Найти тему

Вращающийся детонационный двигатель (ВДД) - революция в ракетостроении.

Классические реактивные двигатели практически достигли теоретически возможного потолка. Поэтому инженеры активно работают над альтернативными и более перспективными конструкциями, включая детонационные. Один из вариантов такой установки — вращающийся детонационный двигатель (ВДД), в котором ударные волны распространяются по кольцевому каналу.

Источник: pulse.mail.ru
Источник: pulse.mail.ru

ВДД представляет собой инновацию в области реактивных двигателей. Его разработка началась в начале 21 века как ответ на постоянно растущие требования к эффективности и экологичности ракетных двигателей. Идея объединить детонационное сгорание с вращением возникла благодаря желанию улучшить эффективность двигателя и снизить выбросы вредных веществ при сгорании топливной смеси.

Принцип работы ВДД.

Основная концепция ВДД - это детонационная волна, которая движется по круговому каналу (кольцу). Отличительной особенностью ВДД является закольцованная камера сгорания, расположенная между двумя цилиндрами, находящимися один внутри другого. В этой камере генерируется тяга посредством ударной волны, удерживающейся в бесконечной петле.

Схема ВДД. Источник: fishki.net
Схема ВДД. Источник: fishki.net

Через форсунки или щели в камеру впрыскиваются газообразное топливо и окислитель, затем они поджигаются. Происходит первая детонация, в результате которой испускается сверхзвуковая ударная волна, которая проходит по закольцованной камере сгорания. Сделав один оборот и вернувшись к форсункам, она поджигает следующую партию топлива и окислителя: взрыв создает еще одну сверхзвуковую волну, потом еще и еще. В результате серии взрывов появляется тяга.

После запуска двигателя детонации становятся самоподдерживающимися. Одна детонация зажигает смесь топлива и окислителя, которая выделяет энергию, необходимую для поддержания циклической детонации со скоростями ~ 8000 оборотов в секунду. Продукты сгорания молниеносно расширяясь выталкиваются из канала через сопло, создавая реактивную тягу.

Работа ВДД на стенде. Источник: stylishbag.ru
Работа ВДД на стенде. Источник: stylishbag.ru

Хотя конструкция ВДД аналогична импульсному детонационному двигателю, вращающийся более эффективен, потому что волны непрерывно вращаются вокруг камеры, тогда как импульсный требует продувки камер после каждого импульса.

Цикл работы ВДД. Источник: as-152.ru
Цикл работы ВДД. Источник: as-152.ru

Вращающийся детонационный двигатель имеет ряд неоспоримых преимуществ:

— Эти установки просты в конструкции, поскольку лишены подвижных частей;

— Они легкие и компактные;

— Их производство обходится гораздо дешевле производства газотурбинных двигателей;

— Их сложно вывести из строя;

— Для их производства не требуются «экзотические» материалы;

— Его можно использовать в тандеме с реактивным или газотурбинным. Необходимо лишь создать опытный образец.

Плюсы:

1. Эффективность: ВДД обещает значительное повышение эффективности за счет более полного сгорания топлива. Это может привести к снижению потребления топлива и увеличению мощности. Тем самым ВДД может обеспечить более высокую мощность при меньших размерах двигателя.

2. Снижение выбросов: ВДД может существенно снизить выбросы оксидов азота и углеводородов, что делает его более экологичным.

3. Универсальность применения: Технология ВДД может использоваться в различных типах двигателей, включая автомобили, авиацию и электрогенераторы.

Минусы:

1. Сложность разработки: Создание ВДД требует сложной инженерной разработки и тщательного контроля, что может увеличить стоимость производства.

2. Ограниченное производство: На данный момент производство ВДД ограничено, и масштабное внедрение может потребовать времени.

Созданием этих установок занимаются США, Япония, Австралия и Россия. Но на сегодня разработаны только их экспериментальные модели.

Лаборатория «Детонационные ЖРД» созданная на базе «Энергомаша» в июле-августе 2014 года добилась работоспособности в течение нескольких пусков полноразмерного демонстратора детонационного жидкостного ракетного двигателя, работающего на керосине и кислороде.

Первый работоспособный опытный образец ВДД. Источник: carscomfort.ru
Первый работоспособный опытный образец ВДД. Источник: carscomfort.ru

А в августе 2016г на одном из стендов НПО «Энергомаш» в подмосковных Химках заработал первый в мире полноразмерный жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) с использованием детонационного горения топлива.

Первый полноразмерный жидкостный ВДД. Источник: argo67.livejournal.com
Первый полноразмерный жидкостный ВДД. Источник: argo67.livejournal.com

В начале 2021 года австралийские разработчики отчитались об успешном запуске ВДД на полигоне. А теперь Японское космическое агентство (JAXA) сообщило о проведении первых в истории испытаний такого двигателя на орбите. Запуск состоялся 27 июля с помощью метеорологической ракеты S-520, способной по баллистической траектории подниматься до самых верхних слоев атмосферы. Восьмиметровый носитель стартовал с космодрома Утиноура на крайнем юге Японии и через четыре минуты он достиг высоты 235 километров где был успешно запущен ВДД.

Метеорологическая ракета S-520. Источник: mirtesen.ru
Метеорологическая ракета S-520. Источник: mirtesen.ru

В октябре 2023г стало известно, что Управление перспективных исследовательских проектов Министерства обороны США DARPA подписало контракт с военно-промышленной компанией Raytheon на создание рабочей версии воздушного вращающегося детонационного двигателя под названием Gambit.

Гиперзвуковая крылатая ракета будущего с двигателем ВДД. Источник: news2.ru
Гиперзвуковая крылатая ракета будущего с двигателем ВДД. Источник: news2.ru

В будущем Gambit планируют использовать на крылатых ракетах, предназначенных для истребителей четвертого поколения

Вращающийся детонационный двигатель обещает произвести революцию в транспортной, авиационной индустрии и ракетостроении благодаря улучшенной производительности и снижению вредных выбросов. Однако его успешное внедрение зависит от разработки и масштабного производства, что может занять несколько лет.

Авто
5,66 млн интересуются