Гусеничная ходовая часть экскаватора – незаменимый элемент агрегата. Она обеспечивает мобильность машины, помогает работать в разных условиях. Гусеницы активно эксплуатируются, поэтому в сервис поступают чаще остальных элементов. В этой статье разберем устройство ходовой части, проблемы при эксплуатации и правила обслуживания.
Как устроена гусеничная ходовая часть
Устройство гусениц экскаватора состоит из двух основных элементов:
- Движитель;
- Подвеска и рама.
В состав движителя входит гусеничная лента из башмаков или траков. Основа – система из звездочки, направляющих колеса и натяжителей, опорных и поддерживающих катков. Подвеска же включает в себя опорно-поворотный механизм. В него входят несколько рычагов – задний, передний, промежуточный.
Схема гусеничной ходовой части сложна и может меняться в зависимости от модели экскаватора. Главный элемент – лента. О ее видах поговорим дальше.
Виды гусениц
Гусеничная лента производится в трех вариантах:
- резиновая;
- металлическая;
- резинометаллическая.
Каждая предназначена для определенного рельефа. Гусеницы из резины используются в машинах, эксплуатирующихся в городских условиях или на слабом грунте, где есть вероятность повредить почву. Металлические хорошо работают на сложной или промерзшей, а также в холодное время года.
Также гусеницы классифицируются по ширине и количеству траков. Для первого параметра характерны значения от 180 до 450 мм. Среднее количество траков – 42-48. Устройство гусеничной ходовой части из металла сложнее: учитывают число башмаков, их шаг и высоту.
Какие бывают поломки ходовой части
При активной эксплуатации гусеничная лента вместе с опорным и движущим механизмом изнашивается. Чаще всего в сервис обращаются по следующим причинам:
- повреждения траков или зубьев вследствие механического воздействия;
- износ частей движителя: катков, направляющих;
- загрязнение ходовых частей снегом, грязью, мусором;
- повреждение и износ пальцев, втулок;
- утечка рабочих жидкостей;
- неправильно подобранная по размеру и длине гусеничная лента;
- слабое натяжение – такая «патология» не только способствует скорейшему изнашиванию основных деталей, но и снижает мобильность агрегата.
Каждая из поломок негативно сказывается на эффективности работы машины. Возникают они из-за:
- Неправильной эксплуатации. Например, экскаваторы с металлической лентой при работе на мягком грунте быстрее выходят из строя;
- Отсутствия своевременного ТО. Осмотр, проверка основных систем, очистка – эти меры позволяют избежать серьезных проблем при эксплуатации экскаватора.
Как обслуживать гусеничную ходовую часть экскаватора
Во избежание серьезных поломок владельцу строительного агрегата важно следить за его состоянием. Для этого нужно соблюдать некоторые правила:
- Проводить плановое и внеплановое ТО. Регулярные проверки помогут вовремя обнаружить поломку, устранить ее;
- Следить за нагрузкой на машину. Экономия – это хорошо, но не нужно жертвовать целым агрегатом. Четко следуйте инструкциям по эксплуатации. Выполнять на нем сторонние задачи или поднимать не подходящие грузы не рекомендуется, так как это приводит к скорейшему изнашиванию гусеничной части и прочих элементов;
- Аккуратно транспортировать. Поломки могут возникнуть даже на этом этапе. Следите за тем, чтобы экскаватор перевозился между рабочими объектами специализированным транспортом, был надежно зафиксирован.
Гусеничная ходовая часть экскаватора – сложная и уязвимая система. В ней часто случаются поломки. Однако тщательный уход и бережная эксплуатация обеспечат долгую и бесперебойную работу машины.