Можно бесконечно долго утверждать, что люди сами усложняют свою жизнь. Однако это не так. Сложности достаются всем приблизительно поровну. Просто люди по-разному из них выбираются.
Одна и та же ситуация может достаться нескольким людям, но лишь один человек не сможет ее разрешить, или разрешит, но "не так как надо". Или вот еще вариант: он разрешает ее так, как надо ему, но не надо обществу. И тогда он становится изгоем.
Именно об этом и будет наш сегодняшний сюжет. Это история о неравном браке, о настолько неравном, что даже толерантное американское общество сочло его аморальным и преступным.
Смотрим драматический фильм режиссера Тодда Хейнса "Май декабрь" (2023). Сразу скажу, что это сложная история, очень искренняя и даже откровенная, поскольку основана на реальных событиях. Постарайтесь не судить героев до того, пока не посмотрите фильм - он очень многослойный и был снят явно не для того, чтобы его как следует поругали моралисты. И уж точно не для того, чтобы заниматься растлением юного зрителя. Да и вообще, мы же с вами понимаем, что война начинается не после фильма о войне.
Итак, сразу к сути. 2015 год, Саванна (Джорджия), США. В город приезжает известная актриса Элизабет Берри (Натали Портман). Она хочет познакомиться с местной жительницей Грейси Атертон-Ю (Джулианна Мур), которую будет играть в кино. Обычная немолодая домохозяйка, муж, дети, печет торты на заказ... Какое тут кино можно снимать? - А у нее муж моложе. - Ну и что, подумаешь редкость. - А он ее на 23 года моложе! - Ну, тоже случается...
Однако этот случай, и правда, достоин внимания. Джо Ю (Чарльз Мелтон) и Грейси Атертон познакомились, когда Джо, будучи 13-летним подростком, устроился на подработку в зоомагазин, в котором работала 36-летняя Грейси. Между ними возникает взаимный интерес, который позднее перерастает в симпатию, а затем и в интимную близость, случившуюся в подсобке магазина. Как такое могло произойти - вопрос риторический, ответ на который, все же, можно попытаться получить непосредственно из картины.
Для Джо Грейси была не первой женщиной, симпатичный парень-кореец уже имел близкие отношения с 3 девочками из школы. А вот у Грейси до Джо был только ее муж, от которого у нее было двое детей. Джо учился с ее сыном в одном классе. Женщина, вроде, пыталась урезонить подростка (да и себя заодно), но у нее почему-то не получилось.
За свою любовь (я сознательно пишу это слово без кавычек, а вы сделаете собственные выводы, когда посмотрите фильм), Джо, вроде бы, получил нагоняй, а Грейси - реальный тюремный срок, во время которого она родила от Джо дочку. Шел 1992 год, дело было громкое, резонансное.
После освобождения Грейси, пара законно оформила свои отношения, и у них родились близнецы. Теперь это самая обычная семья, где старшая дочь учится в колледже, а ее младшие брат и сестра готовятся к школьному выпускному.
Но в Саванне они осели недавно, и неизвестно, надолго ли. Все эти годы семья постоянно переезжала, меняя города, школы, места работы. Подальше от внимания журналистов и осуждения людей. 23 года минуло, но их до сих пор не оставляют в покое праведные поборники чужой морали. То посмотрят пристально, то скажут чего, а то и экскременты в коробочку упакуют и под дверь положат. А как же? Зло должно быть и будет наказано. Это ведь только отсидевших убийц и маньяков можно простить.
Справедливости ради надо сказать, что в этой истории есть еще несколько пострадавших. Это бывший муж Грейси и, конечно, ее старшие дети. Но к ним и общество, и время были снисходительны. У мужа образовалась новая семья, дети выросли и тоже устроились, хотя сын, конечно, мать не простил и настроен по отношению к ней весьма враждебно.
Удивительно, но Грейси своим поступком скорее удивила, чем обозлила свое тогдашнее окружение. Все знали ее как достойную женщину, хорошую жену и мать, ответственного работника. И тут вдруг такое...
