для ПЛМ, хотя во многом зависит от наличия сверхнагрузок на двигатель (хождение по заросшим отмелям, длительные рейды против сильного течения, перегревы и т.п.).
  • Корпус судна. Естественно, контакты с вышеуказанными структурами, мягко говоря, не способствуют целостности корпуса. Дополнительными разрушительными факторами являются зимнее хранение на морозе (влага в микротрещинах стекловолокна, превращается в лёд, со всеми вытекающими), неаккуратные слипование (спуски - подъёмы судна) и транспортировка (настоятельно рекомендуется использовать транспортировочные тенты и маневрировать с осознанием того, что на буксире находится лодка).  Естественно при каждом подъёме на сушу, а также после ударов о мели и встреч с подводными препятствиями следует визуально оценивать повреждения защитных покрытий корпуса и не затягивать с их ликвидацией.

Чтобы нести затраты только на периодическое ТО и не разоряться на весьма недешёвый  ремонт лодки,  стоит позаботиться о некоторых нюансах ещё “на берегу”, то есть на момент покупки и дооснащения лодки.

Несколько полезных лайфхаков безопасности и обслуживания маломерного судна.

  • К приобретению запасных винтов, со временем,  приходит пожалуй каждый судовладелец. Выбор винтов по шагу и форме - отдельная тема, но при наличии материальных возможностей, стоит озаботится этим вопросом заранее.
  • “Мастеров” много, но специалистов на порядок меньше, и так обстоят дела не только в автосервисах, а значит искать верфь (лабораторию) с хорошей репутацией стоит ещё до первого Т.О.
  • Львиная доля негарантийных поломок новых катеров - это повреждения корпуса, винтов, вала и редуктора от ударов о вышеупомянутые подводные и надводные препятствия. Как свести к минимуму вероятность таких происшествий? Очевидным решением является соблюдение разумного скоростного режима, но это достаточно очевидно. Не менее важным является обеспечение хорошего визуального обзора с консоли управления, а этим могут похвастаться не все модели катеров. Очень хорошим подспорьем являются, электронные карты структуры дна водоёмов, а также сонары (эхолоты переднего обзора, радары и видеокамеры, в том числе с тепловизором). Ходовые огни и  осветительные приборы устанавливаются не только для ГИМС и наличие дальнобойной поисковой фары прибавит капитану уверенности в условиях плохой видимости.
  • При неизбежной перспективе прохождения заросших отмелей, здорово выручают - носовой троллинговый электромотор, дополнительный маневровый ПЛМ меньшей мощности (при наличии технической возможности их установки, конечно), а на “худой конец”, поработать вёслами и баграми - это куда лучший вариант, чем погнутые винты и рассыпавшийся редуктор.

Изначально в конструкцию корпусов и моторов для строительства катеров и моторных лодок закладывается немалый потенциал прочности и надёжности, и только от нас (ну и немного от благосклонности морских богов) зависит качество и долговечность эксплуатации судна, а значит и предсказуемость бюджета на его эксплуатацию.

Всем здоровья и 7 футов под килем.

Автор статьи: Школа Капитанов им. Б.И. Дерушева

Источник: https://skimd.ru/study/kak-pravilno-obsluzhivat-vodnuyu-tehniku

Как правильно обслуживать водную технику? | Школа капитанов им. Б.И. Дерушева