Итак, актриса, которая должна сыграть Грейси, приезжает в гости в семью, чтобы как можно лучше подготовиться к роли. Она беседует с обоими супругами, детьми, бывшим мужем Грейси, ее адвокатом и даже бывшим работодателем.
А еще Элизабет, пользуясь случаем, намекает Джо, что он ее ровесник, ему только 36, и вся жизнь у него впереди. И оставшуюся часть этой жизни он совершенно не обязан провести с Грейси. Во всяком случае, близость с собой Элизабет ему очень эффективно навязывает.
Таким образом ее работа над ролью ставит семейное счастье Грейси и Джо под угрозу. Но это ведь такая ерунда. "Это просто история", как она говорит Джо. В отношении Грейси Элизабет испытывает неподдельный интерес, даже любопытство. Она с интересом осматривает подсобку в магазине, где "все это" происходило. А еще Элизабет словно с некоторой досадой подмечает, что Грейси не чувствует себя виноватой в том, что произошло.
Джо, действительно, многое пропустил в своей жизни. Он был почти ребенком, когда стал отцом. Какие-то детские радости, подростковые проблемы и этапы взросления прошли мимо него. Да что там, он даже тра*ку никогда не пробовал, шутка ли: папу учит курить косяч*к собственный сын! Единственный интерес Джо - разведение редких бабочек. Но он считает, что его жизнь - это в том числе и его история с Грейси, хотя она и началась слишком рано для него. На выпускном у близнецов Джо плачет, и смотреть на этот сплошной надрыв тяжело. Довольно много всего и слишком мало чего было в его жизни. И он хотел бы это исправить, но как - не знает. Но он точно не может рассматривать свое будущее без Грейси.
И вот материал для фильма собран, и Элизабет пора возвращаться в свою жизнь, в которой нет места рефлексии, переживаниям и сожалениям, и в которой, если что и было, то "это просто история". Она современная молодая женщина, и ее жизнь - это ее жизнь. Человек ведь сам знает, как ему жить, не правда ли?
Лично мне в какой-то момент показалось, что актриса в чем-то позавидовала своей героине - простой провинциальной домохозяйке, матери, немолодой женщине, пекущей торты на заказ. Она ведь смогла себе позволить чувство, за которое ей пришлось понести наказание, и остаться при своем.
У детей Грейси и Джо тоже не все гладко. У старшей дочери явно имеются претензии к качеству материнской любви, у младшей - сплошные вопросы и неуверенность, а сын - сын просто мечтает поскорее свалить из дома куда подальше. Но конфликтными семейные отношения не назовешь, скорее воспаленными, а воспаления, как известно, рано или поздно проходят. Я бы не стала тревожиться за это семейство, его не раздирают противоречия.
Подробнее на сюжете, эмоциональных нюансах и деталях отношений я останавливаться не хочу, но не потому, что боюсь показаться предвзятой. Моя позиция вполне однозначна: по прошествии лет героиню осуждать нельзя, а если закон ее когда-то и признал виновной, то свою вину она полностью искупила. Она не преступница и имеет право не рефлексировать и не получать посылки с какашками. Я бы не отвернулась от такой женщины, окажись она в моем окружении.
Итак, я не хочу выдавать подробности истории, потому что у вас есть право все увидеть неподготовленным глазом и получить свои законные впечатления от этого сложного многоярусного кино. А уж потом мы с вами все обсудим и навесим ярлыки. Шучу.
Если кто-то из вас уже смотрел этот фильм, будет интересно узнать ваше мнение о нем и об этой истории. Поделитесь в комментариях.
Джулианна Мур сыграла превосходно.
Фильм к просмотру рекомендую.
У меня на сегодня все, приходите завтра.
И помните: быть высоконравственным - это быть свободным душой. Конфуций сказал, кажется.
Фильмы с Джулианной Мур у нас тут:
📌Не забывайте про лайк и отзыв, друзья. Если вы их не оставляете, то невероятно щедрый алгоритм дзена лишает статью и без того редких показов, и тогда канал еще меньше показывают в ленте. Можете также поделиться этой публикацией и ссылкой на канал. И, пожалуйста, подпишитесь, чтобы нам не потерять друг друга.